ЛИДЕРСТВО КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЛИДЕРСТВО КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данного исследования диктуется возрастанием темы лидерства в различных сферах жизни человека: политика, культура, спорт, бизнес и т.д. Данная проблема касается всех людей современного общества. Существует огромное множество определений лидерства. По различным мнениям лидерство – способ влияния и управления, умение вести за собой людей. Само слово ведет свое происхождение от английского слова «lead», в переводе означающее вести. Таким образом, означает, что лидер – руководитель, ведущий людей к определенной цели. Тема лидерства знакома каждому человеку. В любом обществе найдутся люди, которые будут лидерами, а другие – идущими за ними. Лидер - развитый человек, как в профессиональном, так и в личностном плане, он всегда имеет своих последователей. Именно с помощью команды характеризуется и сам лидер. Он не кумир, окруженный толпой почитателей. Лидерство основывается на какой-либо цели. Лидер указывает своим соратникам в каком направлении двигаться и каковы их главные цели. Лидерство характеризуется наличием целей, а сам лидер способностью выбирать и направлять последователей к желаемому. Массы нуждаются в авторитете, аналогичному авторитету отца семейства.

Лидер обладает такими качествами и навыками, которые способны повести за собой людей. Например, внутренняя сила и притягательность (харизма) должны быть неотъемлемой частью его самого, давая тем самым веру и надежду своим последователям. К лидеру должны тянуться. Но за человеком, который не обладает умением направлять и организовывать народ, люди просто не пойдут. И, конечно же, лидер умеет формулировать общие для всех цели, мотивирует людей, доносит свои мысли, понимает их и чувствует.

Еще одним важным навыком лидера можно назвать способность к видению будущего. Он должен рассматривает все возможные варианты развития событий, предвидит ошибки и старается не допустить их. Любой знаменитый лидер обладает навыками видения. К примеру, Уолт Дисней, создавший развлекательную индустрию, давший толчок развитию мультипликации и бизнесу развлечений на много лет вперёд. Генри Форд, обеспечивший новый импульс машиностроению и задействовавший идею конвейерного производства. Лидер формирует события, исходя из своего видения, и одновременно привлекает других людей, для которых эти события становятся значительными.

Для современного лидера необходимо знание мира, который находится вокруг нас. Большое значение имеет информация, которой он владеет, но также необходимо из нее выделить главное, требующееся для данной цели.

Важными аспектами лидерства являются: видение ситуации, формирование целей и задач, мотивирование и направление людей в нужное русло.

Якоб Морено выделяет три роли лидера в группе:

1) по способности к управлению: описывается как спокойный, разумный, трудолюбивый, уравновешенный, самоотверженный, уважаемый, надёжный человек;

2) по популярности: общительный, весёлый, увлекательный, интересный, авторитетный;

3) «чёрная овца» — человек, для всех членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

Лидерство понимается как процесс сложнейшего взаимодействия людей в социальных группах на основе господствующих общественных отношений. Например, для социализма характерен демократический, коллективистский тип лидерства.

Лидерство способствует проявлению инициативы масс, созданию нужных условий для плодотворного развития коллектива. На взаимоотношения в коллективе оказывают влияние характер группы, сфера ее жизнедеятельности, специфические признаки ситуации, психологические особенности участников, цель деятельности и личность лидера.

Проблеме лидерства уделялось внимание на протяжении многих веков. Плутарх, Геродот и другие античные историки ставили в центр исторических повествований действия выдающихся лидеров. Макиавелли в своих произведениях описывал образ такого государя, который являлся лидером, добывающихся своих целей любыми путями. У Ницше стремление к лидерству – проявление «творческого инстинкта» человека. А по мнению Фрейда, в стремление к лидерству может переходить и подавленное либидо человека.

Исследованием темы лидерства и его значения в жизни человека занимались многие ученые как иностранные, так и наши соотечественники. Например, такие как Прыгин Б.Д., Яхонтова Е. С., Кретов Б. И., Смольков В. Г., Ицхак Адизес, Стивен Р. Кови, Дуайт Эйзенхауэр, М.Бауэр. Все они в своих работах рассматривали лидерство как неотъемлемый компонент жизни общества, его значение для современного человека, проанализировали качества, помогающие сформировать личность лидера, приводя примеры на реальных людях, добившихся своих целей.

Ученые выделяют авторитарное лидерство, предполагающее единоличное воздействие, основанное на угрозе применения силы, и демократическое лидерство, разрешающее членам группы принимать участие в установлении целей и управлении ее деятельностью.

В предприятиях различают два вида лидерства: формальное и неформальное. Формальное имеет связь с регламентированными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. А неформальное лидерство появляется на основе личных взаимоотношений работников. Эти два типа лидерства могут как взаимодополнять друг друга, так и конфликтовать.

Тема лидерства исследуется различными науками. Психология рассматривает личность самого лидера. Социология изучает с точки зрения значимости в социальной системе. Социальная психология исследует взаимодействие социальных и психологических особенностей, при этом разрабатывая методы отбора, обучения и выдвижения руководителей в зависимости от назначения группы и организации.

Современное общество требует большое количество лидеров. Лидерство и обилие лидеров напрямую связано с наличием огромного числа корпораций, предприятий, коллективов и других организаций и социальных институтов, которые должны организовывать людей и вести их за собой. Внутри любого производства есть много мест, требующих людей, быстро решающих поставленные задачи. Возрастает необходимость выявления с лидерскими чертами, характером, способностями и воспитания таких черт у людей, занимающих руководящие должности. Любой бизнес требует лидера, даже если он настолько мал, что состоит из 5-10 человек. Даже студенческие группы, немногочисленные по объему, не являются исключением. В студенческих группах роль лидера иногда может выполнять староста, но не обязательно. Чтобы достичь успеха в выполнении какого-либо дела, необходим человек, направляющий в работе всю команду, умеющий заставить людей продуктивно выполнять свои задания, как раз именно таким человеком и является лидер. Изучение лидерства направлено на разработку методов эффективного лидерства и отбора лидеров.

Список использованной литературы:

  1. Ромах О.В Интеллектуальный потенциал культурологии с. 6-10. Аналитика культурологии. 2004, № 1, с. 6-10

  2. Ромах О.В. Информациология языков культуры. Аналитика культурологии, 2005, № 1. с. 7.15

  3. Ромах О.В., Лапина Т.С. Культурогенная энергетика: ее виды и их взаимосвязь. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 48-53

  4. Лапина Т.С., Ромах О.В. Культура в гуманизации цивилизации . Аналитика культурологии, 2007, № 1.с. 53-60

  5. Ромах О.В. «Человек культуры» в социальном пространстве. . Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 96-100

  6. Ромах О.В., Познание в культурологии Аналитика культурологии, 2007, № 3. с. 96-99

  7. Ромах О.В. Деятельность как способ развития культуры. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 119-128

  8. Ромах О.В., Лапина Т.С. Самоценность человеческой жизни как основание социального окультуривания. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 35-49

  9. Ромах О.В., Лапина Т.С. Антропологические представления о человеке как творца и производного культуры Аналитика культурологии, 2010, № 1с. 49-64

  10. Ромах О.В. Взаимообусловленность культуры и творчества. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 196-203

Просмотров работы: 1330