ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье является одной из фундаментальных ценностей человеческой жизни. «Здоровье дороже всего», - гласит народная мудрость и вряд ли найдется человек, который способен это оспорить.

Современные представления о здоровье выходят далеко за рамки медицины, все более широкое признание получают взгляды на здоровье как источник повседневной жизни, заключающий в себе как социальные и личностные ресурсы, так и физические возможности (ВОЗ).

На сегодняшний день существует множество определений здоровья, однако обращают на себя внимание не столько различия, сколько общность в современных определениях здоровья — значимой его характеристикой выступают психологические аспекты.

Представляя первоначальное определение психологического здоровья, И. В. Дубровина (2004) дифференцирует данный вид здоровья от психического здоровья: «психическое здоровье», по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; «психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья» [1, С.40].

Отмечая разницу между психическим и психологическим, В. Н. Мясищев писал о существовании «собственно личностного психического» и «просто психического». Определение понятий «биологическое», «психическое» и «психологическое» позволяет более точно разделить понятия «соматическое здоровье», «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

В «Психологическом словаре» по ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского психологическое здоровье рассматривается как состояние (или характеристика) душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности [5, С.240].

Пахальян В. Э. (2006), анализируя понятие здоровья и понятие психологического здоровья, определяет психологическое здоровье как «…динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно–психологические возможности на любом этапе развития» [2, С.390].

Отвечая на вопрос, что такое психологическое здоровье, автор монографии «Психология здоровья», В. А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности: соматическое здоровье; развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека; умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» – Я–желающим и Я–долженствующим; умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм[2, С.391].

В зарубежной психологии термин психологическое здоровье употребляется при рассмотрении вопросов, связанных с формированием психологически здоровой личности и рассматривается как «самоактуализация» личности (А. Маслоу); удовлетворение экзистенциональных потребностей личности (В. Франкл); овладение смыслом собственной жизни (Ш. Бюллер).

В целом анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности:

1.Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.

2.Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.

3.Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.

4.Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.

5.Глубинная со–бытийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.

6.Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации.

7.Ощущение собственной дееспособности «Я могу».

8.Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом – живые люди.

9.Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности.

Вопрос о психологическом здоровье учителя в последнее десятилетие стал особенно актуальным. Данные современных исследований (А.В. Бутылин, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Л.М. Митина, В.Е. Орел и др.) показывают, что на сегодняшний день остро стоят проблемы сохранения здоровья и эколого-психологической безопасности педагогов.

Педагогическая деятельность в силу своей специфики предполагает работу учителя в условиях высокой степени неопределенности на фоне быстрой смены ситуаций взаимодействия, способность к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения, высокую степень интеллектуальной активности.

Кроме того, исследования Хусаинова Р. М. (2006), установили зависимость между психологическим здоровьем учителя, его возрастом и стажем. «Возраст и стаж являются значимыми факторами, влияющими на психологический, социальный и физический уровни здоровья, с возрастом и стажем показатели психологического здоровья снижаются» [2, С.393]/

В результате - налицо интеллектуальные, поведенческие, эмоциональные, физиологические признаки стресса.

По мнению специалистов, при анализе проблем современного человека и определении подходов к их решению наиболее адекватными оказываются различные формы и виды арт-терапии.

Арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на занятиях искусством и творческой деятельности, цель которой состоит в развитии самовыражения и самопознания личности через искусство, в развитии способностей к конструктивным действиям с окружающим миром, повышении резервных и адаптационных возможностей организма человека.

Особые возможности для применения в образовательном процессе представляет музыкальная терапия. Музыкальная терапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

О силе воздействия звука и музыки на организм человека известно давно, об этом писали еще величайшие мыслители древности (Пифагор, Платон, Аристотель, Конфуций и др.)

В ХХ веке ученые смогли опытным путем доказать профилактические, лечебные и оздоровительные свойства звука, Из современного российского исследовательского опыта по проблеме целительного воздействия музыки и звука на человеческий организм можно выделить работы Р. Блаво, Д. Новицкой, И. Медышева, В. Петрушина, С. Шушарджана, В. М. Элькина, Г.О. Самсоновой и др. В отечественной науке и практике имеются интересные наработки по отдельным аспектам музыкальной терапии: музыкотерапия, как средство социализации детей с ограниченными возможностями (Г.В. Локарева, В.К. Рахимова), музыкотерапия в коррекции состояний созависимых пациентов (Е.А. Толчинская), музыкотерапия в работе с подростками (Е.И. Никитина), музыкотерапия как средство коррекции гиперактивного поведения дошкольников (Е.М. Соловьева), использование прикладной музыки в оздоровлении участников образовательного процесса (М.И. Петухова); музыкотерапия в работе с особыми детьми (С.Я.Стангрит, М.О.Сибелева) и др.

В русле нашего исследования особый интерес представляют такие аспекты воздействия музыки на организм человека как:

  • коррекция психоэмоционального состояния;

  • повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

  • облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативных функций;

  • активизация творческих проявлений.

Использование музыкальной терапии для обеспечения и сохранения психологического здоровья педагогов может способствовать: оптимизации высших психических функций (память, восприятие, мышление); развитию креативных способностей и творческих проявлений; повышению уровня самооценки; формированию навыков эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися, развитию необходимых для продуктивного общения качеств таких, как толерантность и эмпатия; снятию мышечного напряжения и повышению подвижности и координации тела; повышению уровня работоспособности;

Данный метод представляется особенно эффективным в силу того, что не требует материальных затрат, специальных музыкальных способностей, направлен на актуализацию внутренних ресурсов личности и может быть использован в любом возрасте [4].

Таким образом, обучение педагогов приемам оздоровления организма в соответствии с технологиями музыкальной терапии, воспитание осознанного отношения к своему здоровью через освоение интегративных методов музыкотерапии представляется остро актуальной психолого-педагогической проблемой, требующей скорейшего разрешения.

Список литературы:

  1. Дубровина И.В.Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2004. – 525 с.

  2. Педагогическая психология. Учебное пособие /Под редакцией Л. Регуш, А. Орловой. — СПб.: «Питер», 2002. -414 с.

  3. Петухова М.И., Папченко Е.В. Теоретическое осмысление проблемы здоровья в философской и психолого-педагогической литературе / М.И. Петухова, Е.В. Папченко Е.В., // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Выпуск 3. часть 2. Тула: издательство ТулГУ, 2013. - С. 350.

  4. Петухова М.И.Проблема здоровьесозидания субъектов образовательного процесса и возможности ее решения средствами прикладной музыки. Современные проблемы науки и образования» (Эл.журнал РАЕ: http://www.science-education.ru/rules/) 2011г. № 6.

  5. Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.,1989. – С. 431.

Просмотров работы: 1797