РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Ситдикова Е.Р. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные строительные проекты достигли гигантских масштабов, и темпы возведения объектов значительно возросли, поэтому без информационных технологий (ИТ) строить стало невозможно – слишком много регулирующих требований нужно выполнить и при этом обеспечить координацию работы множества сторон: инвесторов, архитекторов, заказчиков, ген- и субподрядчиков, органов власти и т. д. Однако по уровню проникновения ИТ в бизнес строительство традиционно отстает от многих других отраслей, здесь пока преобладает лоскутная автоматизация плюс использование подручных средств, в основном таблиц Excel. С другой стороны, мировые вендоры и отечественные разработчики ERP-систем предлагают комплексные решения для строительной отрасли. Среди них – SAP, Microsoft, «1С» и другие. Барьером для широкого использования комплексных ИТ-решений в строительстве служит скорее не их высокая стоимость, а недостаточный уровень зрелости самих организаций-заказчиков.

На этом фоне ориентир для всей отрасли задают ее лидеры, крупные строительные холдинги, для которых, в силу масштабов их проектов, эффективность управления бизнесом приобретает особую остроту. Ситуация усугубляется еще и тем, что рост бизнеса часто обусловлен чередой слияний и поглощений и риск снижения качества строительно-монтажных работ становится критическим для репутации предприятия в целом. В качестве примера можно взять крупнейшую строительную компанию России — холдинг «Стройгазконсалтинг» (СГК), объем бизнеса которого за два года вырос в несколько раз, а численность рабочих достигла 60 тыс. человек.

Риски, связанные с нарушением качества, в строительной отрасли, пожалуй, наиболее высоки. Если такое случается, например, в автомобилестроении, то производитель отзывает бракованные машины и за свой счет меняет их или заменяет какой-то агрегат. Да, убытки могут быть огромными, но все-таки это можно пережить. Другое дело в строительстве: если выяснится, что, например, трубопровод, уложенный на дно моря, сварен с нарушением технологии, то это грозит экологической катастрофой для целого региона и астрономическими убытками для заказчика.

Может быть благодаря тому, что управление качеством как философия бизнеса зародилось именно в Японии и получило там широкое признание, АЭС «Фукусима» все-таки выдержала землетрясение в 2011 году. Пожалуй, можно утверждать, что управление качеством – это ключевой непроизводственный бизнес-процесс в строительстве, а контроль качества строительно-монтажных работ – ключевой подпроцесс [2].

Ставка на контроль качества помогает подтянуть и остальные бизнес-процессы на более высокий уровень, оперативно выявив все узкие места. По этой причине руководство холдинга «Стройгазконсалтинг» сочло необходимым при построении системы контроля качества строительно-монтажных работ (СМР) автоматизировать процесс контроля качества.

При контроле качества работ проверяются:

  • соответствие примененных материалов, изделий и конструкций требованиям проекта, ГОСТ, СНиП, ТУ;

  • соответствие состава и объема выполненных работ проекту;

  • степень соответствия контролируемых физико-механических, геометрических и других показателей требованиям проекта;

  • своевременность и правильность оформления производственной документации;

  • устранение недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением СМР [1].

Но в строительстве, если слишком увлечься тотальным контролем, это может сказаться на общей продуктивности работы. В то же время недостаточный контроль может увеличить риски настолько, что внедрение системы управления качеством вообще не будет иметь смысла. Поэтому в таких проектах необходимо участие консультантов, компетентных в области управления качеством именно в строительной индустрии.

Контроль качества с помощью ERP-системы. ERP-системы применяются в строительстве, как и в других отраслях, в первую очередь для ведения финансового учета и планирования производства. Специфика строительного сектора, конечно, усложняет дело – ERP должны поддерживать особенности бухучета и производственного цикла, для которого характерно большое количество проектов на разных стадиях реализации. Но эти трудности вендорами и их партнерами по внедрению уже преодолены, и сегодня на рынке доступны типовые решения для строителей.

Модуль управления качеством, как правило, входит в пакет предложений поставщиков ERP-платформ, поэтому выбор конкретного продукта для реализации системы управления качеством зависит, с одной стороны, от опыта использования платформы у заказчика, а с другой – от практики по настройке бизнес-процессов в строительстве у партнера по внедрению.

В любом случае создавать систему управления качеством как отдельное приложение, используя, например, BPM- или ECM-платформу, было бы менее эффективно, потому что это повлекло бы за собой большой объем работ по интеграции, прежде всего интеграции по мастер-данным. Ведь здесь нужно не просто контролировать выполнение набора процедур, а предоставлять руководству оперативную картину в разрезе по объектам, подсистемам, стройплощадкам, подразделениям холдинга и заказчикам. Таким образом, мы приходим к еще одному выводу: кроме непосредственно функций контроля в системе должны быть мощные аналитические возможности, и эта аналитика должна представляться в контексте понятных руководству бизнес-сущностей.

Формальная цель всех мероприятий по управлению качеством состоит в том, чтобы в итоге обеспечить приемку объекта заказчиком, идет ли речь о постройке домика на садовом участке или компрессорной станции. Но если в первом случае заказчик может лично обнаружить все нарушения качества и потребовать их исправления, то при строительстве крупных объектов к контролю качества нужен системный подход.

Кстати, участие заказчика в контроле качества на всех этапах производственного процесса является отличительной чертой организации этого процесса в строительстве. Ведь клиент не отправляется на завод, чтобы наблюдать за сборкой своего автомобиля или пылесоса. При массовом производстве мы полагаемся на службу контроля качества самого производителя. Отчасти это справедливо и для жилищного строительства – каждый будущий собственник квартиры не может контролировать весь ход стройки. Но при строительстве инфраструктурных и промышленных объектов непосредственное участие заказчика в процедурах контроля качества является нормой, и обеспечить удовлетворенность таких требовательных клиентов, как «Газпром» или «Транснефть», очень не просто. А когда речь идет о международных проектах, ситуация усложняется, потому что нужно выполнять регулирующие требования нескольких стран.

Оперативность реагирования на выявленные отклонения, их своевременное устранение и информирование об этом заказчика способствуют росту его удовлетворенности, что является ключевым показателем эффективности системы контроля качества. При работе «в ручном режиме» запаздывание информации неизбежно, к тому же возможно её искажение на каждом уровне менеджмента. В результате временной лаг может достигать месяца и более, что абсолютно неприемлемо. Тогда как единая система контроля качества позволяет отслеживать ситуацию практически онлайн, что особенно важно в больших проектах.

Стандарт качества ISO 9000 и отраслевая специфика строительства. Стандарт ISO 9001, который служит базисом для построения систем менеджмента качества в различных сферах деятельности, для строительной отрасли не адаптирован, единого международного стандарта нет. Некоторые страны создали на его основе национальные стандарты качества для строительной индустрии, среди них Австралия, Аргентина и США. Помимо стандартов на основе ISO серии 9000 в некоторых странах существуют и другие системы управления качеством в строительстве – в этой связи можно упомянуть Норвегию, Великобританию и Японию [4].

Кроме того, стандарты системы качества в строительстве создаются ассоциациями строителей, региональными или национальными, и могут играть роль национальных стандартов для членов ассоциаций. По этому пути пошла и Россия: в нашей стране регулирование вопросов качества строительства было возложено на саморегулируемые организации, которые определяют обязательные для своих членов общие требования к корпоративным системам менеджмента качества.

В связи с этим при выстраивании системы управления качеством пришлось полагаться только на собственный опыт, знания консультантов и требования зарубежных партнеров.

Регулирование строительства со стороны государства необходимо в интересах общественной безопасности. Однако если процедуры слишком сложны и дороги, строительство начинается без какого то ни было разрешения. По некоторым оценкам, 60 —80% строительных проектов в развивающихся странах выполняется без разрешительных документов. Регулирование строительства важно для здоровья и самой строительной индустрии, и экономики в целом. Согласно недавнему исследованию вклад строительства в ВВП в развитых экономиках составляет в среднем 6,5%. Хорошее регулирование помогает обеспечить стандарты безопасности, чтобы защитить общество, сделав процесс получения разрешения на строительство эффективным, прозрачным и доступным [3].

Россия занимает 178-е место, находясь в десятке стран с наихудшими показателями по легкости оформления разрешений на строительство; в общем зачете по условиям ведения бизнеса наша страна находится на 112-м месте согласно рейтингу «Ведение бизнеса – 2013» (Doing Business), публикуемому совместно Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Получение разрешения на строительство в Сингапуре занимает 26 дней и обходится в 16,7% годового дохода на душу населения, тогда как в России это занимает 344 дня и стоит 129,3% годового дохода. При этом надо выполнить 42 различные процедуры, тогда как, скажем, в Гонконге для разрешения строительства нужно пройти всего шесть согласований.

Анализируя ситуацию с информатизацией в строительстве, можно сказать следующее. Во-первых, явная избыточность регулирующих требований со стороны государства создает большую и непродуктивную нагрузку на строителей, загружая их непродуктивным документооборотом. Небольшая положительная динамика в этой сфере все-таки есть – так, за год Россия улучшила свою позицию в рейтинге «Ведение бизнеса» на шесть пунктов, но этого явно недостаточно для дебюрократизации бизнеса.

Во-вторых, продолжается тенденция, направленная на консолидацию строительной индустрии: в рейтинге «Эксперт-400» сегодня присутствует 17 строительных компаний. По всей видимости это объективный процесс, связанный с ростом зрелости бизнеса, ростом конкуренции и влиянием кризиса. Следствием этого будет также рост масштабов ИТ-проектов в строительстве, что повысит уровень их реализации и профессионализм консультантов.

Разумеется, управление качеством останется приоритетным для информатизации, поскольку это позволяет получить быструю и ощутимую отдачу от внедрения ИТ, а также служит своего рода «лакмусовой бумажкой» для других процессов, выявляя их узкие места.

Литература

  1. Сазыкин И. А., Зайцев Б. В., Голышкова Б. В. Метрология, стандартизация и сертификация. Часть 2. Стандартизация, сертификация и управление качеством строительства: учебное пособие. – М.: РГОТУПС, 2006.

  2. Белобрагин В.Н. Восхождение к вершинам качества // Стандарты и качество. –2012. – №4.

  3. Мамедов Т. И. О сертификации работ и услуг, выполняемых в сфере строительства // Информационный вестник Росстроя. – 2013. – №2.

  4. Управление качеством и стандарты ISO 9000: мыльный пузырь или новая парадигма бизнеса // Технологии корпоративного управления – URL: http://www.iteam.ru/publications/quality/section_58/article_707 (дата обращения: 16.12.2013).

Просмотров работы: 2257