МОТИВАЦИЯ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОТИВАЦИЯ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Качество системы управления, также как и качество управления объектом, определяется процессом побуждения людей к достижению общей цели организации, то есть, мотивацией. Мотивация начинается с выявления потребностей – осознанного отсутствия чего-либо, вызывающего побуждение к действию. Последующие действия должны основываться на практическом применении содержательных и процессуальных теорий мотивации.

Содержательные теории мотивации анализируют потребности и их влияние на поведение работника. К ним относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу [8, с. 40], теория существования, связи и роста К. Альдерфера [2, с. 88], теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга.

Процессуальные теории мотивации описывают механизм удовлетворения потребностей и поведение работников с учетом складывающейся ситуации. Эти теории включают теорию справедливости С. Адамса, теорию ожидания В. Врума, Л. Портера, Э. Лоулера, теорию постановки целей Э. Локка и Г. Латэма, концепцию партисипативного управления.

Качество управления функциональными областями включает в себя устранение последствий отказов, качество рабочих характеристик, расчёты, защиту информации.

Важно мотивировать работников в процессе управления ресурсами. Для этого следует выбирать формы и методы управления с учетом специфики каждого вида ресурсов. Все ресурсы можно разделить на 4 группы.

  1. Финансовые ресурсы (необходимы для вложения в капитальные и текущие активы). Источники: акционеры, банки держатели облигации.

  2. Человеческие ресурсы (работники, задачей которых является увеличение прибыльности производимой продукции). Источники: рынок труда.

  3. Материальные ресурсы (земля, здания, производственные помещения, оборудование). Источники: агентства по недвижимости, строительные и торговые компании.

  4. Нематериальные ресурсы (знания, умения, навыки, лицензии, логотипы, патенты). Источники: внутри компании.

Для анализа и оценки эффективности управления ресурсами используются обобщающие показатели, которые характеризуют конечные результаты, такие как объём производства, прибыль, время, рентабельность, а также частные показатели использования таких видов ресурсов, как труд, инвестиции и основные фонды. Существуют два вида показателей, характеризующих эффективность управленческой деятельности применительно к ресурсам. Количественные показатели включают:

- комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления;

- финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление);

- показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

К качественным показателям относятся: уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; удовлетворенность трудом; повышение научно-технического уровня управления; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; усиление социальной ответственности организации; управляемость системы; завоевание общественного доверия; экологические последствия. [5, с. 15]

Целью рационализации управления является достижение высокого уровня указанных выше показателей. Если данная цель достигается, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления ресурсами и достигается экономический эффект.

Качество труда отдельных исполнителей и групп исполнителей оценивает непосредственный руководитель, а качество деятельности различных подразделений – вышестоящий руководитель. В оценке качества труда отдельных исполнителей или групп исполнителей важен такой этап, как разработка количественных критериев качества труда. Существует несколько способов определения оценок, которые рассматривают в виде количественных критериев качества труда такие показатели, как процент сдачи готовой продукции с первого предъявления и соотношение освоенных объемов выполненных работ в денежном выражении с нарушениями и без, выраженное через сметную стоимость. Качество процесса создания и использования продукции зависит от качества труда исполнителей, а также от качества нормативно-технической документации и применяемых предметов и орудий труда. Одновременно вышеперечисленные составляющие качества процессов являются и основными факторами, которые влияют на качество продукции.

Выявление тенденций в динамике показателей качества управления позволяет проследить изменение характера и эффективности принимаемых управленческих решений по формированию рыночной политики, а также по преобразованию и использованию потенциала предприятия.

Обобщенная оценка качества управления в организации призвана выявлять и отражать тенденции изменения системы управления во времени. Именно она подводит общий итог усилиям работников многих служб. Она также представляет собой базу для проведения детализированной оценки, осуществляемой с помощью таких методов анализа, как факторный, системный, морфологический, функционально-стоимостный и других.

Обоснованность и приемлемость изложенного подхода подтвердили опросы, проведённые среди специалистов и руководителей предприятий, специализирующихся в области различных отраслей. Более того, благодаря проведённым опросам были расширены представления относительно возможностей использования данного подхода. Помимо основного назначения он выполняет дополнительные функции, такие как выявление недостатков предприятия, обеспечение системности, выявление наступления кризисных состояний предприятия и расширение возможностей анализа производственно-хозяйственной деятельности.

Список литературы

  1.  
    1. Винокуров В.А., Винокуров А.А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия. – 2007. [Электронный ресурс] : / В. А. Винокуров, А. А. Винокуров – Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY11/qm-f.htm

    2. Виханский О. С. Теория ERG Альдерфера. / О. С. Виханский – М. : 2006. – 670 с.

    3. Литвак Б. Г. Практические занятия по управлению. Мастер-класс. / Б. Г. Литвак – М. : Экономика, 2009. – 112 с.

    4. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. / Б. Г. Литвак – М. : Дело, 2008. – 392 с.

    5. Литвак Б. Г. Экспертные технологии управления. / Б. Г. Литвак — М. : Дело, 2010. – 400 с.

    6. Слейтер Р. Стань лучшим или проиграешь! / Р. Слейтер. — М. : Лори, 2007. – 150 с.

    7. Толкачев А. М. Измерение эффективности работы как одна из основ стратегического управления. / А. М. Толкачев — М. : Конференция «Развитие российских компаний. Эффективное управление качеством», 2009. – 202 с.

    8. Maslow A. H. Motivation and personality (2nd ed.). / A. H. Maslow – N.Y. : Harper & Row, 1970. – 714 с.

Просмотров работы: 1139