К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В системе единого народнохозяйственного комплекса транспорт – одна из основных отраслей, осуществляющих взаимосвязь отраслей промышленности, бытового обслуживания, различных разобщенных территорий, обеспечивающих постоянно растущие потребности общества в перевозках грузов и пассажиров. В новых условиях, когда необходимо добиться материальной сбалансированности экономики, ритмичности работы всего народного хозяйства, роль транспортного звена, взаимосвязанного со всеми материальными отраслями и непроизводственной сферой приобретает, на наш взгляд, особую значимость. Он должен обеспечить полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребностей экономики и населения в пассажиро- и грузоперевозках. При этом очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки.

Состояние и развитие транспортного комплекса имеют для Республики Мордовия исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает необходимые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Исторически развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России, способствовало укреплению ее целостности и международного влияния.

Подвижность населения России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах, поскольку отсутствие опорной транспортной сети на всей территории страны препятствует развитию единого экономического пространства и росту личной мобильности.

Крупные города России строились по планам, основанным на устаревших нормативах развития транспортной инфраструктуры, рассчитанной на 100-150 автомобилей на тысячу жителей. С переходом на рыночную экономику ситуация резко изменилась, уровень автомобилизации превысил расчетный в 2,5-3 раза, при этом снизилась доля перевозок общественным пассажирским транспортом. Если при старых нормативах объем перевозок на индивидуальном транспорте составлял 20-30 %, то теперь он в некоторых городах превысил 70% от общего объема перевозок. Кроме того, транспортная инфраструктура не приспособлена к передвижению и обслуживанию людей с ограниченными возможностями. В результате возникли транспортные проблемы – заторы, снизились скорости транспортных потоков, появился дополнительный ущерб для экономики за счет потерь времени, роста ДТП, травматизма, вредных выбросов, шума и недоступности [3].

За годы реформ транспорт претерпел существенные изменения. Главное заключается в том, что он стал сектором смешанной экономики. Сегодня транспорт уже невозможно представить себе без частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Они образуют так называемый коммерческий сектор, который работает в основном на условиях самоокупаемости. По имеющимся оценкам, в этом секторе выполняется до 25% всего объема перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении. Сегодня на территории Мордовии функционируют транспортные предприятия с различной организационно-правовой формой собственности – МП, ГУП, ЗАО, ООО. Пассажирские перевозки осуществляют 24 автопредприятия и более 300 индивидуальных предпринимателей. Автомобильным пассажирским транспортом общего пользования Республики Мордовия обслуживается 355 автобусных маршрутов длиной 18920 км, из них 20 межрегиональных маршрутов протяженностью 5854 км, 66 междугородних внутриреспубликанских маршрутов протяженностью 6855, 4 км, 208 пригородных маршрутов протяженностью 5513, 4 км и 44 городских маршрута протяженностью 645,5 км. (таблица 1).

Таблица 1 – Длина автобусных маршрутов (без субъектов малого

предпринимательства), км.

Субъект

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Приволжский федеральный округ

468 065

437 395,7

419 798,5

386 019

404 419,7

Кировская область

25 520

25 390,8

26 320,7

22 428

21 185,9

Нижегородская область

43 066

41 759,9

39 278,8

35 600

34 883,1

Пензенская область

18 477

9 010,8

8 569,2

12 660

19 672,9

Пермский край

30 540

29 763,3

28 549,9

25 930

22 305,7

Республика Башкортостан

100 465

80 318,6

80 724,6

84 137

96 758,7

Республика Марий Эл

17 571

16 617,7

15 511,8

12 128

10 879,7

Республика Мордовия

16 844

13 971

13 617,2

8 977

10 355,1

Республика Татарстан

83 643

96 217,3

83 925,7

70 708

67 883,5

Самарская область

16 296

14 797,3

13 120,3

8 159

19 080,5

Саратовская область

38 033

39 446,1

37 178

33 405

29 272

Удмуртская Республика

21 026

14 709,7

13 226,5

12 518

13 030,1

Ульяновская область

16 577

16 552,2

16 653,1

17 984

19 491

Чувашская Республика

29 154

29 279,8

32 630,1

31 194

30 269,7

Справочно:

Российская Федерация

1 566 457

1 416 557,3

1 383 465,8

1 295 705

1 267 951,8

Основной их объем выполняется автобусами общего пользования согласно расписанию по постоянным или временным маршрутам (таблица 2). В настоящее время значительно возросли темпы развития перевозок пассажиров в междугороднем сообщении, чему в немалой степени способствовали оснащение автотранспортных предприятий специализированными автобусами и увеличение прочности дорог с твердым покрытием [2].

Междугородние перевозки пассажиров организуются по дорогам федерального и республиканского значения, между городами (населенными пунктами), удаленными на расстоянии более 50 км. от черты города. Возросшая транспортная подвижность городского и сельского населения, особенно в районах, не имеющих достаточного развития других видов пассажирского транспорта, привела к необходимости ускоренного развития междугороднего автобусного сообщения.

Таблица 2 – Основные показатели транспорта в Республике Мордовия

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), км – железнодорожные пути

546

544

544

544

544

Общая протяженность автомобильных дорог (включая ведомственные), км

6098

6166

6206

9723

13112

троллейбусные линии

149

149

149

149

149

Перевезено (отправлено) грузов транспортом общего пользования, тыс. т.

– железнодорожным

3220

2870

3585

3128

3346

– автомобильным

5219

4742

4936

7118

5385

Перевезено (отправлено) пассажиров транспортом общего пользования, тыс. чел.

– железнодорожным

2321

1766

1420

1469

1502

– автобусным

34013

31502

39068

39766

38168

– троллейбусным

31273

25786

24305

23981

24350

– воздушным

17

13

21

15

8

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пасс-км

– троллейбусного

122

101

95

94

95

– автобусного

372

285

388

385

372

Республика Мордовия автомобильными дорогами связана с Москвой, крупнейшими экономическими центрами Волго-Вятского, Поволжского и др. районов. Пассажирское сообщение осуществляется регулярно: ежедневно по два рейса производится в г. Москву, г. Ульяновск, г. Пензу, г. Б. Демьяновск, Ужовку. По одному рейсу в неделю – в Б. Болдино, Алатырь, Тольятти, Чебоксары, Саратов.

Таблица 3 – Эксплуатационная длина и плотность путей сообщения в

Республике Мордовия

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Эксплуатационная длина путей сообщения (на конец года; километров)

Железнодорожные пути общего пользования

546

544

544

544

544

Общая протяженность автомобильных

5606

5611

5613

9197

12648

Окончание таблицы 3

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

дорог – общего пользования (без ведомственных)

         

в том числе общего пользования с твердым покрытием

4566

4572

4574

5026

6681

из них:

федеральные

382

382

382

382

392

республиканские, краевые, областные, автономных образований

4100

4106

4106

4155

4200

Троллейбусные линии (развернутого пути)

149

149

149

149

149

Плотность путей сообщения (на конец года; километров путей на 1000

квадратных километров территории)

Железнодорожные пути общего пользования

21

21

21

21

21

Автомобильные дороги с твердым покрытием - всего

193

195

195

211

272

в том числе:

– общего пользования

175

175

175

193

256

– ведомственные

18

20

20

18

16

Наличие прогрессивных видов путей сообщения на конец года

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км

4566

4572

4574

5026

6681

из них с усовершенствованным покрытием

4476

4478

4478

4566

5414

Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей длине автомобильных дорог общего пользования, в процентах

81,4

81,5

81,5

54,6

52,8

Удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в общей длине автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, в процентах

98,0

98,0

98,0

90,8

81,0

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км.

4566

4572

4574

5026

6681

В последние годы в республике особое внимание уделяется созданию условий для перевозки маломобильных групп населения. Сегодня на маршрутах городского пассажирского транспорта эксплуатируются низкопольные автобусы, обеспечивающие перевозку маломобильных групп населения. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. доля пассажирского транспорта оборудованного для перевозки маломобильных групп населения увеличилась с 7,3 до 8,7 процентов.

Воздушный транспорт. ОАО «Авиалинии Мордовии» обслуживает авиаперевозки пассажиров и грузов на внутренних (федеральных) воздушных линиях России, а также авиационно-химические и иные авиационные работы для отраслей экономики. Регулярные рейсы из аэропорта Саранск осуществляются по маршрутам: г. Саранск – г. Москва (Домодедово) – г. Саранск; г. Саранск – г. Сочи. Чартерные рейсы связывают Саранск с 40 городами России.

Таблица 4 – Доля парка подвижного состава автомобильного и городского

наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного

состава, в процентах

Субъект

Вид транспорта

2011 г.

2012 г.

Приволжский федеральный округ

Автобусный

1,4

5,6

Кировская область

Автобусный

0,2

Нижегородская область

Автобусный

Пермский край

Автобусный

0,2

0,6

Республика Башкортостан

Автобусный

3,3

4,5

Республика Марий Эл

Автобусный

0,6

1,6

Республика Мордовия

Автобусный

7,3

8,7

Республика Татарстан

Автобусный

2,3

26,8

Самарская область

Автобусный

1,9

1,9

Саратовская область

Автобусный

1,2

1,8

Удмуртская Республика

Автобусный

0,5

0,7

Чувашская Республика

Автобусный

2,2

2,5

Справочно:

Российская Федерация

Автобусный

5,7

9,3

 

Трамвайный

6,1

6,3

Железнодорожный транспорт. Движение пригородных поездов на территории Республики Мордовия осуществляется двумя пассажирскими железнодорожными компаниями – ОАО «Содружество» (г. Казань) и ОАО «Башкортостанская ППК» (г. Уфа).

Однако на данный момент, в Мордовии появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Все это требует от российского транспорта существенной перестройки.

По оценкам специалистов, развитие транспортного комплекса республики сдерживают ряд проблем, которые требует скорейшего решения. Наиболее значимыми среди них являются:

– высокая степень износа основных фондов транспортного комплекса;

– несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог уровню автомобилизации;

– недостаточное развитие пассажирского транспортного сообщения;

– железнодорожная сеть имеет многочисленные участки с низкой пропускной способностью, что сказывается на скорости перемещения пассажиров и грузов по республике; кроме того воздушный транспорт не способен отвечать международным требованием [4].

В сложившихся обстоятельствах основное внимание в ближайшие годы должно быть сосредоточено на решении следующих задач:

– ликвидации разрывов и «узких мест» транспортной сети, ограничивающих ее пропускную способность;

– увеличении пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры, в том числе создании инфраструктуры скоростного и высокоскоростного движения;

– освоении инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры;

– развитии инфраструктуры для повышения пешеходной и велосипедной транспортной доступности объектов городских агломераций;

– обновлении и наращивании парков грузового подвижного состава на основе транспортно-экономического баланса;

– планировании развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава на основе прогноза социально-экономического развития и транспортно-экономического баланса;

– развитии систем городского, пригородного пассажирского и транспорта местного значения (сельского);

– развитии систем надзора, контроля и обеспечения общественной безопасности в сфере транспорта [5].

Оценивая работу пассажирского транспорта, жители и гости нашей республики отметили, что в последнее время добираться до отдаленных районов республики увы не стало проще, кроме того их не устраивает не только график (интервал движения), но и качество предоставляемых транспортных услуг. Поэтому вопросы повышения доступности и качества транспортных услуг для населения в республике по-прежнему являются актуальными. В результате чего, основные усилия необходимо сосредоточить на следующих направлениях:

– реализации единой транспортной политики в сфере планирования и управления на пассажирском автомобильном транспорте, направленной на устранение ограничений доступа населения к услугам пассажирского автомобильного транспорта;

– совершенствовании маршрутной сети пассажирского автомобильного транспорта общего пользования и ее обустройство, направленное на обеспечение удобства для населения на основе внедрения стандартов качества;

– расширении географической доступности пассажирского транспорта путем введения минимальных транспортных стандартов, в том числе для обслуживания лиц с ограниченными физическими возможностями, и пассажирского автомобильного транспорта общего пользования в сельской местности.

Учитывая региональный опыт решения подобных проблем особое внимание также должно быть, уделено развитию мобильности и деловой активности населения за счет обеспечения межмуниципального транспортного сообщения, обновлению парка пассажирского подвижного состава автотранспортных предприятий, расширению маршрутной сети, строительству и реконструкции автовокзалов и других объектов инфраструктуры. В заключении хотелось бы отметить, что постепенный рост транспортной доступности населенных пунктов республики на основе развития местной транспортной сети, сопряженной с опорной транспортной сетью позволит повысить уровень инвестиционной привлекательности региона и сформировать основу для экономического возрождения муниципальных районов.

Список использованной литературы:

  1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия – Режим доступа : http://mrd.gks.ru/default.aspx.

  2. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 2012. – Режим доступа : http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/ Main.htm.

  3. Сафронов К.Э. Роль доступного общественного транспорта в социально-экономическом развитии городов / К.Э. Сафронов / / Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2012. – № 24. – С. 125-130.

  4. Семина И. А. Пассажирский транспорт: региональные исследования. Сборник / Географ. исслед. территориаль. систем природной среды и общества. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. III. Ред. кол.: А. М. Носонов (отв. ред.)

Н. А. Кильдишева, М. А. Жулина. – Саранск: НИИ Регионологии. – 2005. – С. 85-91.

  1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года – [Электронный ресурс]: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/83b/transstrateg_22112008_1734_r.zip

Просмотров работы: 1449