ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Челнокова Ю.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переход России в XXI веке к устойчивому развитию лежит через изменение парадигмы образования, трансформацию мышления и мировоззрения, прежде всего, российских педагогов. И дать толчок этим процессам, многократно увеличить потенциал современной российской школы способна сильная школьная библиотека. Школьная библиотека для многих российских детей сегодня является первой и единственной библиотекой в их жизни, так как уже более 50% российских семей не имеют домашней библиотеки. Школьная библиотека как важный социальный институт детства, «сердце и мозг школы» призвана выравнивать стартовые возможности наших детей, обеспечивая им равный доступ к информации.

Поэтому решение современных задач, стоящих перед российским образованием и библиотечной политикой, требует сегодня разработки специальной системы мер, которая позволит не только вывести из кризиса крупнейшую библиотечную сеть страны — школьные библиотеки как важнейший ресурс, позволяющий многократно увеличить интеллектуальный и духовный потенциал современной российской школы, но и стать ускорителями реализации федеральных программ в области образования, развития библиотечного дела, инноваций, чтения, информационного общества, духовно(нравственного воспитания детей и др. По мнению наших зарубежных коллег, «дружественная мозгу ребенка» школьная библиотека должна стать лабораторией «активного познания» и функционировать как «центральный мозг» школы.

Уникальность школьной библиотеки в ее многофункциональности, которая развивалась в России еще с XVIII века. Такой подход развивается во всем мире, он эффективен и дает положительные результаты.

Многофункциональность школьной библиотеки в современных условиях выражается через понимание ее традиционных функций: учебная — обеспечение учебного процесса документами и ресурсами, специальная — обслуживание педагогического коллектива, публичная — обслуживание учащихся (проектная и творческая деятельность), поддержка внеклассной и внешкольной работы, особенно в условиях школы полного дня.

Но в условиях перехода России на инновационный путь развития многофункциональность школьной библиотеки можно рассматривать в более сложных контекстах духовной и национальной безопасности.

Школьная библиотека способна сегодня обеспечить обращение к истокам духовного самосознания первоклассника, влияние на духовное формирование читателей, работу школы как центра межкультурной коммуникации, центра национальной идентификации и самоопределения национальной идентичности учеников, расширение культурного понимания и информационного знания, учащихся с использованием новых форматов и технологий.

Политика в области школьных библиотек требует сохранения многофункционального понимания школьной библиотеки. Это особенно важно в связи с неутешительными последними результатами международного исследования PISA по качеству чтения. Уже в четвертый раз наши старшеклассники показывают низкие результаты в тестировании на понимание прочитанного. Качество чтения — это качество мышления наших детей. По мнению западных специалистов, существуют 10 критериев оценки школы с точки зрения PISA. И важный среди них — школьная библиотека, ее фонд, организация и роль в процессе обучения. Считается, что эффективность школы напрямую зависит от количества и качества библиотечного фонда, а также организации пространства как активной читательской среды школьника.

Качественные фонды школьных библиотек — это, прежде всего, качество и доступность образования. Фонд — основа работы любой библиотеки. А сегодня фонды российских школьных библиотек практически не пополняются новой литературой. Особенность детского запроса состоит в том, что материалы детям нужны здесь и сейчас.

Самая главная боль библиотекарей наших школ — это отсутствие пополняемых основных фондов. А это значит, что нашим детям закрыт сегодня доступ к хорошей книге, детскому журналу. В российских школах наши библиотекари хранят и подклеивают «Войну и мир» еще 1958 года издания. Необходимо возродить традиции отечественного образования: качество образования через сильные школьные библиотеки и чтение. По данным ЮНЕСКО обновляемость книжного фонда должна составлять ежегодно 10%.

Сегодня активно обсуждается новая концептуально осмысленная модель школьной библиотеки в контексте цифровой школы, школы будущего – философия школьных библиотек в контексте новой парадигмы образования, т.е. развития библиотеки как важнейшего когнитивного ресурса инновационного образовательного процесса в школе, центрального мозга школы.

Сегодня во всем мире быстро изменяется парадигма образования. Обучение в 21 веке – это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, совместного исследования, в результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как».

Классно-урочная система Коменского постепенно уходит в прошлое, так как при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система обучения.

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Библиотека может стать не просто Кабинетом № 1, а надпредметным кабинетом в школе, где развивается системное мышление школьников. Библиотека может стать комфортной образовательной средой для развития индивидуальных образовательных способностей, связанных, прежде всего, с индивидуальными особенностями мыслительной работы.

Сегодня имеют место две революции. В обучении – это развитие технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному диалогу между учителем и учеником. Вторая революция – это информационная. И школьные библиотеки должны отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя. У нас десятки лет был провал зоны профессионального развития педагога внутри библиотеки. А за рубежом у наших коллег одна из главных задач – это помощь в профессиональном развитии педагога, для этого комплектуются фонды на всех носителях, библиотекарь работает как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, а потом уже он готовит индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

Подключение к Интернету, большого количество компьютеров – это, по сути, создание интеллектуальной оболочки вокруг Земли. Важным и сложным местом в этих процессах является подключение самого главного и сложного компьютера – человеческого мозга. Педагоги-библиотекари взаимодействуют, прежде всего, с человеческим разумом учащегося, усиливая процесс обучения. В этой связи перед нашими библиотекарями стоит новая задача. Сегодня он является незаменимым специалистом в трех областях.

Во-первых, роль педагога-библиотекаря – содействие развитию педагогов.

Во-вторых, педагог – библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.

В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства и/или ссылками на различные ресурсы.

Таким образом, профессия школьного библиотекаря выполняет не обслуживающую, а именно креативную функцию. Школьная библиотека – это пространство, где развивается творчество, образное мышление школьников.

Просмотров работы: 2592