Немаловажными остаются и факторы рисков финансовой глобализации: самоорганизующаяся система со слабым регулированием ведет к нестабильности и кризисным явлениям.
Для России данная проблема актуальна на современном этапе развития, так как сохраняется доминирование углеводородов в структуре экспорта, что делает платежный баланс зависимым от скачков цен на сырьевых рынках. Поэтому, вопрос разработки механизмов адаптации финансовой системы к возникающим дисбалансам остается не до конца изученным.
На данном этапе развития следует рассмотреть все возможные риски мировой экономики на среднесрочную перспективу, которые могут оказать влияние на российскую финансовую систему и разработать комплекс мер, воздействующих на каждое звено и сферу для обеспечения стабильности и инновационного развития (см. Рисунок 1).
Стабильная финансовая система – это система, в которой шоки, возникающие и распространяющиеся внутри финансовой системы существенно не влияют на оптимальные сбережения и не изменяют инвестиционных планов, как государства, так и частных предпринимателей.
Для достижения стабильности и инновационного развития, финансовая политика РФ нуждается в новых идеях и использовании современных финансовых инструментов. Ведь важными задачами финансовой политики является достижение финансовой устойчивости и независимости государства.
Таблица 1. Усиление глобализации [1]
Показатель |
1980 |
1990 |
2000 |
2007 |
2008 |
2020 |
2030 |
Трансграничные потоки капитала/ Мировой ВВП в текущих ценах, % |
4,7 |
5,2 |
15,3 |
20,7 |
3,1 |
23-28 |
34-42 |
Накопленные прямые иностранные инвестиции (всего-мир)/Мировой ВВП в текущих ценах, % |
6,0 |
8,5 |
18,0 |
28,3 |
24,5 |
42-47 |
60-68 |
В настоящее время финансовая система РФ переживает серьезные изменения. Проходит период стабилизации спроса на нефть, «кредитное сжатие» и структурные трансформации.
В настоящее время, на макроуровне финансовая система России представляется намного более устойчивой, чем в большинстве развитых стран, которые оказались в «долговой яме».
Однако остаются непреодоленными слабости финансового сектора России на мезо- и микроуровне.
Одна из причин сильной зависимости российской финансовой системы от мировой – низкий уровень развития финансовых институтов. Причем не только по сравнению с развитыми странами, но и с рядом развивающихся. В последние годы принято сопоставлять страны БРИКС.
Например, российский финансовый рынок продолжает оставаться малым по размерам, сильно зависящим от внешнего финансирования, и, в том числе, в силу малых размеров, в сильной степени подверженным заболеваниям, связанным с изменениями условий и потоков внешнего финансирования.
По величине активов ведущие российские банки не входят даже в сотню крупнейших банков мира. Еще разительней разрыв между ведущими российскими страховщиками и основными игроками на этом сегменте мирового рынка.
Рисунок 1. Риски мировой экономики, которые могут оказать влияние на российскую финансовую систему
Продолжает оставаться чрезвычайно волатильным и рискованным российский рынок акций, динамика которого всецело зависит от цен на энергоресурсы и состояния ведущих рынков акций (по сути, рынка США). В результате, несмотря на неплохую конъюнктуру для российского экспорта в 2011-2012 г, капитализация российского рынка акций снизилась примерно в той же степени, что и рынка американского.
Одной из причин неустойчивости российского фондового рынка является слабая внутренняя база инвесторов – как физических лиц, так и финансовых институтов.
Также в сфере финансы хозяйствующих субъектов необходимо обеспечить нормализацию роста, увеличить рост потребления домашних хозяйств и сократить экспорт товаров и капиталов. Важно и привлекать прямые инвестиции, особенно в новые производства и, конечно, применять налоговое стимулирование инновационной деятельности.
Поэтому, укрепление финансовой системы России, ускорениеростаи модернизация экономики Российской Федерации возможно лишь при существенном увеличении нормы накопления(наряду с сохранением стабильного потребления домашними хозяйствами и сокращением потребления государства до уровня, присущего быстрорастущим азиатским экономикам) за счет использования добавленной стоимости, приносимой превышением экспорта над импортом(вместо нейтрализации избыточной ликвидности в валютные резервы, имеющие объем, эксцессивный по отношению к размерам экономики).
Целый ряд рисков затрагивает и сферу государственных финансов.
Традиционными «ловушками», подстерегающими государства – экспортеры нефти и газа в условиях высоких мировых цен на углеводороды являются (при внешне устойчивом состоянии государственных финансов) [2]:- поддержание высокого налогового бремени (налоги и квази-налоги)как средства вывода из экономики излишней ликвидности и перевода государству ренты, формируемой благоприятной ценовой конъюнктурой на углеводороды;- рост не связанных с инвестициями расходов государства (социальных, военных, на управление и т.п.) в периоды высоких цен на нефть, которые становятся неснижаемыми при их падении, быстро приводя к кризису государственных финансов.
Неэффективное расходование средств государством, поступающих от экспорта, объемное осуществление инвестиций в нерентабельные проекты и, как следствие, «проедание» невосполняемого национального богатства в связи с ослабленными бюджетными ограничениями;- как следствие, неэластичность доходов и расходов, формируемых в системе государственных финансов, к колебаниям мировых цен на сырье, интенсивный переход к кризисному состоянию бюджетной сферы при сокращении спроса и конъюнктурном снижении цен на экспортируемый газ, нефть, металлы, удобрения, продовольствие и т.п.В кризисный и посткризисный период полностью подтверждена и продолжает развиваться модель государственных финансов РФ, ядром которой является взыскание добавленной стоимости, созданной в сырьевом секторе.
Прогнозируется, что при восстановлении профицитности бюджета в меру благоприятной конъюнктуры мировых цен на сырье, - полностью воссоздастся докризисная модель вывода эксцессивных доходов бюджета через внебюджетные фонды и кассовые остатки средств бюджета в центральном банке как «избыточной ликвидности» за рубеж, в международные резервы Банка России, а также при благоприятном сценарии (высоких мировых ценах на сырье, сдержанной динамике расходов консолидированного бюджета и возвращении к его постоянным профицитам) будет полностью воспроизведена докризисная модель государственных финансов, возможно, с несколько увеличенной инвестиционной составляющей.
У государства есть два рычага, чтобы стимулировать подъем экономической активности — налогово-бюджетная система и денежно-кредитная политика. Поэтому эти звенья финансовой системы требуют особого рассмотрения.
В бюджете на 2013-2015 и уже на 2014-2016 гг. у нас действует «бюджетное правило», согласно которому значительная часть нефтяных доходов, вместо того чтобы инвестироваться в развитие экономики, резервируется. В России и так по всем меркам избыточный объем валютных резервов в стране, и дальнейшее их наращивание не добавляет стабильности, но сокращает возможности развития экономики. Поэтому, налогово-бюджетная система сдерживает экономическое развитие, хотя именно сейчас нужны огромные вливания в модернизацию инфраструктуры и в освоение новых технологий. [3]
В этом аспекте требует пересмотра вся налоговая политика. Сокращение бюджетного профицита для целей инновационного развития за счет снижения налогового давления на бизнес излишнего НДС и увеличения вложений в человеческий потенциал полностью отвечает цели повышения конкурентоспособности России, и при правильной финансовой политике не несет угрозы инфляции.
Политика новой финансовой стабилизации и инновационного поворота нуждается в пересмотре предельно либерализованного режима вывоза из страны государственного и частного, акционерного, в том числе банковского, капитала. Этот режим целесообразно модифицировать в отношении придания ему задач инновационного обеспечения экономического развития российской экономики и ограничить собственно бегство капитала в различных, в том числе скрытых, его формах. В условиях кризиса государство не может проводить прежнюю политику снятия контроля над внешнедолговыми операциями и должно вернуть себе функцию контроля целесообразности, реальности и инновационности внешних долгов коммерческих структур.
Инновационный этап функционирования финансовой системы и проведения финансовой политики потребует существенного изменения финансовых пропорций и перераспределения финансовых потоков (См. Рисунок 2).
Рисунок 2. Формула посткризисной финансовой политики[4]
Особое место занимает проблема стимулирования развития рынка корпоративных ценных бумаг, который по-прежнему сводится к небольшому количеству эмитентов. Т.е. создание условий, при которых пенсионные фонды и страховые компании прекратили бы сокращаться. Сегодня их численность уменьшается темпами в 3-5 % в год.
К внешним рискам необходимо адаптировать и страховые рынки. В этом аспекте, прежде всего, повысить финансовую устойчивость страхового рынка, активизировать конкуренцию на внутреннем страховом рынке и интенсифицировать деятельность национальных операторов, снизить издержки на страховые услуги, разнообразить страховые услуги, чтобы их спектр стал адекватным развитым странам, увеличить прирост иностранных инвестиций в страховую сферу, тем самым укрепляется капитальная база страховых компаний; сделать страхование неотъемлемой частью принятия управленческих и иных решений в целях защиты имущественных интересов индивидуума, семьи, трудового коллектива, общества и государства.
Важно также и создание системы мониторинга угрозы финансовых кризисов, программ совместных действий финансовых регуляторов при наступлении «специальных ситуаций».
Существует точка зрения, что представляется целесообразным остановиться на вопросе взаимодействия единой государственной денежно-кредитной и финансовой политики. Именно такое взаимодействие в рамках государственного регулирования монетарных процессов действительно будет способствовать модернизации всей российской экономики через модернизацию финансовой сферы [5].
Конкретными направлениями взаимодействия денежно-кредитной и финансовой политики в целях макроэкономической стабильности и перехода к инновационному развитию являются: обеспечение приемлемого уровня инфляции, создание и внедрение инноваций, государственная поддержка субъектов малого бизнеса, государственное регулирование финансового рынка, финансирование социальных проектов, для ограничения внешней уязвимости Центральный банк поддерживает постоянное отношение международные резервы/импорт. Данные меры, по опыту развитых стран, обеспечат комплексное воздействие на экономический рост, занятость, ценовую и макроэкономическую стабильность в стране.
Таким образом, можно заключить, что если не предпринимать серьезных усилий по изменению текущей финансовой политики, не брать во внимание существующие внешние риски, а на мировую экономику обрушится новая волна кризисов, то они неизбежно затронут и национальную финансовую систему.
Тем более что сравнительно низкая монетизация экономики будет являться дополнительным фактором риска, увеличивая волатильность финансовой системы.
России необходима финансовая система развития, стабильности, нацеленная на финансовое обеспечение и стимулирование модернизации, инноваций, устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности реального и финансового сектора, улучшения качества жизни.
Основа финансовой системы динамической устойчивости - высокая норма накопления, сниженная фискальная нагрузка, значимые налоговые стимулы, ориентированные на содействие модернизации экономики, увеличение доли бюджетных ресурсов, направляемых на цели развития, реструктуризация и капитализация финансового сектора, постоянный мониторинг и контроль системных рисков.
Библиографический список
Я.М.Миркин «Мировая финансовая система – 2013»// www.mirkin.ru
Я.М. Миркин «Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски», Кэпитал Трейд Кампани, 2011 г. 480 с.
http://www.m-economy.ru/ Журнал проблемы современной экономики
Материалы сайта http://www.mirkin.ru/
Абрамова М.А. «Приоритетные направления взаимодействия денежно-кредитной и финансовой (бюджетно-налоговой) политики как фактор модернизации финансовой системы». Доклад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fa.ru/institutes/