АДАПТАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ К ВНЕШНИМ РИСКАМ: НАПРАВЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АДАПТАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ К ВНЕШНИМ РИСКАМ: НАПРАВЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Гербутова М.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Глобальные дисбалансы – это одна из основных причин возникновения кризиса 2008-2009 гг., и они в настоящее время остаются в списке основных факторов риска для мировых финансов, в связи с усилением глобализации (См. Таблица 1). И в настоящее время необходимо разработать меры воздействия на каждую сферу российской финансовой системы с помощью инновационных инструментов финансовой политики в направлении динамической устойчивости.

Немаловажными остаются и факторы рисков финансовой глобализации: самоорганизующаяся система со слабым регулированием ведет к нестабильности и кризисным явлениям.

Для России данная проблема актуальна на современном этапе развития, так как сохраняется доминирование углеводородов в структуре экспорта, что делает платежный баланс зависимым от скачков цен на сырьевых рынках. Поэтому, вопрос разработки механизмов адаптации финансовой системы к возникающим дисбалансам остается не до конца изученным.

На данном этапе развития следует рассмотреть все возможные риски мировой экономики на среднесрочную перспективу, которые могут оказать влияние на российскую финансовую систему и разработать комплекс мер, воздействующих на каждое звено и сферу для обеспечения стабильности и инновационного развития (см. Рисунок 1).

Стабильная финансовая система – это система, в которой шоки, возникающие и распространяющиеся внутри финансовой системы существенно не влияют на оптимальные сбережения и не изменяют инвестиционных планов, как государства, так и частных предпринимателей.

Для достижения стабильности и инновационного развития, финансовая политика РФ нуждается в новых идеях и использовании современных финансовых инструментов. Ведь важными задачами финансовой политики является достижение финансовой устойчивости и независимости государства.

Таблица 1. Усиление глобализации [1]

Показатель

1980

1990

2000

2007

2008

2020

2030

Трансграничные потоки капитала/ Мировой ВВП в текущих ценах, %

4,7

5,2

15,3

20,7

3,1

23-28

34-42

Накопленные прямые иностранные инвестиции (всего-мир)/Мировой ВВП в текущих ценах, %

6,0

8,5

18,0

28,3

24,5

42-47

60-68

В настоящее время финансовая система РФ переживает серьезные изменения. Проходит период стабилизации спроса на нефть, «кредитное сжатие» и структурные трансформации.

В настоящее время, на макроуровне финансовая система России представляется намного более устойчивой, чем в большинстве развитых стран, которые оказались в «долговой яме».

Однако остаются непреодоленными слабости финансового сектора России на мезо- и микроуровне.

Одна из причин сильной зависимости российской финансовой системы от мировой – низкий уровень развития финансовых институтов. Причем не только по сравнению с развитыми странами, но и с рядом развивающихся. В последние годы принято сопоставлять страны БРИКС.

Например, российский финансовый рынок продолжает оставаться малым по размерам, сильно зависящим от внешнего финансирования, и, в том числе, в силу малых размеров, в сильной степени подверженным заболеваниям, связанным с изменениями условий и потоков внешнего финансирования.

По величине активов ведущие российские банки не входят даже в сотню крупнейших банков мира. Еще разительней разрыв между ведущими российскими страховщиками и основными игроками на этом сегменте мирового рынка.

Рисунок 1. Риски мировой экономики, которые могут оказать влияние на российскую финансовую систему

Продолжает оставаться чрезвычайно волатильным и рискованным российский рынок акций, динамика которого всецело зависит от цен на энергоресурсы и состояния ведущих рынков акций (по сути, рынка США). В результате, несмотря на неплохую конъюнктуру для российского экспорта в 2011-2012 г, капитализация российского рынка акций снизилась примерно в той же степени, что и рынка американского.

Одной из причин неустойчивости российского фондового рынка является слабая внутренняя база инвесторов – как физических лиц, так и финансовых институтов.

Также в сфере финансы хозяйствующих субъектов необходимо обеспечить нормализацию роста, увеличить рост потребления домашних хозяйств и сократить экспорт товаров и капиталов. Важно и привлекать прямые инвестиции, особенно в новые производства и, конечно, применять налоговое стимулирование инновационной деятельности.

Поэтому, укрепление финансовой системы России, ускорениеростаи модернизация экономики Российской Федерации возможно лишь при существенном увеличении нормы накопления(наряду с сохранением стабильного потребления домашними хозяйствами и сокращением потребления государства до уровня, присущего быстрорастущим азиатским экономикам) за счет использования добавленной стоимости, приносимой превышением экспорта над импортом(вместо нейтрализации избыточной ликвидности в валютные резервы, имеющие объем, эксцессивный по отношению к размерам экономики).

Целый ряд рисков затрагивает и сферу государственных финансов.

Традиционными «ловушками», подстерегающими государства – экспортеры нефти и газа в условиях высоких мировых цен на углеводороды являются (при внешне устойчивом состоянии государственных финансов) [2]:- поддержание высокого налогового бремени (налоги и квази-налоги)как средства вывода из экономики излишней ликвидности и перевода государству ренты, формируемой благоприятной ценовой конъюнктурой на углеводороды;- рост не связанных с инвестициями расходов государства (социальных, военных, на управление и т.п.) в периоды высоких цен на нефть, которые становятся неснижаемыми при их падении, быстро приводя к кризису государственных финансов.

Неэффективное расходование средств государством, поступающих от экспорта, объемное осуществление инвестиций в нерентабельные проекты и, как следствие, «проедание» невосполняемого национального богатства в связи с ослабленными бюджетными ограничениями;- как следствие, неэластичность доходов и расходов, формируемых в системе государственных финансов, к колебаниям мировых цен на сырье, интенсивный переход к кризисному состоянию бюджетной сферы при сокращении спроса и конъюнктурном снижении цен на экспортируемый газ, нефть, металлы, удобрения, продовольствие и т.п.В кризисный и посткризисный период полностью подтверждена и продолжает развиваться модель государственных финансов РФ, ядром которой является взыскание добавленной стоимости, созданной в сырьевом секторе.

Прогнозируется, что при восстановлении профицитности бюджета в меру благоприятной конъюнктуры мировых цен на сырье, - полностью воссоздастся докризисная модель вывода эксцессивных доходов бюджета через внебюджетные фонды и кассовые остатки средств бюджета в центральном банке как «избыточной ликвидности» за рубеж, в международные резервы Банка России, а также при благоприятном сценарии (высоких мировых ценах на сырье, сдержанной динамике расходов консолидированного бюджета и возвращении к его постоянным профицитам) будет полностью воспроизведена докризисная модель государственных финансов, возможно, с несколько увеличенной инвестиционной составляющей.

У государства есть два рычага, чтобы стимулировать подъем экономической активности — налогово-бюджетная система и денежно-кредитная политика. Поэтому эти звенья финансовой системы требуют особого рассмотрения.

В бюджете на 2013-2015 и уже на 2014-2016 гг. у нас действует «бюджетное правило», согласно которому значительная часть нефтяных доходов, вместо того чтобы инвестироваться в развитие экономики, резервируется. В России и так по всем меркам избыточный объем валютных резервов в стране, и дальнейшее их наращивание не добавляет стабильности, но сокращает возможности развития экономики. Поэтому, налогово-бюджетная система сдерживает экономическое развитие, хотя именно сейчас нужны огромные вливания в модернизацию инфраструктуры и в освоение новых технологий. [3]

В этом аспекте требует пересмотра вся налоговая политика. Сокращение бюджетного профицита для целей инновационного развития за счет снижения налогового давления на бизнес излишнего НДС и увеличения вложений в человеческий потенциал полностью отвечает цели повышения конкурентоспособности России, и при правильной финансовой политике не несет угрозы инфляции.

Политика новой финансовой стабилизации и инновационного поворота нуждается в пересмотре предельно либерализованного режима вывоза из страны государственного и частного, акционерного, в том числе банковского, капитала. Этот режим целесообразно модифицировать в отношении придания ему задач инновационного обеспечения экономического развития российской экономики и ограничить собственно бегство капитала в различных, в том числе скрытых, его формах. В условиях кризиса государство не может проводить прежнюю политику снятия контроля над внешнедолговыми операциями и должно вернуть себе функцию контроля целесообразности, реальности и инновационности внешних долгов коммерческих структур.

Инновационный этап функционирования финансовой системы и проведения финансовой политики потребует существенного изменения финансовых пропорций и перераспределения финансовых потоков (См. Рисунок 2).

Рисунок 2. Формула посткризисной финансовой политики[4]

Особое место занимает проблема стимулирования развития рынка корпоративных ценных бумаг, который по-прежнему сводится к небольшому количеству эмитентов. Т.е. создание условий, при которых пенсионные фонды и страховые компании прекратили бы сокращаться. Сегодня их численность уменьшается темпами в 3-5 % в год.

К внешним рискам необходимо адаптировать и страховые рынки. В этом аспекте, прежде всего, повысить финансовую устойчивость страхового рынка, активизировать конкуренцию на внутреннем страховом рынке и интенсифицировать деятельность национальных операторов, снизить издержки на страховые услуги, разнообразить страховые услуги, чтобы их спектр стал адекватным развитым странам, увеличить прирост иностранных инвестиций в страховую сферу, тем самым укрепляется капитальная база страховых компаний; сделать страхование неотъемлемой частью принятия управленческих и иных решений в целях защиты имущественных интересов индивидуума, семьи, трудового коллектива, общества и государства.

Важно также и создание системы мониторинга угрозы финансовых кризисов, программ совместных действий финансовых регуляторов при наступлении «специальных ситуаций».

Существует точка зрения, что представляется целесообразным остановиться на вопросе взаимодействия единой государственной денежно-кредитной и финансовой политики. Именно такое взаимодействие в рамках государственного регулирования монетарных процессов действительно будет способствовать модернизации всей российской экономики через модернизацию финансовой сферы [5].

Конкретными направлениями взаимодействия денежно-кредитной и финансовой политики в целях макроэкономической стабильности и перехода к инновационному развитию являются: обеспечение приемлемого уровня инфляции, создание и внедрение инноваций, государственная поддержка субъектов малого бизнеса, государственное регулирование финансового рынка, финансирование социальных проектов, для ограничения внешней уязвимости Центральный банк поддерживает постоянное отношение международные резервы/импорт. Данные меры, по опыту развитых стран, обеспечат комплексное воздействие на экономический рост, занятость, ценовую и макроэкономическую стабильность в стране.

Таким образом, можно заключить, что если не предпринимать серьезных усилий по изменению текущей финансовой политики, не брать во внимание существующие внешние риски, а на мировую экономику обрушится новая волна кризисов, то они неизбежно затронут и национальную финансовую систему.

Тем более что сравнительно низкая монетизация экономики будет являться дополнительным фактором риска, увеличивая волатильность финансовой системы.

России необходима финансовая система развития, стабильности, нацеленная на финансовое обеспечение и стимулирование модернизации, инноваций, устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности реального и финансового сектора, улучшения качества жизни.

Основа финансовой системы динамической устойчивости - высокая норма накопления, сниженная фискальная нагрузка, значимые налоговые стимулы, ориентированные на содействие модернизации экономики, увеличение доли бюджетных ресурсов, направляемых на цели развития, реструктуризация и капитализация финансового сектора, постоянный мониторинг и контроль системных рисков.

Библиографический список

  1. Я.М.Миркин «Мировая финансовая система – 2013»// www.mirkin.ru

  2. Я.М. Миркин «Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски», Кэпитал Трейд Кампани, 2011 г. 480 с.

  3. http://www.m-economy.ru/ Журнал проблемы современной экономики

  4. Материалы сайта http://www.mirkin.ru/

  5. Абрамова М.А. «Приоритетные направления взаимодействия денежно-кредитной и финансовой (бюджетно-налоговой) политики как фактор модернизации финансовой системы». Доклад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fa.ru/institutes/

Просмотров работы: 3589