СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Осипова Е.И. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переходный период в России характеризуется не только сложной экономической и политической ситуацией, но и своеобразным «шоком», крушением надежд и чаяний большой части населения. И, в первую очередь, это касается пожилых людей, т.к. люди молодые и среднего возраста живут более активной и разнообразной жизнью. Пожилые же люди, обретая статус пенсионера, лишь частично участвуют в жизни общества. Традиционное ограничение ролью воспитателя внуков - не всегда справедливо, потому что многие из них еще могут активно и плодотворно трудиться.

В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что проблем еще достаточно. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.1

Проблема социальной изолированности также очень остро стоит перед этой возрастной группой людей, но решить её можно с помощью обучения современным компьютерным технологиям.

Сложность проблемы компьютерной неграмотности пожилых объясняется не только тем, что пожилых людей не учат, а тем, что им никто не разъяснил, почему необходимо быть компьютерно грамотным человеком. Не разъясняется это и людям среднего возраста, которые уже завтра станут пенсионерами (они тоже в своём большинстве являются неграмотными в этом отношении людьми). Если обратиться к статистике не по пенсионерам, а вообще по всем сознательным россиянам, то получим, что 69% из них тоже не пользуются интернетом. Очень настораживающая статистика.2

Существует много материала по теме решения проблем у людей преклонного возраста. И каждый раз, находя такую информацию, можно просто поразиться тому, какое большое внимание уделяется пожилым людям за рубежом.

Так, например, в экономически развитых западных странах пожилые люди по праву причисляются к самой активной и наиболее быстрорастущей аудитории пользователей Сети. 43% жителей Соединенных Штатов в возрасте от 55 до 64 лет пользуются Интернетом. Около 95% пожилых пользователей компании AOL (США) используют Интернет для общения, 11% - для планирования путешествий, 58% - для поиска медицинской информации, 60% покупают товары в интернет-магазинах, 44% - играют в онлайновые игры.3

В Японии же примерно 75% пожилого населения успешно пользуются новейшими технологиями. Причём такая цифра, к нашему удивлению, сильно огорчает правительство Японии, они считают её слишком низкой.

В Германии доля пользователей сети Интернет старше 50 лет составляет около 10%. Примерно половина этих пожилых пользователей проводят в Интернете до 6 часов в неделю. И, по крайней мере, 15% из них еженедельно тратят на Всемирную паутину более 20 часов.4

Конечно же, более высокая степень интеграции в Интернет пожилых людей за границей в значительной мере объясняется такими показателями, как высокий уровень жизни, большая распространенность персональных компьютеров, преобладание в системе разделения труда профессий, связанных с работой на компьютере. Но в то же время приходится констатировать, что сложившаяся на Западе ситуация - это и результат успешной работы специализированных образовательных программ, осуществляемых на различном уровне.

Абсолютным лидером по количеству и масштабу подобных проектов является Германия. Образовательные программы, нацеленные на повышение компьютерной и интернет-грамотности старшего поколения, здесь значительно различаются по формам организации, целям и степени формальности. Большую известность, в частности, получил реализуемый на протяжении нескольких лет в этой стране проект "ИНФОмобиль". Передвижная станция с компьютерной техникой и доступом в Интернет на базе автобуса дала возможность тысячам пожилых немцев в первый раз соприкоснуться с компьютерной техникой.

С конца 1990-х гг. во Франкфурте-на-Майне работает специализированное интернет-кафе "Подключение". В отличие от других организационно-образовательных форм кафе делает основной упор на длительный неоднократный прямой контакт, рассматривая его как шанс для подключения к социальной интеграции среди единомышленников. Помимо традиционного обучения основам компьютерных и интернет-технологий, слушателям предлагается принять участие в трехчасовых семинарах по специальным направлениям: "Управление контактами", "Разработка собственной визитной карточки", "Бронирование поездки" и т. д.

Каждую пятницу проводится так называемая "Игровая площадка", где небольшие группы под руководством профессионала отправляются в виртуальное "спонтанное" путешествие по Интернету и им показывается, как с помощью поисковых машин можно узнать что-то новое. Среди пожилых людей Франкфурта кафе известно своими творческими проектами, суть которых сводится к обмену информацией на заданную тему ("Отпуск без чемодана", "Пространство работы", "Пространство тишины" и т. д.)

Стоит упомянуть и об одной из старейших подобных организаций в Германии "Пожилые люди - друзья компьютера" (г. Неттеталь). Она замечательна тем, что коммуникация между членами организации осуществляется главным образом через Интернет, при этом общение предполагает только одно табу: никаких разговоров о болезнях, о зависимости, о возможности получить помощь у других - все это в данной группе строго запрещается.

За рубежом проблемами пожилых людей занимается множество различных организаций. Создаются специальные центры, с привлечением самых солидных ученых из различных университетов, исследующие проблемы пожилых людей в различных областях: их образ жизни, здоровье, занятость, обучение (в том числе и по работе на компьютерах в интернете) и многое др.

Отдельный положительный опыт приобщения старшего поколения к Интернету имеется и в нашей стране. В Москве уже несколько лет работают курсы, где пожилые москвичи бесплатно знакомятся с компьютером, осваивают навыки работы в сети Интернет, электронную почту. Параллельно в библиотеках действуют пункты общественного доступа в Интернет, где граждане не только бесплатно могут получить интересующую их информацию, но и записаться в поликлинику, заказать лекарства в аптеках и т. д.

В ряде университетов третьего возраста изучение основ Интернета входит в программу факультетов информатики (гг. Казань, Орел, Вологда, Тюмень и др.). Нельзя не отметить опыт Тюменского регионального центра интернет-образования при Тюменском государственном университете. В 2005 г. в центре была сформирована группа слушателей из ветеранов Великой Отечественной войны. Несмотря на то что данный проект был осуществлен только один раз, он дал небезынтересные результаты. Помимо элементарных навыков работы с Интернетом и электронной почтой пожилые учащиеся успешно освоили инструменты разработки собственных сайтов.

Компьютерная грамотность сегодня – это важное качество для того, кто хочет идти в ногу со временем. Даже если идти уже трудно без тросточки или крепкого плеча внука. Всё чаще пожилые люди пытаются познакомиться поближе с современной техникой: от простейших сотовых телефонов до персональных компьютеров с последними версиями операционных систем. И это желание (особенно в случае с компьютерами) обычно сталкивается с множеством препятствий.

Во-первых, далеко не каждый пенсионер может позволить себе приобрести ноутбук или ПК. А если такая возможность есть, то при покупке далекие от современной техники доверчивые дедушки и бабушки легко могут стать жертвами обмана, или же просто неправильно выбрать модель. В этой ситуации придется обратиться за помощью к детям, внукам или более «продвинутым» знакомым. А затем обладатель вожделенной и первое время немного пугающей новинки сталкивается с самой главной проблемой: «на какую кнопочку нажимать». Далеко не каждый пенсионер знает хотя бы азы работы с персональным компьютером. И далеко не каждому есть к кому обратиться за помощью в нелегком деле освоения современной техники.

Но на самом деле, ситуация совсем не безнадежна. В рамках всероссийской социальной программы «Бабушка – онлайн», «Дедушка – онлайн» любой пенсионер может записаться на бесплатные курсы компьютерной грамотности. Программа изначально возникла в Санкт-Петербурге в 2008 году по инициативе «Ассоциации инвалидов, ветеранов и блокадников». С 2011 года она реализуется в других регионах, а в Ростовской области разрабатывается уже год.5

Пожилые люди, прошедшие по этой программе компьютерные курсы, получают начальные навыки использования компьютера и сети Интернет. Последняя зачастую играет очень важную роль в жизни пенсионеров: они получают возможность оставаться на связи с родными, оплачивать счета или записываться на прием к врачу, не выходя из дома.

Один такой компьютерный центр открылся 1 марта в Ростове-на-Дону в здании Управления соцзащиты населения Октябрьского района. «Бабушка – онлайн», «Дедушка – онлайн» - не единственная ростовская программа, позволяющая пожилым людям обучаться компьютерной грамотности. Обучение также проводится на базе ростовской сети библиотек.

Пожилые студенты из Волгодонска получили дипломы. Девятая группа факультета "Компьютерная грамотность" состоит из 15 людей «элегантного» возраста, среди них есть даже три семейные пары. Народные университеты или, как их называют иначе «университеты третьего возраста», появились в Ростовской области в 2011 году. Сегодня по всему Донскому краю работает сразу 8 таких, а их студентами стали порядка 11 тысяч пожилых людей, самому старшему ученику 85 лет. В Волгодонске один из народных университетов основан на базе Центра социального обслуживания № 2. Здесь работают сразу семь факультетов, но профиль «Компьютерная грамотность» все же остается самым популярным: на обучение даже есть очередь - 234 человека.6

Первая группа новошахтинских пенсионеров завершила курсы компьютерной грамотности. Более 130 выпускников получили соответствующие сертификаты об окончании ускоренных курсов компьютерной грамотности. Курсы проходили в Новошахтинском филиале Южного федерального университета. Учебная программа, по которой проводилось обучение пожилых людей компьютерной грамотности, несколько отличается от аналогичных программ. Хотя курсы и были ускоренными, но проводились в более спокойном темпе, с частым повторением пройденного материала, с периодическим возвратом к уже отработанным вопросам. Все это делало компьютерные курсы более эффективными и интересными. Почти все слушатели почувствовали необходимость освоить новые технологии, кто-то уже пытался научиться работать на компьютере сам, кому-то пробовали объяснять дети, но практически все признавались вначале, что боятся компьютера. Страшно, что можно что-то сломать, что что-то не получится. Со всем этим помогали справляться студенты кафедры социальной работы и гуманитарных дисциплин.

Работа по обучению компьютерной грамотности пожилых людей на базе Новошахтинского филиала Южного федерального университета продолжается. Сегодня на курсах в рамках проекта обучаются ещё 20 человек.7

Впрочем, обучение компьютерной грамотности для старшего поколения — это, в первую очередь, расширение границ собственных возможностей. Обучение необычных студентов построено, конечно, с учетом их возрастных возможностей. В перерывах между уроками обязательно проводится гимнастика для глаз и кистей рук. Двойной щелчок мышью не всем дается легко — всему виной нарушенная гибкость суставов. А, по большому счету, рассказывают преподаватели, сложностей не возникает, обучение цифровым технологиям подвластно всем возрастам.

Помимо всего, появление «университетов третьего возраста» по всей области — это еще и хорошая форма времяпрепровождения для пожилых студентов, повод и возможность для доброго общения.

Мотивы включения пожилых людей в интернет-сообщество разнообразны. С.Каде сопоставил факторы, влияющие на характер использования компьютера пожилыми людьми (трудовая биография, статус на предприятии, пользовательские привычки и т. д.). На основе этого выделяется три "компьютерных" поколения, каждое из которых по-разному приходит к использованию компьютера.8

Поколение первопроходцев (70-е гг.). К нему относят лиц, которые начинали работать с компьютерами третьего (а некоторые даже и второго) поколения на производстве в связи со своей профессиональной деятельностью. Многие пожилые люди, активно участвующие в сети Интернет, были когда-то пионерами вычислительной техники. Данное поколение пришло к информационным технологиям самостоятельно, путем самообразования и эксперимента. Его представители сталкивались не с одним поколением компьютеров, вследствие чего приобрели определенную гибкость по отношению к техническому прогрессу.

В то же время лишь немногие из этих пожилых людей после окончания трудовой деятельности повышают свою квалификацию, постоянно следят за техническим прогрессом, изучая для этого соответствующую литературу и применяя ее на практике. Как правило, данной категории присуща некоторая нетерпимость в отношении начинающих. Им кажется, что постоянное упрощение работы с техникой ведет к тому, что к информационным технологиям приходят "случайные люди" - те, кто не особенно ими интересуются.

Поколение персональных компьютеров (1980-е гг.). Начиная с середины 80-х гг. многим служащим сферы услуг пришлось освоить компьютер. Хотя часть знаний была получена ими во время предварительного обучения, в основном необходимые умения были усвоены самостоятельно. Наличие опыта самостоятельного освоения информационных технологий во многом определяет стремление данного поколения использовать коммуникационные средства Интернета. От себя добавим, что часто для представителей данного поколения характерно наличие навыков пользователя ПК в сочетании с полным отсутствием интернет-грамотности. Обращаясь к услугам образовательных программ, они нередко выражают желания посещать не все занятия, а только те, которые посвящены изучению приемов работы с электронной почтой и сервисами Интернета.

Интернет-поколение (90-е гг.). Эта группа пожилых людей познакомилась с компьютером уже после того, как они прекратили работать и вышли на пенсию. К этому времени Интернет уже получил широкое распространение по всему миру. Современные компьютеры просты в использовании. Они предоставляют большие возможности для работы в Сети. Можно даже скачать бесплатно фильмы. В данном поколении практически отсутствует как ориентация на освоение технической составляющей информационных технологий (характерной для первой группы), так и на потребность в получении объективной информации (которая господствует во второй группе).

В третьей группе преимущество отдается скорее социальным контактам. Техника здесь понимается как средство коммуникации и изначально используется только таким образом. Представители третьего поколения знакомятся с компьютером благодаря семье, друзьям и знакомым уже после выхода на пенсию, после того как новые средства связи упрощают коммуникацию между живущими далеко друг от друга людьми. Поводом часто является переезд родственников в другой город или за границу.

Развивая логику С. Каде, можно предположить, что последующие поколения пенсионеров будут иметь опыт работы с Интернетом до выхода на пенсию. Причем далеко не всегда данный опыт будет получен в ходе профессиональной деятельности. В связи с этими обстоятельствами отпадает необходимость выделения новых поколений в рамках данной классификации.9

Эти люди познакомятся с Интернетом еще не находясь в пожилом возрасте, поэтому включать их в классификацию "компьютерных" поколений пожилых неправильно по определению. То, как они пришли в интернет-сообщество (ввиду профессиональной необходимости, коммуникационных нужд и т. д.) и кто выступал агентами их интеграции, в данном случае не имеет значения. Важно лишь то, что ко времени достижения условной границы пожилого возраста степень интеграции этих людей будет на довольно высоком уровне. Говоря о высоком уровне, мы, конечно же, ориентируемся на современную ситуацию. В ближайшем будущем такая степень интеграции станет нормой.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что в последние годы интеграция старшего поколения в Интернет вызвана главным образом потребностью в поддержании и расширении социальных контактов. В большинстве случаев коммуникация осуществляется посредством электронной почты, первыми партнерами по переписке практически всегда становятся собственные дети. По их же инициативе приобретается и компьютер с выходом в Интернет. Но встречаются и нетривиальные виды коммуникации. На одном из занятий факультета информатики Социально-гуманитарного университета третьего возраста при ТюмГНГУ слушатель К.Д. Пахомчик сделал необычный доклад об IP-телефонии. Он рассказал о том, как высокая стоимость международной телефонной связи стала причиной ограничения его контактов с братом, живущим на Украине. Поиски альтернативного канала коммуникации привели его к IP-телефонии, которая оказалась не только более дешевым, но и более качественным средством связи.

Старость – это возраст, когда происходят: уменьшение жизненной активности, изменение психических реакций и психологических характеристик, ограничение физических возможностей. Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности.

Условия жизни современных пожилых людей отличаются от тех, которые были тридцать-сорок лет назад. Пенсионеры стараются познать как можно больше технологических новинок. Получив базовые знания работы на компьютере, они начинают осваивать все новые и новые программы, которые позволяют пенсионерам общаться с родными и знакомыми. Компьютер для пенсионеров является необходимым устройством, так как открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить быт и найти новые увлечения.

Интернет давно уже стал неотъемлемой частью нашей жизни и незаменимым средством общения. Правда, далеко не все умеют использовать все преимущества интернет технологий. Пожилые люди, например, весьма

далеки от всех этих социальных сетей, электронной почты и прочих атрибутов on-line мира.

Особенно одинокие, пожилые очень нуждаются не только в обучении современным технологиям связи, но и в общении, как живом, так и виртуальном. «Молодым» пенсионерам, только что ушедшим на пенсию, часто бывает очень трудно перестроиться и приспособиться к новому ритму незаполненной ежедневной работой жизни.

Сейчас во многих регионах России встала проблема методического обеспечения компьютерных обучающих курсов для обозначенной категории населения. Обойтись без компьютера, конечно, можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать ее более яркой и интересной. Для пожилого человека компьютер открывает целый ряд дополнительных возможностей.

Проект призван улучшить качество жизни пожилым людям за счёт освоения всех тонкостей работы с компьютером и интернетом, помочь пожилым людям преодолеть свои страхи по поводу современных интернет- технологий и обучить их всем тонкостям пользования интернетом и компьютером.

В процессе прохождения учебной и производственной практики в ,…. Автор пришел к заключению о необходимости методологического и методического обучения лиц пожилого возраста в сельской местности информационным технологиям с целью преодоления социального одиночества и социальной изоляции актуальных для этой категории населения.

Цели проекта:

- подготовка волонтёров из числа старшеклассников … для проведения курсов компьютернойграмотности среди пожилых людей;

- формирование у пожилых людей информационной компетентностикак средства гражданской активности, преодоления социальногоодиночества и социальной изоляции, самореализации.

Задачи проекта:

- обучить волонтёров общению с людьми пожилого возраста;

- обучить волонтёров всем необходимым знаниям ПК, требующимся

для обучения по программе;

- ознакомить пенсионеров с устройством и принципами работы компьютера и ноутбука;

- научить пожилых людей уверенно владеть необходимыми функциями ПК;

- научить пенсионеров, как, с помощью Internet осуществлять поиск нужной информации;

- обучить пенсионеров использовать Internet как средство общения;

- развивать навыки использования Internet в быту;

- развить чувство уверенного пользователя ПК;

- сформировать умения и навыки самостоятельного использования

компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Целевые группы проекта:

- волонтёры из числа учащихся школ Родионово-Несветайского района

- жители Родионово-Несветайского района пожилого возраста.

Деятельность / методы /этапы

Механизмы и средства осуществления проекта

Основными механизмами мониторинга эффективности реализации проекта являются:

- специфический отбор целевой группы;

- отбор молодых людей (волонтеров) для осуществления проекта;

Отбор волонтеров осуществляется на основе критериев:

- готовности к участию в проекте (целеустремленность и целенаправленность действий, организационные и коммуникативные способности, способность к интеллектуальному погружению, способность к творческой деятельности, прогностические возможности);

- ресурсного потенциала (организационного вклада в проект).

В реализации проекта примут участие учащиеся школ, которые проявляют интерес к социальной помощи пожилым людям.

Календарный план/ график проекта

Этапы проектирования

Исполнители

Срок выполнения

1. Разработка концепции проекта.

Карасёва Н.В.

Осипова Е.И.

Февраль – апрель 2013г.

2. Разработка программы социально-образовательного проекта

 

Май – июнь 2013

2. Оценка жизнеспособности проекта.

Карасёва Н.В.

Осипова Е.И.

Июнь 2013г.

3. Реализация проекта: в течении 5 недель занятия будут проводиться 4 раза в неделю.

Осипова Е.И.

Январь – февраль 2014 г.

4. Подведение итогов и коррекция средств и методов осуществления проекта

Осипова Е.И.

март 2014г.

Популяризация проекта в местных СМИ и в рамках защиты дипломной работы автора проекта

 

Июнь 2014

Оценка

  1. Количественные показатели оценки результатов проекта (1 цикл)

Количество занятий:

- общая трудоёмкость дисциплины – 16 часов;

- лекции – 2 часа;

- практические занятия – 14 часов.

Предположительное количество участников проекта:

- 10 волонтёров;

- 20 пожилых людей.

  1. Качественные показатели

Услуги, предоставляемые клиентам:

- образовательная деятельность.

- формирование информационной компетентности пожилых людей

Апробирование методик:

- организация и реализация социально-проектной деятельности;

- система индивидуально-групповой работы с пожилыми людьми по обучению компьютерной грамотности;

- информационное и методическое обеспечение программы;

- рекомендации по облегчению личностно ориентированной работы с пожилыми людьми.

Краткая характеристика участников.

  1. Инициатор и ответственное лицо за реализацию проекта -

Осипова Елена Ивановна, 12.031982 г.р., студентка 5 курса ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный Университет» Филиала ЮФУ в г.Новошахтинске Ростовской области специальности «социальная работа».

  1. Главный консультант и координатор реализации проекта – кандидат

социологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и социальной работы ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный Университет» Филиала ЮФУ в г.Новошахтинске Карасева Наталья Викторовна.

Для реализации проекта в качестве кадрового ресурса предполагается привлечение в качестве добровольцев учащихся школ Родионово-Несветайского района.

1 Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы [Текст] / под редакцией В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д, 2004. - С. 256.

2 http://www.statistika.ru: Госкомстат, Росстат и государственные службы статистики РФ.

3 Диягор Л.Ю. Социальный проект [Электронный ресурс] / Л.Ю.Диягор. – URL: http://www.scienceforum.ru/2013/248/3166

4Студенческий научный форум. http://www.scienceforum.ru/2013.

5http://www.kirov.er.ru/news/babushka-onlajn dedushka-onlajn/.

6 Учиться никогда не поздно. http://www.volgodonsc.ru/ekonomika.

7http://www.znamenka.info/ Новости в Новошахтинске/v-novoshactinske… Ростов-на-Дону.

8 http://www.3vozrast.ru/Мы и общество/opinion/731.

9 http://www.3vozrast.ru/Мы и общество/opinion/731.

 

Просмотров работы: 3634