ПРОБЛЕМЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – МАРКЕТИНГА СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – МАРКЕТИНГА СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Лисогоров В.А. 1
1Филиал ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г.Кропоткине
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Использование Интернет – технологий в хозяйственной деятельности современного предприятия является осознанной необходимостью и неотъемлемой чертой его бизнеса. Сегодня уже трудно представить не только крупное предприятие, но и небольшую фирму, не использующую Интернет в своем бизнесе. Вариантов интеграции бизнеса в интернет-среду достаточно много: от создания статического фирменного сайта до полной интеграции бизнеса в среду Интернет.

Несмотря на то, что средние коэффициенты веб-активности в российской экономике невысоки - в целом, результаты исследований показывают, что российские региональные предприятия сделали свой первый шаг для осуществления перевода бизнеса в электронно-коммерческие формы. Значительное место здесь занимают предприятия сферы малого бизнеса, активно использующие Интернет – пространство, которые играют особую роль в становлении и развитии современной экономики. «Основной задачей предпринимательской деятельности является удовлетворение потребностей покупателя. Предприятие в условиях рынка функционирует только в том случае, если его продукция отвечает запросам, предъявленным потребителем. Чтобы знать истинные его запросы, предприниматель должен вкладывать значительные средства в изучение рынка.

В условиях рыночной экономики предприниматель должен активизировать свою трудовую деятельность, чтобы выжить в климате конкуренции, поддерживая свое производство на передовом научно-техническом уровне».1 Интернет является достаточно мощным и эффективным инструментом, помогающим решать данные проблемы в сложившихся условиях глобализационных процессов в экономике.

Тем не менее, несмотря на то, что глобальная сеть становится одним из важнейших инструментов бизнеса, позволяющим связать в единую цепочку поставщиков, производителей, потребителей, отсутствие стандартных методик, а также опыта ведения бизнеса в Интернете создает проблему выбора оптимальной модели интеграции для большинства региональных предприятий сферы малого и среднего бизнеса.

Здесь одной из ключевых проблем регионального бизнес сообщества является недостаточность информации и маркетинговых инициатив в самом секторе. Благодаря геотаргетингу в поисковых системах выдача имеющейся в сети информации корректируется в зависимости от региона, однако по данным исследований АКАР (ассоциация коммуникационных агентств России), маркетинговой группы Newmann Bauer, а также Ассоциации Коммуникационных Агентств России, всего 15 % производителей проводят кампании по маркетингу в интернете (за рубежом этот показатель достигает 90 %). Низкая активность особенно заметна на фоне общего роста рынка интернет-рекламы, которая в настоящее время составляет примерно 67 % в год2. Ниша промышленных рынков, представленных в сети растет, однако темпы остаются незначительными. Подавляющее большинство региональных промышленных предприятий ограничиваются размещением общей информации о компании. И только 5 % предприятий промышленной группы используют интернет как маркетинговый инструмент и размещают подробную информацию о продуктах, рекламные статьи и пресс-релизы3. При этом маркетинговыми инструментами в большей степени пользуются столичные компании, в большинстве своем выступающие посредниками между самим производителем и покупателем. Российские компании уже сегодня могут потерять часть своей аудитории, не имея собственного сайта, либо невнимательно к нему относясь, так как мнения пользователей рунета о брендах без сайтов разделились на отрицательные и нейтральные. Больше других отсутствие сайта у компании осуждает молодежь и пользователи сети средних лет.

Региональные производители зачастую просто не видят необходимости в интернет-маркетинге или вовсе не знают о существовании такового, не отслеживают изменения рынка и циклы закупок.

При этом эффективность работы большинства интернет-проектов, реализуемых фирмами, находится на весьма низком уровне. Например при разработке корпоративного сайта у многих предприятий в основном преобладает принцип «разработал – разместил в сети - забыл», при котором предприятие собственными силами, либо с помощью сторонних организаций разрабатывает корпоративный сайт, регистрирует доменное имя, размещает сайт в сети, а затем через некоторое время забывает о его существовании. Естественно, при этом речь не ведется об анализе посещаемости, регулярном обновлении новостных станиц (если конечно таковые вообще имеются), проведении маркетинговых исследований. В итоге через какое-то время сайт для предприятия становиться обузой, от которой становится легче и эффективнее избавиться, чем развивать.

Кроме технических недоработок, проблемами неудач большинства интернет-проектов является, как правило, использование недостаточно эффективной маркетинговой политики развития проектов либо ее полное отсутствие.

Маркетинговая политика продвижения интернет-проекта во многом зависит от модели бизнеса, избираемой компанией. Как известно, большинство сайтов, с точки зрения лежащей в их основе бизнес-модели относятся к одной из следующих групп:

- ad supported (рекламная бизнес модель), когда сайт создается с целью формирования на нем постоянной четко сегментированной, максимально широкой аудитории, контакты с которой продаются рекламодателям;

- business supported (модель поддержки бизнеса), когда основной бизнес фирмы не связан с сетью, а сайт используется для расширения клиентуры, формирования имиджа и других целей;

- new business (модель создания нового бизнеса), когда сайт выступает как средство диверсификации деятельности компании, за счет предоставления платных сервисов и т.п.;

- capitalization (модель капитализации проекта), когда главной целью создателей является рост стоимости и ликвидности проекта с целью его дальнейшей продажи.

Анализ показал, что одной из наиболее характерных черт корпоративных интернет-проектов региональных предприятий является тот факт, что их “раскруткой” (а за частую и разработкой) занимается системный администратор предприятия, или просто технический специалист, основная задача которого – поддержание работоспособности компьютеров предприятия. В этой ситуации приходиться вести речь не только о невысоком уровне его знаний в области маркетинга, но и, как правило, об элементарной нехватке времени на периодическое обновление прайс-листов фирмы. В том случае, если вопросами интернет-маркетинга все-таки занимается отдел маркетинга, возникает очередная проблема. Далеко не все сотрудники таких отделов представляют себе, какой спецификой должна обладать маркетинговая кампания, проводимая в Интернете. Проведенный автором анализ около 30 средних и крупных предприятий, работающих в различных сферах экономики, подтвердил, что данная проблема характерна для более чем 85 % исследованных фирм. На этом фоне не удивляет тот факт, что, создав и разместив корпоративный сайт в сети, предприятия довольно часто через определенное время сталкиваются с рядом проблем. И основной, безусловно, можно назвать низкую посещаемость. Причинами может служить как недостаточно эффективная маркетинговая политика по продвижению сайта на рынок, так и технические недоработки проекта (чаще и то и другое вместе).

В этой ситуации предприятия оказались перед проблемой – с одной стороны, у региональных фирм сферы, как крупного, так и малого бизнеса существует реальная потребность в реализации определенных маркетинговых идей в интернет-среде, с другой – большая их часть в настоящее время реально реализовать данные проекты самостоятельно не в состоянии. Исследования показывают, что для успешного использования маркетинговых характеристик Интернета компаниям необходимо оценить свое отношение к следующим факторам:

- готовности к «сжатию» бизнес-процессов и увеличению скорости реакции на запросы клиентов;

- совместной работе с большим количеством партнеров;

- переходу к индивидуальному обслуживанию;

- наличию гибкости в подходе к бизнесу.4

Для эффективной маркетинговой деятельности компаниям необходимо понять, как электронный бизнес помогает создавать дополнительную потребительскую ценность, необходимую их клиентам. Потребительская ценность на электронном рынке ничем не отличается от ценности обычных товаров и услуг на реальном физическом рынке: необходимо знать, что нужно потребителю, и предоставить это ему лучше, чем это делают конкуренты. В понятие потребительской ценности входит восприятие потребителями тех выгод, которые они получают от товара, его особых качеств, бренда и вспомогательных услуг, предоставляемых продавцом при продаже товара. При определении ценности товара потребители также учитывают затраты на приобретение товара, как финансовые, так и временные, психологические и т.п.5

Удовлетворенность потребителя на электронном рынке зависит как от технического состояния потребительского интерфейса (его безопасности, надежности, быстродействия, простоты, качества содержания, безопасности и надежности системы платежей), так и маркетинговых аспектов этого интерфейса (привлекательности используемых стратегий ценообразования, качества обслуживания, надежности логистической поддержки). Удовлетворенность потребителя проведенной операцией на электронном рынке не только способствует повторным покупкам, но и создает доверие электронному бизнесу, которое поддерживается репутацией компании и качеством ее коммуникаций. Именно совокупность перечисленных факторов способствует удержанию потребителя, формированию его приверженности брендам компании, а, следовательно, стабильности операций электронного бизнеса.

1 Мезенцева Е.В. Анализ развития современного предпринимательства в Краснодарском крае / Е.В. Мезенцева // Вестник Белгородского ун-та потребительской кооперации. - 2008. - № 3. - C. 223-227.

2 http://www.nbmarketing.ru/promishlenost/ Newmann Bauer marketing group

3 http://www.akarussia.ru/join/

4 Т.П. Данько, Н.Б. Завьялова и др., Электронный маркетинг – М.: ИНФРА-М, 2005.

5 http://www.e-commerce.ru

Просмотров работы: 2465