ОСЕННЯЯ ГРУСТЬ В СТИХОТВОРЕНИИ Е. А. БЛАГИНИНОЙ «УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ…» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСЕННЯЯ ГРУСТЬ В СТИХОТВОРЕНИИ Е. А. БЛАГИНИНОЙ «УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ…»

Шипик Т.Н. 1, Кожушкова Н.В. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Елена Александровна Благинина (1903-1989) - русская поэтесса. Родилась в Орловской губернии в семье железнодорожника. Печататься началась с восемнадцати лет. Для детей Елена Александровна начала писать в тридцатые годы. Это были лирические стихи, а так же потешки, загадки. Елена Александровна писала об обыкновенной жизни и обыкновенных вещах, окружающих ребенка. Благинина писала стихи о доме, о природе, о маме, о любви.

В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых, он умерла в 1989 г.(5, с.108)

Одно из стихотворений Елены Благининой «Улетают, Улетели…», которое изучается на уроках литературного чтения в 1 классе по программе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой. Это стихотворение входит в одноименный сборник, вышедший в свет в 1983 году.

Анализ стихотворения начнем с анализа названия, которое целесообразно проводить в три этапа. Во-первых, эта работа над закрепленным в словаре лексическим значением слова. Словарь С. И. Ожегова дает такое определение: «улететь - исчезнуть, миновать».(3, с. 675)

Во-вторых, работаем над лексическими ассоциациями. Опрос студентов, будущих учителей начальных классов(17 чел.), показал, что слово улетают чаще всего, вызывает следующие словесные ассоциации: птицы, листья, самолеты, надежды, времена и др.

В-третьих, уточняем эмоциональное значение слова. Слово улетают вызывает у опрошенных ощущение пустоты, отсутствие кого –то, опустошенность.

Итак, читатель, еще не читая стихотворения, может по названию «Улетают, Улетели…» предположить, что события, описанные в стихотворении происходят, осенью, и большинство птиц улетают на юг. Название само по себе является необычным. Тут мы можем увидеть необычное сочетание гласных звуков (ассонанс), это придает стиху особенную музыкальность и некое ощущение хрупкости, некого опустошения, чувства потери чего-то. Особое сочетание гласных направлено на то, чтобы усилить ощущение возвышенности и особенной поэтичности описания. Название состоит из двух глаголов настоящего и прошедшего времени. В глаголе настоящего времени (улетают) заложен процесс еще не свершившийся, то есть птицы еще не улетели (хотя в названии и не указывается, кто улетает и улетел, куда улетает). На это нам указывает многоточие в конце названия. Эта недосказанность придает поэтичность и загадку названию, и все же дает надежду, что птицы вернутся вновь и принесут с собой весну и тепло. Но мы все же предполагаем, что улетают птицы на юг, и это указывает на то, что наступают холода; а глагол прошедшего времени указывает на уже свершившийся процесс – птицы улетели, наступает зима.

Теперь непосредственно переходим к анализу стихотворения.

В первом четверостишии «Скоро белые метели/Снег подымут от земли/ Улетают, улетели,/Улетели журавли» мы видим, что события происходят поздней осенью; перед нами возникает унылая картина последних дней осени, когда уже скоро ляжет снег, завоют метели, и земля заснет под белым покрывалом до наступления весны. Так же здесь виден лексический повтор и сожаление о том, что журавли покинули свое место. Использование инверсии придает особую поэтичность и эмоциональсть стихотворению Также тут используются краски и звуки, свойственный зиме( белые метели; снег подымут…). Именно в первом четверостишии появляется образ журавля. Образ этой птицы есть в сказках, легендах, песнях, пословицах. В народном представлении журавль - олицетворение весны как возрождение жизни, символ родного края, эмблема мудрости. Рассмотрим образ журавля в мировом и народном творчестве.

Еще в Древней Греции образ журавлей имело особое значение. Сохранился фразеологизм «Ивиковы журавли». Что же он означает? Это мы узнаем после знакомства с одной легендой:

- Ивик - реальное историческое лицо. Это поэт, музыкант Древней Греции.

Ивик. Жизнь и легенда

Ивик - древнегреческий лирик VI века до н.э. О жизни Ивика почти ничего не известно. Родился в древнегреческой колонии Регий (южная Италия). Сообщается, что ему предлагалась должность у тирана Регии, но Ивик покинул город из-за ненависти к тиранам и деспотам. Вел жизнь странника.

Упоминается надпись на захоронении, согласно которой Ивик умер в своем родном городе. Существует, однако, легенда, согласно которой Ивик погиб по дороге в Коринф, куда шел на Истмийские игры. Он был защитником слабых и обездоленных, чем вызвал сильное недовольство властей. Опасаясь восстания, правители наняли шайку убийц, чтобы избавиться от поэта-заступника, чье влияние на народ было очень сильным.

Подкараулив Ивика в лесу, бандиты жестоко расправились над поэтом, тщательно проследив, чтобы не было свидетелей происходящего. Умирая, Ивик посмотрел в небо и увидел стаю журавлей. «Будьте моими мстителями!» - воззвал он к ним и умер. Разбойники только посмеялись. Затем они пошли в город, смотреть состязания, до которых так и не дошел Ивик. Сидя в театре, один из разбойников увидел пролетающих журавлей и обратился к товарищу с шуткой: «Вот летят мстители Ивика». Это было услышано, публика заволновалась, сказавшего схватили, начался допрос, и разбойники признались в содеянном. Они были казнены, а ивиковы журавли стали нарицательным образом, символом правды. Фраза «ивиковы журавли» вошла у древних греков поговорку, имея смысл преступления, раскрытого посредством божественного вмешательства. Несколько веков спустя, в 1797 г., немецкий поэт Фридрих Шиллер написал балладу под названием «Ивиковы журавли», пересказывающую этот легендарный сюжет.

- Итак, фраза «ивиковы журавли» стала фразеологизмом. Каково же его значение? (Это символ правды, фраза имеет смысл преступления, раскрытого посредством божественного вмешательства).

2. Журавли в культуре Японии

Семь богов Удачи (яп. Ситифуку-дзин) — семь божеств, приносящих удачу в синтоизме. Очень часто изображаются в виде фигурок нэцкэ. Они вобрали в себя «гремучую смесь» древних культур Востока. Начиная с индийских божеств, перешедших и трансформированных в китайской культуре и заимствованных позже японцами. Некий «испорченный телефон» выявил в богах качества, столь востребованные в Китайской и Японской традиции. Среди этих семи фигурок есть Дзюродзин — бог долголетия, изображается в виде старика с посохом Сяку (или Шаку), к которому прикреплен свиток мудрости и журавлем, черепахой или оленем, иногда изображается пьющим саке. В свитке Дзюродзина хранятся сведения обо всех существах, живущих на земле, тайны долголетия и бессмертия. О символах Дзюродзина: Журавль. Символ бдительности, долголетия, мудрости, преданности, чести. Этими качествами журавль наделяется в Китае и Японии. Наблюдения натуралистов показали, что журавль, из-за своего страха перед неожиданностями, всегда спит с камнем в лапе, чтобы не заснуть слишком глубоко. Когда камень выпадает из его лапы, журавль пробуждается. Журавль, из клюва которого сыпется песок: говори только в подходящее время и в подходящем месте. Символ молчаливости, означающий, что мы должны быть осторожны в том, что говорим, где говорим, когда и кому. Это еще один образ предусмотрительности, приписываемый журавлю. Наполняя свой клюв песком и неосторожно высыпая его, он производит шум и тем самым выдает себя. Журавль, поедающий змей: доставляя удовольствие своему желудку я приношу пользу своей стране. Символ патриотизма. Говорят, что между журавлями и змеями существует врожденная антипатия. Журавли отыскивают змеиные норы и поедают их обитателей, тем самым очищая от змей местность, в которой они обитают. В Египте и Фессалии, где обитало множество змей, убийство журавля считалось тяжким преступлением и каралось смертной казнью. Кроме того, журавли хорошо приручаются и дорожат обществом человека - рядом с его жилищем они привыкли строить свои гнезда.

3. В Древнем Египте журавль - символ преданности и уважения к родителям. В самом деле, в египетской иероглифической письменности похожая птица предстает (из соображений фонетики) как знак «сын».(6)

На старинных изображениях журавль нередко сходен до степени смешения с аистом или цаплей, от которых его можно отличить по типичной позе - с поднятой с зажатым когтях камнем. Эта особенность изображения восходит к легендарным сведениям, согласно которым, «каждую ночь журавли собираются вокруг своего царя. Определенных журавлей избирают в качестве стражей, и они всю ночь должны бодрствовать, всеми силами отгоняя от себя сон. Поэтому каждый журавль-страж стоит на одной ноге, подняв другую. В поднятой лапе он держит камень. Засни журавль, и камень выпадет из его лапы и, упав на лапу, на которой он стоит, разбудит его».

Как и другие "стоящие в воде птицы (ибис, аист, цапля), журавль выступает одним из воплощений света утреннего солнца, поскольку первым видит его восход. В качестве посредника между мирами журавль выступает посланцем богом и проводником (переносчиком) душ умерших к месту их загробного существования.(7)

Таким образом, журавль является воплощением тепла, света, солнца. И с перелетом журавлей в теплые края уходят и последние моменты, связанные с теплом, а на их место приходит зима, а солнечный свет уже не греет.

Во втором четверостишии мы видим, как птицы постепенно покидают свои места. На протяжении всего стихотворения природа потихоньку становится безжизненной, пустой, часть живого мира исчезает с приходом зимы. Читая эти строки, читатель испытывает печаль, грусть, уныние; все будто бы заснуло до прихода весны. До весны улетает и аист. Аист – символ новой жизни. Поэтому, когда он вернется весной, природа оживет, все вокруг возродиться к новой жизни. А пока природа замерла и затихла, будто бы захотела отдохнуть в тишине до весны. В конце второго четверостишия стоит восклицательный знак. Он тоже выполняет определенную функцию. Восклицательный знак (!) - знак препинания, выполняющий интонационно-экспрессивную и отделительную функции, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения и тому подобного. Поэтому данный знак препинания вбирает в себя сильное эмоциональный настрой, чувство грусти, потерянности, одиночества.

Но в следующих строках мы видим противопоставление пустоте, так называемую, антитезу: «Лист качается узорный/ В синей луже на воде/ Ходит грач с грачихой черной/В огороде по гряде». Несмотря на то, что остался лишь одинокий лист в синей луже, в огороде еще ходит грач с грачихой, они еще не улетели, но тоже готовятся в путь. Цвета здесь конечно менее насыщенные «синяя лужа; черная грачиха», но именно эти цвета соответствуют той обстановке, тому унынию, которое описывает поэтесса – это уныние, безжизненность последних дней осени и преддверие того, когда зима уже окончательно вступит в свои права. В этом четверостишии есть надежда, что не все еще опустело. Тут также присутствует инверсия (ходит грач с грачихой черной), связанная с эмоциональным состоянием засыпающей природы, с печалью.

В последнем четверостишии стихотворения все надежды рушатся «Осыпаясь, пожелтели/ Солнца редкие лучи/ Улетают, улетели/Улетели и грачи». Зима все- таки наступает, звуков и красок становится меньше, наступает пустота. Интересно отметить то, что в последних строках стихотворения лучи солнца сравниваются с пожелтевшими листами. Желтый – цвет солнца, но это уже не то солнце, что способно согреть, как весной. Метафорически нам говорят, что дело идет к зиме, тепла уже не будет, эти редкие солнечные лучи уже неспособны дать тепло жизни. Поэтому они опадают, как осенние листья, но вновь возродятся весной, чтобы дать жизнь природе, молодой листве. Как и в первом четверостишии, тут присутствует лексический повтор (Улетают, улетели, улетели и грачи), что усиливает эмоции, связанные с осенью, с опустошением. Вместе с этим в последней строке появляется образ грача. Грачи – птицы, которые прилетают раньше всех, а улетают последними. Они символизируют собой приход весны, и уносят с собой последнюю надежду на тепло, когда улетают. Таким образом, становится ясно, что впереди – только холода, метели. Природа застывает в оцепенении. Стоит также отметить, что Грач (лат. Corvus frugilegus) - широко распространённая в Евразии птица рода во́рон. Символика ворона обусловлена двумя моментами: его черным цветом и резким криком. Этот образ отмечен выраженной амбивалентностью. Так, например, в мифологии индейцев Северной Америки ворон является демиургом и культурным героем, однако в ряде других традиций выступает в ипостаси трикстера. Поскольку ворон питается падалью, его связывают с царством мертвых и с землей, но одновременно также с небом (в контексте общей символики птиц). Поэтому ворон наделяется функцией посредника между тремя мирами и ему приписывается мудрость и способность предвидения,

Как хтоническое существо, связывается с несчастьем и смертью. Таким образом, вещий ворон - преимущественно вестник несчастий, смерти. Это птица вещая и зловещая. Поэтому в данном контексте мы можем провести параллель между вороном и грачом. То, что грач улетел, символизирует собой некую смерть природы до весны.(7)

Эмоциональный настрой к концу стихотворения становится все более тревожным, безнадежным. Рушатся, последние надежны, все больше ощущается чувство опустошенности и одиночества; в стихотворении показана печаль, грусть и уныние.

Таким образом, понимание названия стихотворения происходит постепенно, на протяжении всего повествования. Ощущение опустошения, печаль и одиночество, связанные с осенью и близким наступлением холодов передается с помощью определенных цветов, метафор, образов.

Е.Благинина была поэтессой, которая очень точно передавала душевное состояние, описывала эмоции, которые происходят в душе. Она очень тонко, насыщенно передает то состояние природы, когда уже наступают холода, кончаются последние дни осени, птицы спешат в другие края, и остается лишь серость, уныние и тихая песня последнего листка, который так неумело задержался на ветке и тоже вот-вот сорвется вниз…

Литература

1. Благинина Е.А. Окна в сад. Книга стихов. - М.: Советский писатель, 1966.

2. Благинина Е.А. Улетают, улетели. - М., 1982.

3. Ожегов С.И. толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.; Российская академия наук. Институт рус. яз. им. В.В. Виноградова. – 4 – е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 928с.

4.Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т.1. от стимула к реакции: ок. 7000 стимулов./ Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Р. Тарасов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «АСТ», 2002. – 784с.

5. Тарасова, Л.Н. Встреча с писательницей Е.А. Благининой // Нач.шк.- 2000. - № 2. - С.107 - 111.

6. http://enc-dic.com/symbol/ZHivotnye-255.html словарь символов

7. http://lib.rus.ec/b/166834 энциклопедия символов и знаков

Улетают, Улетели….

Скоро белые метели

Снег подымут от земли,

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

Улетает, Улетел!

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

(1983)

Просмотров работы: 6226