В последние годы отношения Китая и России бурно развиваются, углубляется их политическое доверие друг к другу, сотрудничество становится более тесным, механизм взаимообменов непрерывно совершенствуется, охват сотрудничества расширяется, взаимодействие в региональных и международных делах поступательно усиливается [1]. Однако стремление России и Китая к осуществлению политики интеграции происходит в условиях асимметричного развития приграничных регионов.
Российские территории обладают крайне низким демографическим потенциалом, уступают в стратегическом планировании приоритетных направлений развития промышленности, уровня развития торговли, участия в международных транспортных сетях, обеспечения продовольственной безопасности. Тогда как приграничные районы Китая характеризуются стремительным социально-экономическим развитием, обусловленным высоким потенциалом промышленного развития, все возрастающим уровнем участия в международной торговле, инвестиционной привлекательностью и т.д.
Байкальский регион обладает всеми конкурентными преимуществами, необходимыми для всестороннего поступательного развития: выгодное экономико-географическое положение, в том числе кратчайшие транспортные маршруты в страны Тихоокеанского региона; колоссальные запасы природных ресурсов; наличие перспективных туристических активов; близость к крупнейшим туристическим рынкам мира.
Однако отсутствие эффективной стратегии развития Байкальского региона и всего Дальнего Востока России и, как следствие, значительное отставание российского приграничья в экономическом развитии от стран АТР создают угрозу превращения этих территорий в сырьевые придатки и невозможность реализации интегрирующего потенциала России в системе экономических и пространственных связей Азии и Европы. Не менее серьезной проблемой является также демографическое и социокультурное давление сопредельных государств, прежде всего Китая, на приграничные регионы РФ.
Северо-Восточный регион КНР, который также часто называют «центром Северо-Восточной Азии», представляет собой один из приграничных регионов страны, обладающий значительным потенциалом влияния на развитие межрегиональных связей и общую ситуацию в данном трансграничном регионе.
Однако, несмотря на то, что Северо-Восточный Китай имеет большое значение для экономического развития как региона, так и государства в целом, нельзя отрицать тот факт, что в регионе существует достаточно большое число проблем, препятствующих его дальнейшему поступательному развитию, - дефицит и плохое качество водных ресурсов, недостаток ряда стратегически важных минеральных и энергетических ресурсов, преобладание производств с высоким уровнем ресурсо- и энергопотребления, избыток рабочей силы, высокий уровень загрязнения окружающей среды и т.д.
При этом решение китайской стороной всех вышеперечисленных проблем в значительной степени связано с приграничными территориями Российской Федерации. Российские приграничные регионы выступают для Северо-восточных провинций Китая поставщиками энергетических и минеральных ресурсов, территорией для трудовой миграции. Именно Байкальский и Дальневосточный регионы России в наибольшей степени испытывают на себе негативное экологические воздействие со стороны «соседа».
Следует отметить, что Северо-Восточный регион КНР опережает Байкальский регион РФ по целому ряду показателей социально-экономического развития. Кроме того, нынешнее руководство Китая придает очень большое значение усилению культурного строительства внутри государства и наращиванию «мягкой силы» вне его пределов, тогда как Россия до сих пор не может преодолеть духовный кризис, начавшийся еще в начале 90-х гг. ХХ в.
В данной ситуации несомненными преимуществами приграничных регионов России, в том числе и Байкальского региона, являются богатство минеральных, водных и земельных ресурсов, а также выгодное геополитическое положение. Однако в сложившихся условиях российской стороне необходима разработка максимально эффективной стратегии социокультурного развития приграничья с тем, чтобы не допустить экспансионистских действий со стороны Китая и осуществлять двустороннее сотрудничество исключительно на основе принципов взаимной выгоды и взаимного уважения.
Список литературы
1. Стратегическое сотрудничество Китая и России опирается на качество их экономического сотрудничества [Электронный ресурс] // Russian.china.org.cn. - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-08/23/content_29806955.htm (дата обращения 10.01.2014).
[*] Работа подготовлена в рамках научного исследования, поддержанного Советом по грантам Президента РФ МК-4300.2014.6