ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ (ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ (ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ)

Тарасова И.И. 1, Лихачёва О.М. 2, Шавырина И.В. 3
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
2"НИУ БелГУ"
3НИУ «БелГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях наиболее эффективным считают внедрение практико-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. В этой связи ставится задача обновления содержания образования путем усиления его практической направленности, но при сохранении фундаментальности. Не уменьшая значимость теоретического блока, практико-ориентированный подход нацеливает образовательные программы на разработку тех форм учебного процесса, которые позволяют эффективно формировать практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования [1].

Целью практико-ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться специалист, способный эффективно применять в практической деятельности имеющиеся у него компетенции [2].

В рамках исследования проблемы практико-ориентированного обучения в ВУЗе нами было проведено анкетирование, респондентами которого стали студенты четвертых и пятых курсов НИУ «БелГУ» (N=100), обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве)», «Мировая экономика», «Государственное и муниципальное управление».

Анализируя результаты проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что, поступая в НИУ «БелГУ», 40% студентов ожидали получить теоретические и практические знания, такое же количество студентов - получить возможность трудоустройства после окончания ВУЗа, 20% респондентов - получить диплом о высшем образовании. Можно отметить, что ни один респондент не выбрал вариант ответа, предполагающий получение только теоретических знаний.

Важное значение при выборе респондентами специальности имели следующие показатели, представленные на рис.1.

Рис.1. Основные показатели, влияющие на выбор специальности респондентами.

Важнейшими факторами при выборе ВУЗа являются:

1. Престиж учебного заведения. Так ответили 60% опрошенных.

2. Наличие бюджетной формы обучения. Данный фактор важен для 40% респондентов.

3. Мнение родителей является приоритетным фактором для 20% студентов.

4. Преподавательский состав. Данный фактор указали 10% опрошенных.

По результатам нашего исследования, такие факторы, как цена за обучение, наличие библиотеки и материально-техническая база, на выбор студентов не оказывают влияния.

На рис.2. представлены ответы на вопрос: «Устраивают ли Вас условия и возможности, предоставляемые ВУЗом?».

Рис.2. Оценка условий и возможностей, предоставляемых НИУ «БелГУ».

Следует обратить особое внимание на параметр «Не устраивает», который респонденты выбрали для таких условий, как предоставляемые ВУЗом возможности трудоустройства, возможность прохождения практики по специальности, а также уровень преподавания. Необходимо сконцентрироваться на первых двух условиях, так как подавляющее большинство респондентов (98%) недовольны предоставляемыми ВУЗом возможностями трудоустройства, больше половины студентов (52%) – возможностью прохождения практики по специальности.

Половина опрошенных студентов отмечают, что на данный момент теоретические знания преобладают над практическими. Остальные 50% респондентов утверждают, что обладают только теоретическими знаниями. Следует отметить, что ни один респондент не отдал предпочтение следующим вариантам: «отличное знание теории и практики», «практические знания преобладают над теоретическими», «обладаю только практическими знаниями».

На рис.3 показано, как студенты оценивают уровень теоретической и практической подготовки в НИУ «БелГУ».

Рис.3. Уровень теоретической и практической подготовки в НИУ «БелГУ».

Следует отметить, что почти 80% студентов оценивают уровень практической подготовки, как низкий и очень низкий.

Наибольший интерес у студентов вызывает совмещение теоретических знаний с практическими и получение практических навыков. Эти критерии набрали по 50%. Никто из опрошенных не заинтересован в получении только теоретических знаний, не подкрепленных практическими умениями.

Более половины респондентов признались, что производственная практика, организованная ВУЗом им ничего не дает и является формальным отчетом. На рис.4. представлена оценка уровня организации производственной практики в НИУ «БелГУ».

Рис.4. Оценка уровня организации производственной практики в НИУ «БелГУ».

Свои шансы на трудоустройство по специальности после окончания ВУЗа 60% респондентов оценивают, как средние, остальные 40% - как низкие. Все опрошенные студенты имеют желание работать по специальности, но при этом ни один из них, не дал высокую оценку возможности трудоустройства. Как показало исследование, больше 80% опрошенных считают, что легче всего устроиться на работу по знакомству и личным связям, отмечая, что возможность показать себя хорошим работником во время производственной практики практически отсутствует.

Большинство респондентов считают, что получение более глубоких практических знаний в рамках ВУЗа повлияет на шансы при трудоустройстве. Так ответили более 80% студентов. Остальные указали на потребность подтверждения полученных практических знаний соответствующими сертификатами. При этом все студенты отмечают необходимость включения в производственный процесс более глубокой практической подготовки.

Таким образом, проблема практико-ориентированного обучения в ВУЗе действительно является актуальной. В современных условиях особенно важно организовать процесс обучения так, чтобы его результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы практически востребованных знаний и умений, что обеспечит позитивные возможности для трудоустройства выпускников. При освоении исключительно теоретического материала учебный процесс становится излишне усложненным и отрывается от реальной жизни, что ведет к потере интереса студентов к обучению.

В рамках практико-ориентированного обучения безусловным приоритетом пользуется (и основным «учебным материалом» является) именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленных из множества единичных операций и заданий, организованных в единое целое и направленных на достижение общей цели.

Решение этой проблемы на уровне ВУЗа возможно через внесение определенных изменений в учебный план подготовки будущих специалистов (бакалавров и магистров) и в учебные программы. Внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (тренинги, практикум, групповая работа, проектные методы, работа со случаем и т.д.) возможно через распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки, определяемого потенциальным работодателем. В процессе обучения должны широко использоваться творческие индивидуальные и групповые задания. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития студентов, формирования их профессионального сознания.

Практико-ориентированное обучение позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме должен содержаться материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни [3].

В рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса студента и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала.

Литература

1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев / Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 23.2. Бодункова, А. Г. Создание учебной бизнес-среды как инновационной модели практико-ориентированного обучения в вузе / А. Г. Бодункова, М. В. Ниязова, И. П. Черная / Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/106-7647 (дата обращения: 08.10.2013).

3. Просалова, В. С. Концепция внедрения практикоориентированного подхода / В. С. Просалова / Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf (дата обращения: 11.10.2013).

Просмотров работы: 6712