МОДЕЛЬ М. М. БАХТИНА КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОБЫТИЙНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА НА ПРИМЕРЕ СЕМЕНОВСКОГО РАЙОНА НИ-ЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОДЕЛЬ М. М. БАХТИНА КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОБЫТИЙНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА НА ПРИМЕРЕ СЕМЕНОВСКОГО РАЙОНА НИ-ЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время активно развивается рынок внутреннего туризма и растет интерес к путешествиям по родной стране. Маленькие города привлекают все большее туристов, часто располагая нереализованным туристским потенциалом.

Одним из таких городов в Нижегородской области является город Семенов. Свою широкую мировую известность приобрел в связи с тем, что является центром художественной обработки дерева, что позволило ему встать в ряд наиболее значимых и почитаемых мест, связанных с народными промыслами. За свою историю этот город был и приютом для старообрядцев и местом проживания предприимчивых купцов. Но город Семенов знаменит не только своими старинными усадьбами, резьбой, но и людьми. Этот город является родиной нижегородского Есенина – Бориса Корнилова, воспевшего красоту родного лесного края.

В настоящее время меняется стиль отношения населения к своим традициям и культуре края. Изменяется характер спроса на услуги, предлагающие не только отдых, но и вовлечение в какое-то театрализованное представление, участие в обрядах. Молодые люди все чаще выбирают обрядовый фольклор, ролевые игры и в этом смысле Семеновский район является привлекательным для развития событийного туризма.

Событийный туризм направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Событийный туризм предполагает удовлетворение потребности человека в посещении какого-либо конкретного мероприятия. Основная цель поездки приурочена к какому-либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в зрелищных мероприятиях, постепенно завоевывают все большую популярность. Событийный туризм – это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и не забываемые впечатления. Главная особенность событийного туризма – множество ярких неповторимых моментов. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма.

Имея выгодное географическое положение, Семёновский район является идеальным местом по использованию событийного туризма, что имманентно предполагает организацию ролевых игр, совершения различного рода древнерусских обрядов, знакомства со своей культурой и историей. Уникальные природные факторы делают этот уголок планеты поистине благодатным местом для отдыха: чистый воздух, почва, вода, уникальные природные лечебные факторы. Все это сможет привлечь туристов для отдыха.

В частности, для молодежной аудитории, с целью ее привлечения в Семеновский район, целесообразно разработать туристическую программу. Для эффективности функционирования любого туристского маршрута необходимо сформировать коммуникативное пространство, под которым понимается зона реальных и потенциальных контактов каждого из участников коммуникации с точки зрения говорящего (адресанта). Понятно, для его формирования необходимо хорошо отлаженная информационная компания, ее поддержка и развитие. Это сфера информационно-коммуникационного направления осуществления любой программы или маршрута.

Обоснование же целесообразности открытия того или иного маршрута предполагает, кроме прикладных аспектов, связанных с расчетом эффективности, измеряемой не только по экономическим показателям, необходимо еще и теоретическое обоснование, предполагающее моделирование коммуникативного пространства. Так, для обоснования нашего предполагаемого маршрута воспользуемся культурологической моделью коммуникации Михаила Михайловича Бахтина, две основные идеи – которой диалогичность и карнавализация. Как отмечал М.Бахтин: «Слово ориентировано на собеседника, ориентировано на то, кто этот собеседник: человек той же социальной группы или нет, выше или ниже стоящий (иерархический ранг собеседника), связанный или не связанный с говорящим каким-либо более тесными социальными узами (отец, брат, муж.). Абстрактного собеседника….не может быть; с ним действительно у нас не было бы общего языка не в буквальном, не в переносном смысле» [1, с.12]. Планируя основные мероприятия в рамках нашего маршрута, естественно, мы равняемся на целевую аудиторию, знание которой есть основа нашего успеха.

Молодежь очень мобильна, быстро реагируя на веяния моды, и это касается не только оформления внешности человека, но и такой сферы жизни как туризм. Молодежь очень легко можно вовлечь в различные мастер-классы, организованные на основе интерактивных технологий. Только на Семеновской фабрике туристы смогут попробовать себя в роли художниц. Им представиться возможность разрисовать матрешку и бонусом будет то, что они смогут оставить ее себе в качестве сувенира.

Так, в частности, проводимый в июне международный фестиваль «Золотая Хохлома» может привлечь такую целевую аудиторию как молодежь. Данный фестиваль имеет очень насыщенную программу, которая разбита на два дня. В это время в город Семенов приезжают мастера народных художественных промыслов из Украины, Белоруссии, Узбекистана, Эстонии, Австрии, Японии, Германии. Местные жители также представляют свои работы. Это уникальная возможность увидеть промыслы разных народов и попробовать себя в росписи по дереву, стеклу, в гончарном деле многом другом.

Вторая базисная идея М.Бахтина – это карнавализация, системный анализ средневековых праздников дураков, ослов, карнавала во время которых происходит перемещение «верха» и «низа». При этом король и шут меняются местами: «ругаемое» и «восхваляемое» заполняются иными объектами. Это одна из существенных работ по изучению «праздничной коммуникации». В этом случаи стирается разграничение актеров и зрителей: «Карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. Он не знает рампы даже в зачаточной ее форме. Рампа разрушила бы карнавал (как и обратно: уничтожение рампы разрушило бы театральное зрелище). Карнавал не созерцают – в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается не для кого нет другой жизни, кроме карнавальной».

Именно эта коммуникационная модель может быть положена в основу создания событийного тура «Музейные двери открыты для вас» на базе города Семенова. В программу, которого можно включить участие туристов в карнавальных (театрализованных) мероприятиях. Такие интегрированные программы, кроме указанной молодежной аудитории, могут привлечь и другие целевые аудитории: а) туристов с доходом выше среднего; б) иностранцев; в) семейные пары.

В данную программу можно включить и экскурсии по городу, музеям, а также «Бал в духе старины», театрализованная программа которого включала бы переодевание в наряды XIX века. Все это сможет заинтересовать молодежь и привлечет к городу Семенову дополнительное внимание.

Следует не забывать, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию, и в истории любого города можно найти что-то еще не раскрытое для туристов, что можно преподнести с выгодной для города стороны, повысив за счет этого туристский поток в город.

Список литературы:

Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/ М.М. Бахтин. – М., 1990.

Просмотров работы: 1681