РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЦЕЛЯХ ПОВЫ-ШЕНИЯ УРОВНЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ КБР - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЦЕЛЯХ ПОВЫ-ШЕНИЯ УРОВНЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ КБР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Транспортная индустрия является самым важным инфраструктурным фактором из всех, оказывающих влияние на туристскую деятельность. Это объясняется тем, что именно с помощью транспортного обслуживания туристы могут попасть на места прохождения своего отдыха, а также перемещаться между различными туристскими достопримечательностями региона, в котором они находятся.

Особое значение развитие транспорта играет на Северном Кавказе – в будущем центре внутреннего туризма России. Северный Кавказ удален от регионов центральной полосы, не говоря уже о Поволжье, Урале и Сибири: именно поэтому здесь остро востребовано создание современной и динамичной системы доставки туристов, которые будут прибывать из вышеперечисленных регионов к местам отдыха.

Из всех регионов юга России Кабардино-Балкария примечательна тем, что она практически равноудалена от всех остальных республик Северного Кавказа и находится «посередине» в цепи, начинающейся от границы КЧР с Краснодарским краем и заканчивающейся у побережья Каспийского моря в Дагестане.

Такое положение является крайне выгодным для нашей республики, особенно в виду того, что в ближайшие десятилетия согласно программам развития курортов СК, в случае их реализации, ожидается резкое увеличение туристического потока, которое, в свою очередь, повлечет за собой стремительный рост нагрузки на транспортную систему СКФО, которая, в нынешнем своем состоянии, таких нагрузок выдержать не может даже теоретически.

По словам бывшего главы КБР А. Б. Канокова, планируемое годовое количество туристов, которые будут отдыхать на Кабардино-Балкарском участке Северо-Кавказского туристского региона (кластер «Эльбрус-Безенги») будет варьироваться около 1 миллиона человек [1]. Следовательно, остановимся на транспортном комплексе интересующего нас региона – КБР.

В настоящее время в пределах нашей республики сосредоточены: 1 аэропорт (Нальчик), 1 междугородний автовокзал (также Нальчик), участок федеральной автодороги М-29* «Кавказ» (согласно «Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 928» дороге присвоен учетный номер Р-217, однако до 31.12.2017. оба наименования равносильны)*, а также сеть внутриреспубликанских автодорог среднего качества [4].

Состояние дорожной инфраструктуры пока что обеспечивает запросы населения республики, однако ситуация, сложившаяся с единственным в регионе аэровокзалом требует скорейшего разрешения. Некогда процветающий аэропорт, с большим количеством регулярных рейсов (как внутригосударственных, так и международных) после банкротства в 2009 году управляющей компании «Эльбрус—Авиа» в наше время используется уже больше скорее для нужд ВВС РФ, чем для гражданских целей. Выполняется лишь один регулярный рейс – «Москва-Нальчик» (UTair) и два чартера «Нальчик-Анталья» (Сар Авиа) и «Нальчик-Стамбул» (Ак Барс Авиа).

Также оставляет желать лучшего состояние железнодорожной отрасли, где основная артерия проходит через почти что приграничный город Прохладный, а в столицу республики можно попасть лишь по тупиковой ветке. Также с перебоями функционирует пригородный железнодорожный транспорт, однако это можно объяснить тем, что у большей части населения потребность в нем отсутствует. Низкая потребность в видах транспорта, представляющих собой альтернативу автомобильному, объясняется небольшими размерами нашей республики.

Однако, это нынешняя ситуация с нынешними потребностями населения в обеспечении транспортными услугами. Как уже говорилось выше, при реализации планов по развитию туристской отрасли поток отдыхающих резко возрастет. И если за развитие непосредственно туркомплексов отвечают коммерческие организации и госкорпорации, как например «Курорты Северного Кавказа», то за состояние важнейшего элемента, необходимого для доставки туристов к месту их отдыха (естественно речь идет о транспортной инфраструктуре) отвечают федеральные и региональные власти.

И тут мы как раз видим, что за последние годы появились не только теоретические и документальные, но и фактические подтверждения того, что наши власти всерьез намерены заняться развитием транспорта в республике. В 2010-2012 годах началась модернизация регионального дорожного покрытия, а с 2013 года стартовала программа по ремонту и обновлению мостов [2]. Все это радует, но крупный бизнес, который в перспективе намерен вкладывать свои капиталы в туркластер «Эльбрус-Безенги», на наш взгляд, расценивает это все как локальные шаги региональных властей – требуются более масштабные проекты, гарантирующие качественный рывок в развитии транспорта КБР.

Стоит признать, что такие проекты есть, правда являют они собой реанимацию планов конца советского периода. К примеру, строительство нового аэровокзала в виду небезопасности сохранения ныне существующего, в черте разросшегося Нальчика, обсуждалось еще при первом секретаре Кабардино-Балкарского обкома КПСС Т.К. Мальбахове с конца 1970-х годов, а вопрос строительстве железнодорожной ветки к Тырныаузу возник с начала 1980-х.

На данный момент существует непроверенная информация о том, что подготовка к строительству нового международного аэропорта уже идет полным ходом, а площадка строительства находится в районе между селениями Чегем-2 и Кишпек. Тут встает вопрос об обеспечении подъездов к новому аэроузлу, но хотелось бы верить в то, что если его строительство будет вестись быстрыми темпами, и оно не превратится в очередной, традиционный для нашей страны, долгострой, этот вопрос будет решен быстро.

Касательно даты начала строительства железнодорожной ветки «Солдатская-Тырныауз» (длина которой составит примерно 95 километров) в публичном доступе пока что никакой информации нет, однако имеется официальное подтверждение того, что оно начнется до 2015-2018 года [3]. Также неизвестен маршрут, по которому будет проложена ветка, но одно можно сказать однозначно: по причине сложных условий рельефа и сильного перепада высот, вряд-ли она может быть построена по какому-нибудь другому направлению, кроме как через долину реки Баксан, но одновременно с этим, часть ее каким-либо образом должна будет примыкать к новому международному аэрокомплексу, для обеспечения более быстрой доставки отдыхающих к курортам Приэльбрусья. Также по заверениям властей республики, строящийся аэровокзал, в перспективе, сможет обеспечить удовлетворение туристского потока в 1 миллион человек в год [2]. К слову, примерно такие планы, как было отмечено выше, наметил и бывший Президент КБР Каноков А.Б.

Эффективному распределению туристов по туристским маршрутам будут способствовать два новых автовокзала, которые также планируется возвести в Нальчике, причем, они будут вынесены за черту города, и располагаться на въездах в столицу КБР [4]: нынешний автовокзал, введенный в действие еще в 1979 году, на данный момент сильно затрудняет своим функционированием дорожное движение по нескольким крупным улицам города (Идарова, Кирова и др.). Будет модернизирована и трасса «Прохладный-Эльбрус». Немаловажным является также окончательное введение в действие дороги от Кисловодска к северным склонам Эльбруса [2].

В перспективе развития транспортного комплекса республики планируется введение платного автомобильного движения по нескольким трассам (которые будут отремонтированы, модернизированы и расширены), ведущим к турцентрам Безенгийского ущелья и Приэльбрусья [4]. Также, примечательно, что при выполнении условий со стороны РЖД по программам модернизации подвижного состава компании, целесообразно введение скоростного железнодорожного сообщения в районах курортных зон не только в КБР, но и на всей территории СКФО, также в целях возможности обмена отдыхающими между различными курортными зонами Северного-Кавказа. Деньги на все вышесказанное и описанное уже выделены, это 45,9 миллиардов рублей [5], – сумма куда более внушительная, и с избытком (при нормальном распределении средств и строительном менеджменте) покрывающая все возможные затраты по данным инфраструктурным проектам. По окончании реализации проект по развитию транспортной системы даст в руки нашей республики важное стратегическое преимущество в борьбе за туристские потоки с сопредельными регионами.

Но это все в будущем, а пока будем надеяться и верить в то, что данная программа будет полностью выполнена, цели ее будут достигнуты, ибо, если так и случится, результат не заставит себя ждать, и затраты, понесенные государством, окупятся очень быстро за счёт доходов, которые оно получит от развития туристской отрасли Северного Кавказа.

Библиографический список:

  1. Сайт Президента КБР - http://www.president-kbr.ru

  2. Портал Правительства КБР - http://www.pravitelstvokbr.ru

  3. Новостной портал «КБР» - http://07kbr.ru

  4. Сайт МинТранса КБР - http://www.mintranskbr.ru

  5. Портал «СКФО.ру» - http://www.skfo.ru

Просмотров работы: 1409