Доказано, что курение – смертельно вредное пристрастие, прилипающее накрепко к человеку. Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что в нашей стране много курящих людей. Курят, независимо от возраста и пола. На улице, около нашей школы, можно встретить просто шокирующие сцены: совсем не стесняющихся никого, курящих маленьких детей от 7-8 лет.
Большое количество учеников, начинающие курить в возрасте до 18 лет, не могут избавиться от этого порока до конца своих дней. «И не потому, что какие-то злые дяди и тети хотят испортить подростку счастливую жизнь и лишить его атрибута взросления, запрещая курить, — комментирует доктор медицинских наук, заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА России Галина Сахарова. — Сами подростки должны понимать ответственность перед собой и дать собственному организму вырасти».
Целью нашего проекта является исследование факторов, влияющих на количество курящих подростков и уменьшение процента курящих школьников.
Основные задачи, которые мы ставили перед собой в нашем проекте:
повысить уровень информированности школьников о воздействии табака на организм;
скорректировать ошибочные представления о табакокурении и выработать к нему осознанное негативное отношение; развить личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: позитивное отношение к себе, возможностям своего развития, критическая самооценка своих поступков, умение исправлять ошибки;
сформировать коммуникативную компетентность, способность противостоять давлению сверстников в принятии самостоятельного решения, преодолении жизненных проблем.
В ходе проекта предполагалось, что после его реализации снизится процент курящих учеников в школе, пробудит в душе школьников ответственность за физическое и моральное здоровье своего социума.
Над реализацией проекта были привлечены к работе учащиеся старших классов, их родители, работники школы.
Участники нашего проекта это параллели 6 - 9 классов МОУ «СОШ № 6» в количестве 333 человека. 6 - 9 класс это тот возраст, когда наши дети пристращаются к этой пагубной привычке.
Таблица – 1.Регламент мероприятий проведения исследования
№ |
Мероприятие |
Ответственный |
1. |
Изучение нормативно-правовой базы |
Организаторы |
2. |
Беседа с социальным педагогом школы |
Организаторы |
3. |
Беседа со школьным фельдшером |
Организаторы |
4. |
Социологический опрос среди учащихся школы |
Организаторы |
5. |
Оформление материалов |
Организаторы |
II ЭТАП – реализация проекта
№ |
Мероприятие |
Ответственный |
1. |
Составление сметы проекта |
Организаторы |
2. |
Классный час «Видеоролики по профилактике табакокурения» |
Организаторы, классный руководитель |
3. |
Конкурс рисунков «Скажем курению «НЕТ» !». |
Организаторы, классный руководитель |
4. |
Конкурс листовок «Каждый должен знать». |
Организаторы |
5. |
Конкурс агитплакатов «Мы против курения» |
Организаторы |
6. |
Классный час для 6- 9 классов «Курение и его вред для здоровья» |
Организаторы, медицинский работник, социальный работник |
7. |
Классный час для девочек 6- 9 классов «Курить плохо или не курить хорошо!» |
Медицинский работник, классный руководитель |
8. |
Родительское собрание на параллели 6- 9 классов. Тема: «Мы против курения». |
Классный руководитель, социальный работник |
9. |
Урок вопросов и ответов «В плену иллюзий». |
Классный руководитель, социальный работник |
10. |
Оформление материалов |
Организаторы |
III ЭТАП – обобщающий
№ |
Мероприятие |
Ответственный |
1. |
Проведение социологических опросов |
Организаторы |
2. |
Международный день отказа от курения. |
Организаторы, классный руководитель, учащиеся школы |
3. |
Экспертные отзывы о реализации проекта |
Организаторы |
4. |
Подведение итогов работы над проектом |
Организаторы |
Организационный план проекта у нас начинается с социологического опроса у детей. Опрос проводился в форме анонимного анкетирования, на тему: «Причины курения». Этот этап был запланирован для выявления полной картины проблемы никотиновой зависимости в школе. Важно, чтобы выбранная позиция наиболее полно отражала личный взгляд на данную проблему каждого ответившего на анкету ученика. И уже из полученных результатов сформировать те мероприятия, которые были запланированы с детьми. Правильно их организовать и представитьученикам.
Наша страна находится на 1 месте в мире по курению среди подростков, наш город не исключение. Мы решили исследовать эту проблему в нашей школе, постараться найти способы предупреждения табачной зависимости. Ведь если хотя бы один ребенок бросит курить, если в душе наших детей сформируется способность противостоять давлению сверстников в принятии самостоятельного решения не курить, то мы достигнем желаемого результата, и наши труды будут не зря.
В ходе исследования выявили, что 21% из числа респондентов курят на день анкетирования. Из этого числа - 2% - начали курить в 10 лет, 53% - в 10-12 лет, 44% - в 12-14 лет. Анализ причин начала курения определил, что в большинстве случаев - это подражание друзьям или личному другу (рис. 1). О вреде курения и опасности его для здоровья указали все 100% учеников. На попытку бросить курить, указали 65% человек.
Рис.1. Анализ анкетирования школьников
Таким образом, данные исследования будут детально анализироваться. В дальнейшем намеченные мероприятия будут направлены на устранение выявленных причин и организацию профилактики курения в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Криворотов Н.С. Профилактика вредных привычек – один из факторов успешной учебы детей в школе. – Йошкар-Ола: Редакция журнала "Марий Эл учитель": Приложение к журналу, 2003.
Малярчук Н.Н. Здоровьесберегающая деятельность педагогов.// Педагогика, № 1, 2009.
Маюров А.Н., Маюров Я.А., Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн. 2. М.: Педагогическое общество России, 2006
Шерон С. Как помочь детям воздержаться от курения. / Гармония жизни. – Спец. выпуск, 2002.