ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований.

Скорее всего данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок. Некоторым аспектам названного института и посвящается данная курсовая работа.

Тема данной работы выбрана неслучайно, ее актуальность связана с тем, что проблема оставления президентом должности, касалась нашего государства трижды в различные периоды истории новой России, хотя ни одна из попыток так и не была реализована на практике. Данная проблема ранее уже рассматривалась в трудах таких знаменитых Российских юристов как, Окуньков Л. А1, Колбая. С. Г2, Коровникова К. А3, Якубов А. Е4 и другие. Позиции этих и других специалистов приведены в данной работе.

Несмотря на то, что данная тема рассматривалась многими учеными юристами уже не единожды, представленная проблема не теряет своей актуальности, учитывая наличие пробелов в законодательстве, касающемся института Президента в России.

Предметом исследования в данной работе являются основания, предусмотренные Конституцией5 и законами Российской Федерации, которые могут послужить для отстранения президента от должности. Такие обстоятельства детально будут разобраны в главе второй настоящей работы.

Объектом исследования является непосредственно процесс досрочного прекращения полномочий президента и выведения его из должности.

Целью представленной работы является рассмотрение основных элементов института президентства, а также детальный анализ отдельных его частей, а именно выборов и вступления президента в должность и досрочного прекращения принятых им полномочий.

Для достижения вышеуказанной цели было необходимо решение нескольких задач:

- необходимо проанализировать наиболее важные стадии в процессе избрания Президента РФ;

- изучить Конституционно – правовой статус Президента и связанные с ним полномочия, возлагаемые на него;

- рассмотреть процедуру прекращения полномочий Президента РФ, ее возможные варианты и казусы возникающие при ее осуществлении в теории и на практике.

При выполнении работы автором были применены следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; Сравнительно – исторический метод; Дедуктивный метод; Индуктивный метод.

Указанные выше задачи и цели определили структуру данной работы: основная часть представлена двумя главами - «Конституционно – правовой статус Президента», «Основания досрочного прекращения полномочий президентом России», а также заключением.

Каждая из глав подразделяется на параграфы, способствующие более детальному и логичному рассмотрению того предмета, о котором идет речь в определенной главе.

1. Конституционно – правовой статус Президента

§1.1. Выборы Президента России

Должность президента является относительно молодым институтом в Российской Федерации. В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введен Законами от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведенного в России 17 марта 1991г6.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации, президент России есть высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. По верной мысли профессора М. В. Баглая (председатель Конституционного суда Российской Федерации с 1997 по 2003 год) глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти7.

Таким образом, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Выборы президента Российской федерации осуществляются на основании действия основного закона Российской федерации, ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»8 (далее ФЗ о выборах), ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»9, где закреплены избирательные права граждан, а также положения о выборах. Таким образом избирателем может стать гражданин Российской Федерации, достигший на момент голосования 18 лет, обладающий активным избирательным правом.

Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, согласно п.3, ст.4 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и тоже лицо не может занимать должность президента России более двух сроков подряд.

Гражданин не имеет права быть избранным президентом Российской Федерации в следующих случаях:

1. гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. гражданин осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление

3. Осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление

4. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, в соответствии с ФЗ «о выборах».

Порядок избрания Президента России детально регулируется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии. Право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям (избирательным блокам).

Выдвижение кандидата избирательным объединением производится на съезде (конференции) избирательного объединения. Избирательное объединение (избирательный блок) вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента РФ. Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо образование инициативной группы избирателей в количестве не менее 100 человек. Избирательное объединение или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента РФ, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата на должность Президента РФ.

В соответствии со ст. 76, п.1 ФЗ «О выборах» Подсчет голосов избирателей производится участковыми избирательными комиссиями, о чем составляется протокол. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, из территориальных избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Российской Федерации. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов в соответствии со ст. 82 ФЗ «О выборах». При вступлении в должность Президент РФ проходит процедуру иннагурации закрепленную в ст. 82 Конституции, а именно приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».10 Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий.

Из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: Президент Российской Федерации есть необходимая, высшая избираемая всеобщим голосованием должность, срок его полномочий ограничивается шестью годами в соответствии с положениями конституции России. Роль президента заключается в осуществлении контроля за государственной властью и разрешении всех возникающих проблем между органами государственной власти.

§1.2. Конституционно правовой статус и полномочия президента России

Современное законодательство определяет статус Президента Российской Федерации в тесной связке с системой разделения властей11. В статье 11 Конституции России Президент указан в одном ряду с Федеральным Собранием, Правительством и судами Российской Федерации. Его первое место в перечне федеральных органов вполне соответствует той роли, которая отводится главе государства. Вместе с тем ни в статье 10, провозглашающей разделение властей, ни в статье 11, определяющей основы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, Президент не исключен из системы исполнительной власти.

Согласно действующему на сегодняшний момент законодательству, Президент как бы выведен из системы разделения властей. Действующая Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Этот важный факт в характеристике статуса Президента, отражается, в специально отведенной главе Конституции «Президент Российской Федерации». Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти РФ.

Термин «глава государства» ни в коем случае не свидетельствует, о появлении на ряду с тремя основными ветвями власти (Законодательная, Судебная, Исполнительная) четвертой, так называемой президентской власти. «Президентская власть» может означать только «особый» статус Президента в системе трех ветвей власти, наличие у него некоторых собственных полномочий и их комплексный характер по взаимодействию с другими ветвями власти, но, более всего, с исполнительной.

В этой связи заслуживает внимания запрос депутатов по поводу государственно-правового статуса института Президента Российской Федерации, где депутаты Государственной Думы просили Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статье 80 Конституции по следующим позициям: что следует понимать под термином «гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», и какое юридическое значение имеет этот термин; что означает и какими статьями Конституции регулируется порядок, посредством которого Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; вправе ли Президент вмешиваться в сферу компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной властей с целью обеспечения их взаимодействия в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, и дают ли положения этой же статьи право Президенту выходить за рамки полномочий, указанных в статьях 83 - 90, 107, 109, 114, 115, 117 Конституции Российской Федерации.

В связи с поставленным запросом, были вынесены следующие решения Конституционного суда России. Так, по делу о проверке конституционности ряда постановлений он дал два принципиальных толкования сферы и пределов полномочий Президента, реализуемых в установленном Конституцией порядке12. Для случаев, когда этот порядок Конституцией не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83 - 89 Конституции, их общие рамки определяются, как считает Конституционный Суд, принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и положением статьи 90 Конституции РФ о том, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Другой важный вывод связан с пробелами, противоречиями и устаревшими положениями в действующем законодательстве. Конституционный Суд подчеркнул, что такое состояние законодательства существенно увеличивает значимость прямого применения конституционных норм. Точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации. Таким образом, Конституционный Суд, высказываясь за приоритет законодательного урегулирования вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, не исключил использования Президентом своих полномочий как гаранта Конституции в тех случаях, когда федеральный закон «молчит»13

Следует также обратить внимание и на другой спорный момент в понимании принципа разделения властей. Сам по себе факт невключения Президента ни в одну из трех ветвей власти (статья 10) не означает неопределенности в вопросе о правовом статусе Президента.

Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция, наряду с тремя ветвями власти, содержала бы еще четвертую - президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правовом отношении институт Президента встал как бы над ветвями власти и получил бы возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности. Так по мнению автора следует выделить власть президента отдельной ветвью, а именно «Контрольной» ветвью власти, и таким образом ограничить самостоятельность трех основных ветвей, путем постоянного контроля президентом их деятельности. Такая система поспособствует разрешению отдельных противоречий в Российском законодательстве.

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.

Характеризуя конституционный статус Президента, особое внимание следует уделить также тому, что важную особенность его положения составляет, его роль, как главы именно федеративного государства. Таким образом он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, то есть население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, то есть общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент Российской Федерации как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Президенту Российской Федерации дано конституционное право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат Конституции, Федеральным законам и международным обязательствам России. Но в то же время действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за Президентом России в отношениях с субъектами Российской Федерации. Обращая внимание на эту особенность, М.В. Баглай пишет: «Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции»14

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: В конституции Российской Федерации четко определяется, что Президент России есть необходимая, высшая избираемая должность в нашем государстве, Конституция ограничивает срок его полномочий шестью годами. Роль Президента проявляется в осуществлении контроля за государственной властью и разрешением возникающих проблем между органами государственной власти. Но в тоже время Российская Конституция не закрепляет за правовым статусом президента принадлежности его к конкретной ветви власти, а наоборот возвышает его над ними. По мнению автора, в связи с этим следует выделить президента как отдельную ветвь власти, контрольную ветвь, и равно расширить полномочия президента в этом плане, а также в плане правовых отношений с субъектами Российской Федерации.

2. Основания досрочного прекращения президентом России его полномочий.

§2.1. Прекращение полномочий президента в связи с неспособностью их осуществления по состоянию здоровья.

Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции России: 1) в случае его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности. Разберем каждый из случаев в подробности:

1. Конституционно – правовая процедура отставки президента Российской Федерации: Отставка главы государства может быть только добровольной, учитывая его высокий конституционный статус и занимаемое место в государственной иерархии, исключающее подчинение кому-либо. Под отставкой Президента Конституция России понимает добровольное прекращение главой государства своих полномочий, то есть самопроизвольную отставку. В основе отставки могут лежать различные причины: состояние здоровья, усталость, осознание своей неспособности справляться с грузом проблем, лежащих на плечах Президента, конфликтные ситуации с парламентом, семейные и иные личные обстоятельства15.

Отставка считается добровольной, если решение о прекращении исполнения своих полномочий глава государства принимает вполне самостоятельно, обладая свободой юридической воли, и независимо от других. Отставка может рассматриваться как почетная. Конституция России не предусматривает процедуры «принятия» или «непринятия» отставки Президента и не регулирует процедуру отставки – перед кем Президент должен заявить о своей отставке, получает ли эта акция какое-либо правовое оформление, с какого момента вступает в силу отставка, каким образом оформляется исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства, как быть, если и последний по каким-либо причинам не сможет взять на себя исполнение полномочий Президента16.

Недостаточность конституционного регулирования отставки, препятствует реализации этого института. Очевидно, что Президент должен сделать заявление об отставке органу, достаточно властному и авторитетному, который бы констатировал добровольность отставки. Только в этом смысле конституция может устанавливать принятие отставки главы государства. Но принятие отставки логически допускает ее отклонение. В отношении главы государства отказ в принятии отставки может последовать лишь в случае убеждения в недобровольности его отставки. Примером подробно регулируемого института отставки, можно привести Конституцию Азербайджана17. В соответствии со ст. 117 Конституции этого государства при уходе в отставку Президента соответствующее заявление представляется им в Конституционный суд Азербайджанской Республики, который, удостоверившись, что Президент подал заявление об отставке лично и добровольно, принимает решение о принятии отставки. В этом случае именно с момента провозглашения решения Конституционного суда полномочия Президента считаются прекращенными в связи с его отставкой.

Поскольку в Российской Федерации ни в Конституции, ни в федеральном законодательстве не урегулированы вопросы такого рода, рассмотрим, как на практике была оформлена отставка Президента Б.Н. Ельцина: Президент обратился по телевидению и радио с обращением к жителям России 31 декабря 1999 г., в котором сообщил о своём уходе в отставку. В этот же день исполняющим обязанности Президента В. В. Путиным были подписаны указы №176118 и №176219. В указе №1762 говорилось, что В. В. Путин приступил к временному исполнению обязанностей Президента в 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. Следует также заметить, что Указ об отставке Президента и другие соответствующие указы были опубликованы официально только 5 января 2000г. (в связи с праздниками «Российская газета» не выходила).

Как считает С.Г. Колбая: «При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Думается, что вполне уместным было бы закрепление аналогичных положений и в отношении ухода главы государства с поста»20.

2. В качестве второго основания досрочного прекращения полномочий Президента России ч. 2 ст. 92 Конституции является «стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». Как и в случае с отставкой, порядок досрочного прекращения президентских полномочий по этому основанию не урегулирован федеральным законодательством.

Конституционный Суд в постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П21 по делу о толковании ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции отметил, что решение этого вопроса может проходить при наличии урегулированной особой процедуры, что не входит в полномочия Конституционного Суда. Однако Суд определил те конституционные начала, которые должны обусловливать основы порядка (процедуру) его решения. Они заключаются в следующем:

  1. для досрочного освобождения Президента от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особую процедуру такого решения;

  2. положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (ч. 2) Конституции;

  3. Четкое определение невозможности исполнения президентом его полномочий;

  4. для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;

  5. приведение в действие досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий или добровольной его отставкой;

  6. порядок установления стойкой неспособности Президента осуществлять свои полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента, а тем более – в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента.

Конституционный Суд РФ постановил, что досрочное освобождение Президента от должности при отсутствии его волеизъявления не нарушает установленную ст. 91 Конституции неприкосновенность Президента.

Реализация данного основания досрочного прекращения исполнения полномочий главы государства является необратимой и вызывает президентскую вакансию.

Это основание следует отличать от временного по состоянию здоровья неисполнения Президентом своих полномочий, которое имело место, например, 5-6 ноября 1996 г. Так, 19 сентября 1996 г. был издан Указ № 1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации»22 Президентом РФ Б.Н. Ельциным в связи с предстоящей ему хирургической операцией и действовал до подписания Президентом Указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства обязанностей Президента РФ. Президентские обязанности передавались главе Правительства в полном объеме, включая полномочия по контролю за оружием, для чего были переданы соответствующие технические средства («ядерная кнопка»). Моменты временной передачи полномочий и их прекращения были определены отдельными указами23 Президента РФ.

Из всего вышесказанного следует отметить, что институт отставки президента недостаточно развит в конституционном плане в нашем государстве, и в соответствии с нашим законодательством представляется маловероятным. В отличии от первого способа, отставка по состоянию здоровья представляется более возможной, в плане четко установленном законодательством. Оба эти основания не совершенны, и требуют определенной доработки во избежание правовых разногласий.

§2.2. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента России от должности.

Третьим конституционным основанием досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации является отрешение его от должности, т.е. применение к нему специфической конституционной санкции на основании обвинения в совершении уголовно наказуемых деяний – государственной измене или иного тяжкого преступления. Порядок отрешения от должности Президента регламентирован ст. 93 Конституции Российской Федерации, главой XV (ст. 107 – 110) Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», положениями регламентов палат Федерального Собрания24.

Отрешение Президента от должности – высшая форма ответственности Президента. Правовой институт отрешения Президента РФ от должности в конституционном праве России имеет важное значение, т.к. он призван синтезировать содержащиеся в нем два противостоящих друг другу начала: с одной стороны, большие властные полномочия, которыми по Конституции наделен Президент РФ, обладающий к тому же правом на неприкосновенность, с другой стороны, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип «все равны перед законом и судом». Решить эту задачу очень важно потому, что закрепление в Конституции РФ правил, регулирующих ответственность Президента РФ за допущение им нарушения, – залог соблюдения законности во всех других эшелонах государственной власти25.

Анализ правовых норм, регламентирующих порядок отрешения от должности Президента Российской Федерации, показывает, что ряд элементов этой сложной процедуры остаются неурегулированными, а между положениями, содержащимися в различных правовых актах, касающихся данной процедуры, встречаются отдельные противоречия.

Например, ч. 10 ст. 180 Регламента Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации предусматривает, что постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления в пятидневный срок направляется определенным субъектам, в том числе для дачи заключения в Конституционный Суд. Однако, как уже отмечалось, заявителем по делу о даче вышеуказанного заключения выступает не Государственная Дума, а Совет Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 109 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» официально текст решения Государственной думы о выдвижении обвинения должен направляться в Конституционный Суд Советом Федерации в качестве приложения к запросу о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации26.

Получается, что статья 180 Регламента Государственной Думы, содержащая положение о даче заключения Конституционного Суда по постановлению Государственной Думы, не повлечет рассмотрение им дела о даче заключения, поскольку соответствующий запрос может направить только Совет Федерации. В то же время она является частью порядка выдвижения обвинения и может быть использована Конституционным судом в качестве основания для признания его несоблюдения, поскольку установление Государственной Думой обязанности Конституционного Суда дать указанное заключение не предусмотрено определенным Конституцией и Законом порядком выдвижения обвинения.

Фактически несоблюдение порядка выдвижения обвинения Президента установлено самой же Государственной Думой, может быть оспорено в Конституционном Суде и истолковано как не соответствующее статье 93 Конституции. Без изменения положений статьи 180 Регламента Государственной Думы попытка отрешения Президента от должности будет «неконституционной»27.

Согласно ч. 1 ст. 177 и ч. 1 ст. 178 Регламента Государственной Думы к полномочиям специальной комиссии, образуемой этой палатой в соответствии с ч. 2 ст. 93 Конституции, относится не только проверка обоснованности самого обвинения Президента, но и оценка соблюдения процедурных правил, связанных с его выдвижением (соблюдением кворума, правильность подсчета голосов и др.), до принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Иными словами, Специальная комиссия осуществляет проверку в том числе и тех обстоятельств, которые в дальнейшем подлежат установлению и оценке в порядке конституционного судопроизводства. Это требует дополнительной регламентации юридического значения заключения специальной комиссии по этим вопросам, ибо Конституционный Суд, разумеется, не связан выводами, содержащимися в данном заключении, при реализации своего полномочия по проверке соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации28.

Одним из недостатков Регламента Государственной Думы является то, что Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента, не имея заключения Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления (ст. 180).

А.Е. Якубов считает целесообразным внести соответствующие изменения в Регламент Государственной Думы. По его мнению, последовательность должна быть следующая:

  1. предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение Специальной комиссии (ст. 177 Регламента);

  2. заключение Специальной комиссии направляется в Верховный Суд РФ на заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;

  3. заключение Верховного Суда РФ должно направляться в Государственную Думу РФ;

  4. это заключение должно заслушиваться на заседании Государственной думы РФ при рассмотрении предложения об обвинении Президента РФ после доклада депутата Государственной Думы, уполномоченного депутатами палаты, внесшими предложение о выдвижении обвинения;

  5. постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления вместе с заключением Специальной комиссии, заключением Верховного Суда РФ и стенограммой заседания Государственной Думы РФ, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента РФ (ст. 168 Регламента Совета Федерации), направляется в Совет Федерации РФ.29.

Отметим, что до сих пор законодательно не урегулировано полномочие Верховного Суда Российской Федерации, связанное с дачей заключения о наличии в действиях Президента признаков государственной измены или иного тяжкого преступления.

На сегодняшний день история знает три случая попытки применения импичмента президенту, один из них имел место быть при действующей Конституции России, и все они были направлены к первому президенту России Б.Н. Ельцину. Поскольку, при ныне действующей конституции импичмент применялся только в 1998 – 1999 годах, его мы и рассмотрим: Президент Ельцин обвинялся Государственной думой по четырём пунктам: развал СССР, развязывание войны в Чечне, ослабление обороноспособности и безопасности России, роспуск Верховного Совета в 1993 году. Факультативно рассматривался вопрос о «геноциде российского народа». В Государственной думе была создана специальная парламентская комиссия по рассмотрению вопроса об импичменте во главе с членом фракции КПРФ Вадимом Филимоновым (председатель), Виктором Илюхиным и Еленой Мизулиной (заместители председателя). Но это действие не нашло поддержки депутатов ни в одном из предъявленных обвинений и процедура была прекращена. Возможно если бы в 1999 этот случай нашел поддержку, история нашего государства сильно бы изменилась.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: Российское законодательство далеко не идеально в сфере отставки президента от должности, здесь нет определенной ясности и иерархии между органами государственной власти, при принятии решения об отставки президента. Как раз здесь уместно мнение А. Е. Якубова, в котором он предлагает систему определенной последовательности указанную во втором параграфе данной главы. По мнению автора из трех перечисленных причин наиболее возможна отставка по состоянию здоровья, именно эта причина максимально четко закреплена в Российском законодательстве, оставшиеся же две причины требуют определенной доработки.

Заключение.

Рассмотрев в данной работе подробно институт Президента в Российской Федерации, мы понимаем, что в законодательстве, регулирующем деятельность президента России, есть как свои плюсы благоприятно влияющие на данный правовой институт и на государственный аппарат в целом, так и свои минусы, пробелы, порождающие определенные разногласия и споры.

В нашей Конституции не выделяется четкой роли отведенной президенту в разделении властей, мы можем лишь строить выводы на основе данных в ней пояснений, а именно, что президент больше принадлежит к исполнительной ветви власти, и возвышается над всеми тремя, хотя опять же не может нарушать их самостоятельности. По мнению автора, следует отвести президенту конкретную роль, и наряду с этим создать четвертую ветвь власти, так называемую контрольную, и таким образом наглядно узаконить его контроль по соблюдению законодательства основными тремя ветвями.

В Конституции России четко прописана процедура вступления президента в должность, но существует правовой пробел относительно процедуры досрочного прекращения полномочий главы государства. Не вызывает сомнения необходимость регулирования процедур отставки Президента, прекращения исполнения им полномочий в случае стойкой неспособности осуществлять их по состоянию здоровья, а также уточнение регламентных норм отрешения его от должности.

По мнению автора, следует детально проанализировать все положения Российского законодательства, касающееся президента Российской Федерации и его деятельности и объединить их в один общий законодательный акт, с соответствующим названием «О президенте Российской Федерации». При таком подходе большинство пробелов устранятся. По мнению автора, такая система уместна не только в сфере проведенного исследования.

Список использованных источников

Законы и иные нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (В редакции Законов РФ о поправке к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)

2. Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. № 1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4533

3. Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1996 г. № 1534 «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 46. Ст. 5239

4. Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1996 г. № 1534 «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 46. Ст. 5239

5. Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 1996 г. № 1535 «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации» // СЗ РФ.1996. № 46. Ст. 5240

6. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Принят постановлением Государственной думы от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801

7. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Принят постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635

8. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2

9. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// СЗ РФ. 2002. №26

Судебная практика

10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года № 10-П // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.

Научная литература

11. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации.Конституционная и политическая практика.- М.: Эксмо., 1996. 234 с.

12. Колбая С. Г. Отставка президента//Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5. 106 с.

13. Коровникова Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17. с. 18

14. Якубов А.Е. «Еще раз об отрешении Президента РФ от должности и уголовном праве» - М.: Манускрипт // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 20 – 24

15. Конституционное право - М.В.Баглай Конституционное право России – М.: Проспект// гл. 22., §1.

16. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: «Эксмо»., 1996. С. 5.

17. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция».- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001. 457с.

18. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып. 2 – М.: Манускрипт, Юрайт, 1998.; с. 81

19. Коровникова Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17. с. 18

20. А.В. Мазуров Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» - М.: Частное право, 2006.; 427 с.

21. Брежнев О.В. «Судебный конституционной контроль при досрочном прекращении полномочий Президента РФ: проблемы и перспективы» // Конституционное и муниципальное право. 2009 № 19 с. 29-30

Материалы периодической печати

22. Ведомости РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510, 512; № 21. Ст. 708.

23. Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237.

1 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика.- М.: Эксмо., 1996. с. 7.

2 Колбая С.Г. Отставка президента // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5. с. 30

3 Коровникова Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17. с. 18

4 Якубов А.Е. Еще раз об отрешении Президента РФ от должности и уголовном праве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 20 – 24

5 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (В редакции Законов РФ о поправке к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета от 25 декабря 1993 года.

6 Ведомости РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510, 512; № 21. Ст. 708.

7 Конституционное право - М.В.Баглай Конституционное право России – М.: Проспект// гл. 22. §1. с1.

8 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2

9 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// СЗ РФ. 2002. №26

10

11 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика,.- М.: Эксмо., 1996. С. 7.

12 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года № 10-П // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.

13 Окуньков Л.А. Указ. соч. С. 5.

14 Баглай. М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция». 2001. С 457.

15 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. С. 403

16 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 403

17 Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов.Вып.2 –М.: Манускрипт, Юрайт,1998. с. 81

18 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 109// Справочная правовая система “ГАРАНТ”: НПП “Гарант-Сервис”, 2003

19 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1762 «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 110// Справочная правовая система “ГАРАНТ”: НПП “Гарант-Сервис”, 2003

20 Колбая. С.Г. Отставка президента // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5. С. 30

21 СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3118

22 Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. № 1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4533

23 Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1996 г. № 1534 «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 46. Ст. 5239; Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 1996 г. № 1535 «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации» // СЗ РФ.1996. № 46. Ст. 5240

24 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Принят постановлением Государственной думы от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Принят постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635

25 Коровникова Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17. с. 18

26 Брежнев О.В. Судебный конституционной контроль при досрочном прекращении полномочий Президента РФ: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19. с. 28

27 А.В. Мазуров Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» - М.: Частное право, 2006. с. 362

28 Брежнев О.В. «Судебный конституционной контроль при досрочном прекращении полномочий Президента РФ: проблемы и перспективы» // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19. с. 29-30

29 Якубов А.Е. «Еще раз об отрешении Президента РФ от должности и уголовном праве»// Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. с. 23

Просмотров работы: 19869