Проблема взаимоотношений человека и природы всегда была предметом философского анализа. К этому вопросу обращали свое внимание крупнейшие мыслители прошлого, пытавшиеся определить место и роль человека в универсуме. В связи с этим встает вопрос: как соотносится экологическая проблема, ставшая одной из актуальных философских проблем с проблемой научно-технического прогресса, насколько решение этой дилеммы требует неотложных естественнонаучных, технико-экономических и социально-политических решений?
В христианской теологии человек провозглашается образом и подобием Бога, он создан как царь творения, природа же носит неизменный, застывший характер, и все, для чего необходимо ее бытие – служить божественному проведению и быть на службе у правоверного христианина.
Р. Декарт считал создание «практической» философии основной своей задачей, при «помощи которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звёзд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчётливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем самым сделать хозяевами и господами природы» [1].
Как аксиому принимая положение, что человек царь природы, в первой половине 20 века человек провозглашает лозунг: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача» [2]. Но менее, чем через 50 лет потребительское отношение к природе приводит к глобальным проблемам.
Самая известная в мире пустыня – Сахара – раскинулась более чем на семи миллионах квадратных километрах. Песчаные дюны занимают пятую часть пустыни, а остальное - голая каменистая поверхность. Трудно представить, что еще 2 тысячи лет назад сплошной пустыни ещё не было, а возникали лишь разрозненные её зачатки - песчаные "озёра"[3]. Тысячелетиями люди уничтожали растительный покров и вызывали засоление почв, тем самым подстегивая разрушительные силы. Это один лишь пример из тысячи ошибок человека – царя природы! Именно человек породил величайшую пустыню планеты на некогда цветущей земле. С этого времени, можно вести отсчет нарушениям неписанного «договора» с природой.
Человек, по недомыслию называющий самого себя Человек, по недомыслию называющий самого себя «homo sapiens», подчинил Природу, заставил её служить своим потребительским интересам. Всё оказалось под угрозой: вода, воздух, почва, флора, фауна, здоровье людей и само существование биосферы.
Уже в 19 веке Ф. Энгельс предупреждал, что не стоит слишком «обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых”.
В сущности, после победы над животным и растительным миром у человека остался только один враг – он сам. Только осознав свою ответственность перед природой, общество постепенно вырабатывает целую систему религиозных запретов и государственных законов, регулирующих отношение человека с окружающей средой.
В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может, при определенных условиях, перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом.
Отношение человека к природе всегда опосредуется производственными отношениями, общественной идеологией и социальными структурами. Поэтому философская мысль, проясняя сущность взаимодействия общества и природы, экологических проблем должна оказывать свое ориентирующее, мировоззренческое влияние не только на отдельных индивидов, но и на принятие в обществе мнения, ценности, нормы, установки, на духовную культуру в целом. Еще Конфуций говорил: «Тот, кто не глядит вдаль, - не заметит беды рядом с собой» [3].
Хочется надеяться, что сознание, отличающее человека от других существ, позволит ему найти способ гармоничной жизни с младшими собратьями и окружающей природной средой.
Библиографический список.
Декарт Р. Рассуждения о методе // Соч.: т.1, М., 1989.
И.В. Мичурин, «Итоги шестидесятилетних трудов по выведению новых сортов плодовых растений», изд.3-е, М. 1934
Моисеев Н.Н. Быть или не быть человеческой цивилизации. – М., 2006. – 231 с.