ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Во-первых, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Во- вторых, проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.

Нередко, говоря о творческой одаренности дошкольников, имеют ввиду лишь художественное творчество, и о творческом потенциале судят по рисункам, работам из пластилина. Даже придуманные ребенком игры и истории не всегда принимают во внимание. И совсем уж далекими от творческих проявлений кажутся попытки младенца получше рассмотреть предмет, изображение, а также стремление малыша схватить привлёкшую его внимание игрушку, вещь. Однако если мы хотим посмотреть, как же появляются на свет "ростки одарённости", необходимо с большим вниманием отнестись к этим первым проявлениям познавательной потребности - потребности малыша в новых впечатлениях. Она проявляется с рождения наряду с физиологическими потребностями в сне, пище и вызывает поисковую активность, которая первоначально выражается в рассматривании, слежении за предметами.

Учёные установили, что уже спустя 5 - 7 дней после появления на свет, дети чаще и дольше рассматривают фигуру сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы.

А к концу первого месяца появляются признаки зрительного, слухового, двигательного сосредоточений: во время бодрствования ребенок как бы зацепляется взглядом за какой-нибудь предмет и начинает его разглядывать, а при звуках погремушки или голоса человека замирает и прислушивается.

Познание ребёнком окружающего мира происходит не только в пассивной форме : уже на 2-й неделе обнаруживается дотягивание младенца до предмета, а к 2 – 3 месяцам оно развивается в самостоятельное действие. Примерно в 4 месяца малыш научается схватывать игрушку. Резко возрастает его возможности познавательного развития при самостоятельных манипуляциях с предметами: схватывая, перекладывая, кусая, облизывая, бросая игрушку, ребёнок открывает все новые свойства предметов, учится их употреблению. Постепенно возрастает «целенаправленная » его поведения. Несомненна огромная роль взрослого в этом процесс: именно взрослый обращает внимание младенца на предметы, показывает способы взаимодействия с ними; обеспечивает постоянную новизну игрушек и занятий, поощряет первые самостоятельные действия маленького «исследователя».

Для одарённых детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность - потребность в новых впечатлениях - оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище.

На этом возрастном этапе реализация поисковой, исследовательской активности обеспечивает ребёнку непроизвольное открытие мира, творческое порождение образов, становление сенсорных эталонов – систем чувственных качеств предметов (например, система цветов спектра, геометрических форм) , которые используются как образцы при исследовании объектов и выделении их свойств.

У одарённых детей вследствие повышенной познавательной активности знания о мире шире и сложнее чем у сверстников, но особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, это обуславливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребёнка.

Постепенно к 3 – 5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие её формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному.

У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, для обычных детей длится 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Можно сказать, что одарённые дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы одарённых более глубоки по содержанию, шире по тематике.

У одарённых значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.

Поставленную проблему, вопрос дошкольник обращает к себе самому. Возникающая при этом познавательная потребность приобретает новое качество: она вполне осознается ребёнком.

В заключение хотелось бы сказать, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Литература:

1. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. Пособие / Под редакцией А.М. Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192с.

2. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 1998. –144 с.

3. Карманчиков А.И.Одарённость: Методическое пособие. – М.: Педагогическая литература, 2008. – 144 с.

Просмотров работы: 1512