ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ В ГОРОДЕ ТЮМЕНЬ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ В ГОРОДЕ ТЮМЕНЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вокруг введения нового налога на недвижимость ведется огромное количество обсуждений и споров уже не один год. В России были попытки его введения, но результат оказался неоднозначным. Основные положения налога на недвижимость в экспериментируемых городах Великом Новгороде и Твери регулировал Федеральный закон от 20.07.1997 г. № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери». На основании данного закона налог планировалось вводить в три этапа.

На подготовительном этапе (1997-1999 гг.) была проведена полная инвентаризация и учет всех объектов недвижимости на территории городов, разработана унифицированная автоматизированная система управления налогом, отработана методология массовой оценки объектов недвижимости, а также проведена оценка налоговой базы. Следует отметить, что уже на начальном этапе эксперимента в городе Твери процесс введения налога приостановился, что не давало возможности полноценного введения его на следующих этапах. В Великом Новгороде напротив, эксперимент начал развиваться по плану. К числу наиболее трудоемких и кропотливых по характеру выполняемых работ на данном этапе можно отнести создание единого реестра объектов недвижимости. В 1999 г. были внесены поправки в закон, которые регулировали постепенное введение налога, то есть было решено, что налог будут платить только юридические лица, физические лица освобождались от уплаты единого налога, но обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за ними сохранялась. Окончательно поправки в закон были приняты в ноябре 1999 г. Таким образом, непосредственным началом эксперимента следует считать 1 января 2000 г.

Второй этап был рассчитан на 2000-2003 гг., в котором проводилась практическая реализация реформы имущественных налогов. В Великом Новгороде эксперимент по введению налога можно считать успешным, так как поступления в местный бюджет медленно, но успешно росли. Число налогоплательщиков в ноябре 2003 г. увеличилось в 4 раза и составило 40 плательщиков, при поступлении в бюджет 4653,8 тыс. руб. (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Поступления единого налога на недвижимость в местный бюджет в городе Великий Новгород.*

* Источник:[3]

На основе положительных данных городская Дума Великого Новгорода вынесла решение о том, что на 2004 г. предусматривается значительное расширение числа участников эксперимента путем присоединения категорий плательщиков – физических лиц, обладающих правом собственности:

1) на объекты нежилой недвижимости и земельные участки, на которых располагаются эти объекты,

2) на гаражи и земельные участки, на которых они располагаются,

3) на объекты жилой недвижимости и земельные участки, на которых располагаются эти объекты.

На заключительном третьем этапе (2004-2005 гг.) был сделан вывод о том, что попытки проработать введение налога для таких категорий налогоплательщиков, как владельцы квартир (жилых помещений) не увенчались успехом, в связи с тем, что нормативная правовая база федерального уровня не позволяет рассчитывать на проведение межевания и оформление прав на землю для собственников жилья в многоэтажной жилой застройке, ожидать изменения системы оплаты жилья и коммунальных услуг – чтобы налог на собственника квартир был по крайней мере не больше платы за найм для арендаторов муниципального жилья. Таким образом, в обозримом будущем облагать налогом на недвижимость собственников квартир в многоэтажном жилищном фонде смешанной собственности – практически не удастся. Эксперимент проводился только с недвижимостью, которая использовалась в предпринимательской деятельности.

В настоящее время разработан ряд нормативных актов, касающихся введения налога на территории России, что свидетельствует о том, что в обозримом будущем реформа имущественных налогов будет реализована.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. предполагает, что налогоплательщиками единого налога на недвижимость будут признаны физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также лица, обладающие правом собственности, правом постоянного пользования, правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок [2].

Сумма налога будет исчисляться с кадастровой стоимости объекта недвижимости, к 2018 г. планируется произвести полную кадастровую оценку всех объектов недвижимости на территории России [1]. В рамках данного налога будет предоставляться право на стандартный или социальный налоговый вычет. Право на стандартный налоговый вычет будет дано всем налогоплательщикам, вне зависимости от социального положения, в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке, в размере кадастровой стоимости 20 кв. м. соответствующего объекта. Правом на социальный налоговый вычет смогут претендовать льготные категории налогоплательщиков в отношении жилого помещения, а также жилого строения, в размере кадастровой стоимости 30 кв. м., а в отношении земельного участка на величину кадастровой стоимости 1000 кв. м. земельного участка. Следует учесть, что налоговый вычет должен предоставляться в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика.

Налоговые ставки будет дифференцируемые в зависимости от кадастровой стоимости. Для объектов, суммарная кадастровая стоимость которых составляет менее 300 млн. руб., будут применяться ставки от 0,1% в отношении жилых помещений, объектов незавершенного капитального строительства и от 0,3% в отношении земельных участков. Если стоимость превышает обозначенный предел в 300 млн. руб., то. 0,5% и 1,5% соответственно.

Минфин России информирует, что в связи с введением данного налога размер налоговой нагрузки для налогоплательщиков несколько увеличится и может составить в среднем в России (без учета льгот):

1) для двухкомнатной квартиры площадью 55 кв.м - 1200 руб. в г.;

2) для трехкомнатной квартиры площадью 75 кв.м - 1800 руб. в г. [1].

В основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. есть раздел, посвящённый введению во вторую часть налогового кодекса положений о налоге на недвижимость, который по своей классификации будет являться местным налогом.

Окончательная оценка кадастровой стоимости, которая является объектом налоговой базы, на всей территории России не завершена, но находиться на заключительном этапе. Кадастровая стоимость зданий, строений, сооружений, помещений, квартир, объектов незавершенного строительства, расположенных на территории Тюменской области для перехода на единое налогообложение определена. Стоимость объектов недвижимости определена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки и Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фонда для целей налогообложения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 г. № 358.

По представленным данным федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, средняя стоимость 1 кв. м. в многоквартирной жилой застройке в городе Тюмень приближено равна 41784 руб., наименьшая стоимость наблюдается в сельских населенных пунктах Тюменской области составляет 10195 руб., что в 3 раза ниже городской (см. рис. 2).

Рисунок 2 - Средняя кадастровая стоимость руб./кв.м. объектов многоквартирной жилой застройки*

*Источник [5].

Кадастровая стоимость объектов индивидуальной жилищной застройки в разы ниже стоимости объектов многоквартирной, так самая высокая стоимость наблюдается в городе Тюмень и равна 20193 руб., тогда как в городах Ишим и Тобольск она составляет всего 9307 руб., а в сельских поселениях равна 8125 руб. (см. рис.3), но не стоит учесть, что площадь индивидуальных домов, как правило, намного выше площади квартиры. Таким образом, данный фактор сравняет сумму налога плательщиков, чья собственность различна по объекту, причитающегося в бюджет.

Рисунок 3 - Средняя кадастровая стоимость руб./кв. м. объектов индивидуальной жилищной застройки*

*Источник [4].

В результате выполненных работ определена кадастровая стоимость 677616 объектов недвижимости в Тюменской области, из них:

  1. 212770 зданий;

  2. 432231 помещений;

  3. 4426 объектов незавершенного строительства;

  4. 28189 сооружений.

Авторитетно мнение депутатов России по вопросам введения единого налога, Илья Свиридов выразил свое мнение по поводу уплаты суммы налога в разных районах России: «Жители крупных городов станут главными плательщиками этого налога, главным образом москвичи, владельцы самой дорогой недвижимости в стране, Москвичи однозначно будут платить за аналогичные квартиры больше, чем жители, например, Нарьян-Мара или другого города. Получается, что владелец квартиры в Москве вынужден платить больше за такой же по качеству дом, как в любом другом регионе страны просто потому, что он когда-то родился в Москве». Одной из целей этой реформы имущественных налогов является пополнение бюджета за счет состоятельных граждан, признается депутат Сергей Штогрин: «Одна из целей этой реформы - пополнить бюджет за счет состоятельных граждан. Если у вас действительно есть квартира в 1000 м., вы ее единственный владелец, может, и на нее будет социальный вычет, но на остальные метры вы будете платить, а обойтись это может даже в миллион рублей» [4].

Литература

  1. ПисьмоМинфина России от 14.10.2013 № 03-05-06-02/42774 [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru.

  2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов[Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru.

  3. Отчет о результатах введения налога на недвижимость в Великом Новгороде от 25.12.2003 № 659 [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

  4. Налог на недвижимость растет вместе с жилплощадью [Электронный ресурс]: новости @ mail.ru. - Режим доступа: URL: http://news.mail.ru/economics.

  5. Кадастровая оценка объектов недвижимости [Электронный ресурс]: управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по тюменской области. – Режим доступа: URL: http://www.to72.rosreestr.ru.

Просмотров работы: 1668