УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО УЧЁТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО УЧЁТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях ведения бизнеса для субъекта-предпринимателя открыто множество возможностей. Каждый хозяйствующий субъект выбирает удобные для себя способы ведения бизнеса, методы ведения бухгалтерского учёта, методы ведения налогового учёта. В связи с этим возникает необходимость закрепления выбранного порядка в документации предприятия. Так появляется необходимость в утверждении учётных политик, которые создаются в целях управленческого учёта, бухгалтерского учёта, налогового учёта. Необходимость создания различных учётных политик и невозможность создания одной объясняется тем, что принципы и правила ведения различных учётов существенно отличаются друг от друга.

Рассматриваемая в статье учётная политика непосредственно является важным инструментом налогового учёта, который представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом (ст. 313 НК РФ [2]). Исходя из цели данного вида учёта, а именно формирование и систематизация информации необходимой для правильности исчисления налогов, строится и соответствующая учётная политика для целей налогообложения.

Определение понятия «учётная политика для целей налогообложения» дано в ст.11 НК РФ [1]: учётная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а так же учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Необходимо отметить, что первоначально, а именно в 90-е годы 20 века, основные положения, касающиеся налогообложения предприятия, закреплялись в бухгалтерской учётной политике.

В ч. 2 НК РФ впервые в 2001 г. этот термин вводится ст.167 НК РФ [2], которая определяет дату реализации товаров (работ, услуг) при исчислении НДС. Лишь потом гл. 25 НК РФ [2] закрепляются основные принципы и методы её формирования. В ст. 11 НК РФ [1] это понятие даётся только в 2006 г.

На данный момент времени обязанность ведения учётной политики для целей налогообложения закреплена в следующих главах НК РФ: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Нужно отметить, что, не смотря на то, что в других главах не говорится об обязанности применения учётной политики, это не означает, что в ней не могут быть закреплены положения, касающиеся других налогов. Так формируются основная (обязательная) и дополнительная (необязательная) части учётной политики в целях налогообложения [3].

Законодателем закреплён порядок применения учётной политики для целей налогообложения, а именно налогоплательщик должен применять её с момента создания организации и до момента ее ликвидации.

Для изменения однажды принятой политики необходимо появление одного из следующих обстоятельств: изменение применяемых методов учета; существенное изменение условий деятельности организации; изменение законодательства о налогах и сборах. В первом и втором случаях изменения в налоговую учетную политику принимаются с начала нового налогового периода. В третьем случае - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В этом выражается принцип постоянства учётной политики для целей налогообложения.

Вновь созданные организации обязаны применять налоговую учётную политику с момента своего создания.

Составлять новую налоговую учётную политику каждый год не нужно, так как в налоговом учёте применяется принцип последовательности учётной политики. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

В данном контексте необходимо обратить внимание на соотношение порядка формирования учётной политики для бухгалтерского учёта и учётной политики для налогового учёта (см. таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика порядка формирования учётной политики для целей налогообложения и учётной политики для целей бухгалтерского учёта*

Характеристика

Учётная политика для целей налогообложения

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Порядок принятия

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения;

для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания.

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения;

для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Порядок утверждения

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

Сроки утверждения

вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода

вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

*Источник: составлено автором

Взаимодействие вышеуказанных учётных политик всегда вызывает споры в кругу практиков. Это обусловлено тем, что одни выступают за тесную связь их положений, а другие – за то, что налоговый и бухгалтерский учёт это самостоятельные виды учёта, взаимодействие которых нельзя считать обоснованным.

Требования к структуре учётной политики для целей налогообложения в налоговом кодексе не установлены, но, как правило, она состоит из двух разделов.

Во-первых, это общая часть, в которой закрепляется организация налогового учёта, а именно:

  1. Система организации налогового учёта: а) используются данные из регистров бухгалтерского учета (возможно только при полном совпадении данных бухгалтерского и налогового учета), б) вводят дополнительные реквизиты в регистры бухгалтерского учета (если в регистрах бухучета содержится недостаточно информации), в) разрабатывают самостоятельные регистры налогового учета.

  2. Ведение раздельного учёта доходов и расходов: а) по видам деятельности (операциям), облагаемым налогом и не облагаемым налогом, б) по видам деятельности (операциям), облагаемым по разным ставкам налога, в) по видам деятельности, попадающих в разные налоговые режимы.

  3. Распределение расходов, относящихся к разным видам деятельности (операциям): пропорционально полученным доходам или пропорционально другим показателям.

  4. Организация документооборота.

Во второй части закрепляются правила формирования налоговой базы по конкретным налогам, которые во многом зависят от приведенных на рисунке 1 факторах.

В большинстве случаев в учётной политике для целей налогообложения по налогу на прибыль обязательно должны найти отражение следующие моменты:

  1. порядок определения доходов и расходов для целей налогообложения прибыли - методом начисления или кассовым методом;

  2. методы начисления амортизации по амортизируемому имуществу, использование понижающих и повышающих коэффициентов - один из двух методов: линейный, нелинейный. Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства, относящиеся к 8-10 амортизационным группам (по ним применяется только линейный метод);

  3. методы оценки выбытия материальных ресурсов: по стоимости единицы, по средней стоимости, метод ФИФО, метод ЛИФО;

  4. состав прямых расходов и способ оценки незавершенного производства;

  5. методы оценки товаров для перепродажи в розничной торговле - товары оцениваются по стоимости приобретения согласно условиям договора. Организации вправе сформировать стоимость приобретения с учетом расходов, связанных с их приобретением (ст. 320 НК РФ);

  6. методы оценки готовой и отгруженной продукции;

  7. перечень создаваемых резервов предстоящих платежей, нормативы отчислений в резервы. В соответствии с НК РФ предусмотрено создание следующих резервов: на предстоящую оплату отпусков работников, на ежегодную выплату за выслугу лет, на ремонт основных средств, по сомнительным долгам и другие.

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на формирование учётной политики для целей налогообложения*

*Источник: составлено автором

Организацией так же разрабатываются аналитические регистры налогового учёта, которые закрепляются в приложениях к учётной политике. Они должны содержать:

  1. наименование регистра;

  2. период (дата) составления;

  3. измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

  4. наименование хозяйственных операций;

  5. подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Важно сказать о том, что учётную политику можно также считать и инструментом оптимизации налоговых платежей в организации, так как учётная политика, сформированная надлежащим образом, поможет оказать влияние на налогообложение экономического субъекта. При разработке налоговой учётной политики предприятию следует закреплять и обосновывать выбор соответствующего способа исчисления налогооблагаемой базы, что позволит минимизировать налоговые риски хозяйствующих субъектов [5].

Таким образом, из вышеуказанного следует, что учётная политика в целях налогообложения – это очень важный и необходимый документ, который должен быть на любом, даже малом предприятии. К сожалению, субъекты предпринимательства в России очень мало уделяют внимания использованию её положений, в основном ссылаясь на то, что достаточно и бухгалтерского учёта. Но нужно помнить о том, что способы ведения бухгалтерского учёта никогда не помогут оптимизации и минимизации налоговых платежей предприятия.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013 г.) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013 г.) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340 – Режим доступа: http://base.consultant.ru

  3. Как сформировать учётную политику в целях налогообложения? [Электронный ресурс] // Российский налоговый курьер – 2005. - №5. – Режим доступа: http://www.rnk.ru/journal/archives/2005/5/nalogi_i_sbory/uchetnaja_politika/kak_sformirovat_uchetnuy_politiku_v_celah_nalogooblozhenia68620_print.phtml

  4. Лешина Е.А. Налоговый учёт : учебное пособие [Электронный ресурс] / Е. А. Лешина, М. А. Суркова, Н. А. Богданова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – Режим доступа: http://www.aup.ru/files/m1390/m1390.pdf

  5. Лычагина Л.Л., Пальчикова Е.С. Учётная политика предприятия как инструмент оптимизации платежей по налогу на прибыль [Электронный ресурс] // Проблемы учёта и финансов. – 2012. - №3. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/uchetnaya-politika-predpriyatiya-kak-instrument-optimizatsii-platezhey-po-nalogu-na-pribyl

Просмотров работы: 2485