СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Специальные налоговые режимы являются особенностью налоговой системы России, которые представляют собой особый установленный Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого и среднего предпринимательства. Они предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов при соблюдении определённых условий, а также особый порядок определения элементов налогообложения.

Общим для всех специальных налоговых режимов является единый налог, взимание которого не освобождает налогоплательщиков от обязанности уплаты некоторых налогов, которые невозможно либо нецелесообразно заменить единым налогом из-за специфики, значимости и особой целевой направленности данных налогов.

К таким налоговым платежам можно отнести:

  • акцизы;

  • государственная пошлина;

  • взносы на обязательное государственное пенсионное страхование;

  • налоги, которые уплачиваются физическими лицами с личного или иного имущества, не связанного с производством и реализацией товаров, работ и услуг;

  • налоги, имеющие экологическую направленность и др.

Введенная в 1995 г. упрощенная система налогообложения для малых предприятий стала первым образцом специального налогового режима в России. В 1999 г. на территории отдельных регионов был введен единый налог на вмененный доход. Применения этих режимов налогообложения уже в первые годы выявили целый ряд проблем и недостатков, которые требуют разработки научного обоснования этого понятия, раскрытия его экономического содержания и характеристики основных параметров.

Налоговое регулирование с помощью специальных налоговых режимов может быть выражено в виде упрощения общей системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки. В рамках специального налогового режима должен формироваться особый порядок налогообложения, который направлен на определенный круг налогоплательщиков. Так, в России существуют налоговые режимы для отдельных сфер деятельности и групп налогоплательщиков.

Специальные налоговые режимы можно охарактеризовать рядом параметров: цель создания и вид режима; объекты; субъекты; условия применения, выражающиеся в ограничениях на вход и выход из режима налогообложения; продолжительность применения; число и виды уплачиваемых налогов; наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму и механизм его расчета.

В мировой практике существуют два подхода в формировании специальных налоговых режимов. Первый поход заключается в упрощении порядка расчета и взимания налогов, предусмотренных общим режимом налогообложения. Второй подход предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов. Первый подход применяется на практике в ряде стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Второй подход в чистом виде не применяется в развитых странах, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками используются в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств [4, с. 104].

Если говорить о специфических особенностях специальных налоговых режимов, то можно отметить позитивные и негативные последствия их применения.

К позитивным последствиям можно отнести:

  • снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы предпринимательской деятельности;

  • повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов;

  • уменьшение теневого оборота;

  • упрощение процедур налогового администрирования;

  • повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д.

К негативным последствиям можно отнести:

  • разукрупнение организаций;

  • создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов;

  • уменьшение поступлений взносов во внебюджетные фонды и налога на прибыль в бюджеты;

  • подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей;

  • затруднение проведения налоговых проверок и т.д.

Существует ряд принципов, на основе которых должны формироваться специальные налоговые режимы:

  1. принцип упрощения системы налогообложения – достигается уменьшением общего количества налогов и может быть обеспечен путем упрощения механизма исчисления и уплаты единого налога;

  2. принцип добровольности, то есть специальные налоговые режимы применяются налогоплательщиками на добровольной основе;

  3. принцип налогового благоприятствования - специальный налоговый режим должен быть более мягким для основной массы налогоплательщиков, чем общий режим налогообложения. Несоблюдение этого принципа лишает введение специального налогового режима экономического смысла;

  4. принцип приоритетности и избирательности - субъектный состав ограничен определенными видами деятельности, отраслями и категориями налогоплательщиков. В противном случае, это будет не специальный, а общий налоговый режим;

  5. принцип замещения единым налогом других платежей - количество заменяемых единым налогом платежей может корректироваться в зависимости от вида специального налогового режима;

  6. принцип сосуществования единого налога и части других общеустановленных налогов и сборов - конкретный перечень сопутствующих налоговых платежей зависит от особенностей специального налогового режима;

  7. принцип максимально возможного учета особенностей условий хозяйствования - максимальный учет особенностей условий хозяйствования плательщиков единого налога, путем использования различного рода корректирующих коэффициентов и установления конкретного перечня других налогов [3, с. 215].

Следование и неукоснительное соблюдение названных принципов является настолько важным, что отклонение или отступление от них лишает специальные налоговые режимы своей целесообразности.

В 2002 г. понятие специальных налоговых режимов появилось в ст. 18 НК РФ и вместе с этим был введен во вторую часть НК РФ раздел о специальных налоговых режимах и соответствующие им главы [1, с. 14]:

  1. Глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее - ЕСХН). Введена в действие с 01.01.2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2001 г. №187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах». Переход налогоплательщика на уплату ЕСХН производится добровольно. Налогоплательщиками могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на расходы. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на расходы. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговым периодом установлен календарный год, отчетным периодом - полугодие. Налоговая ставка равна 6%. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Применение этого специального режима заменяет уплату следующих видов налогов:

  • организации освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС;

  • индивидуальные предприниматели получают освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, НДС.

  1. Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (далее - УСН). Введена в действие с 01.01.2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. №104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Переход на УСН осуществляется в добровольном порядке. Налогоплательщиками являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на расходы. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. В случае если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на расходы, то налоговой базой устанавливается денежное выражение доходов, уменьшенных расходы. Налоговым периодом установлен календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговая декларация представляется организациями по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ст. 346.20 НК РФ применяются следующие налоговые ставки:

  • если налогоплательщик в качестве объекта налогообложения выбирает доходы, то налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

  • если в качестве объекта налогообложения применяются доходы, уменьшенные на расходы, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Но в соответствии с п.2 ст. 346.20 НК РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки от 5% до 15% исходя из категории налогоплательщика.

В данном случае налогоплательщики освобождаются от уплаты следующих налогов:

  • организации освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога ни имущество организаций, НДС;

  • индивидуальные предприниматели в данном случае освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, НДС.

  1. Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (далее - ЕНВД). Введена в действие с 01.01.2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. №104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Этот налоговый режим вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения и может применяться наряду с общей системой налогообложения. Применение ЕНВД с 2013 г. перестало быть обязательным. Согласно внесённым поправкам налогоплательщик теперь может самостоятельно выбрать данный режим налогообложения наравне с другими специальными режимами. Налогоплательщиками являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие определённые виды деятельности на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения, в которых введён единый налог. Объектом налогообложения признается вменённый доход, то есть потенциально возможный доход налогоплательщика. Налоговой базой признаётся величина вменённого дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности по определённому виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п.2 ст.346.29 НК РФ). Налоговым периодом установлен квартал. Налоговая ставка равна 15% от величины вменённого дохода. В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ этот специальный налоговый режим применяется только в отношении определённых видов деятельности:

  • оказания бытовых услуг;

  • оказания ветеринарных услуг;

  • оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций и т.д.

  1. Глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции». Введена в действие с 10.06.2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 06.06.2003 №65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую НК РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ». Налогоплательщиком и плательщиком сборов является инвестор. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, за исключением тех, которые предусмотрены п.7 ст.346.35 НК РФ, разделом произведённой продукции в соответствии с условиями соглашения.

В частности налогоплательщик и плательщик сборов освобождаются от уплаты:

  • региональных и местных налогов;

  • налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями;

  • таможенных пошлин;

  • транспортного налога [2, с. 756].

  1. Глава 26.5 «Патентная система налогообложения». Введена в действие с 01.01.2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Данная система налогообложения применяется в добровольном порядке индивидуальными предпринимателями. В соответствии с п.1 ст.346.43 НК РФ налоговый режим вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и может применяться в том регионе, где он введён законом субъекта РФ. НК РФ предусмотрен перечень видов предпринимательской деятельности, которые подлежат налогообложению в рамках патентной системы налогообложения (п.2 ст.346.43 НК РФ). При ведении индивидуальным предпринимателем нескольких видов предпринимательской деятельности патент приобретается отдельно на каждый из видов деятельности. Применяя данный вид специального налогового режима, налогоплательщики освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц.

Величина налога зависит от суммы установленного по каждому виду деятельности потенциально возможного к получению годового дохода. Размер потенциально возможного к получению годового дохода для определённых видов деятельности устанавливается законами субъектов РФ. Патент выдаётся на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года (п.5 ст.346.45 НК РФ). При этом патент выдаётся с любой даты. Налог исчисляется как произведение налоговой ставки равной 6% и потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по определённому виду деятельности.

В настоящее время приоритетным является использование специальных налоговых режимов как инструментов налогового регулирования, то есть упрощение налогового администрирования можно рассматривать как один из аспектов введения в действие специальных режимов налогообложения [5, с. 78].

К позитивным моментам применения специальных режимов как инструмента налогового регулирования можно отнести:

  • возможность существенного снижения налоговой нагрузки на определенные сферы экономики;

  • увеличение инвестиционной активности населения, а также малого и среднего бизнеса;

  • отказ от использования схем уклонения от уплаты налогов по общей системе налогообложения, с целью минимизации выплачиваемых государству средств.

Вся совокупность специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ, должна строиться на общих базовых принципах, которые необходимо закрепить законодательно.

Представляется, что специальные налоговые режимы были введены в целях:

  • поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развития данного сектора экономики;

  • поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;

  • привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей.

Тем самым установление специальных налоговых режимов служит в конечном итоге целям укрепления и дальнейшего развития экономики РФ и является реализацией регулирующей функции налога.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Текст]: Часть первая (с изм. и доп. от 01.09.2013 г.) – М.: Проспект, КноРус, 2013. - 199 с.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Текст]: Часть вторая (с изм. и доп. от 01.09.2013 г.) – М.: Проспект, КноРус, 2013. - 604 с.

  3. Качур О.В. Налоги налогообложение [Текст]: учебное пособие / О.В. Качур. - М.: КНОРУС, 2011. - 384 с.

  4. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник для вузов / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина. - М.: КНОРУС, 2012. - 480 с.

  5. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2012. - 228 с.

Просмотров работы: 25494