ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время транспортный налог является неотъемлемой частью доходов государственного бюджета. Экономические реформы, проводимые правительством РФ, модифицировали механизм исчисления и уплаты региональных налогов. Изменения не обошли стороной и транспортный налог.

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен соответствующим законом. К транспортным средствам Налоговый Кодекс РФ относит автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ [1]. Вводя налог, субъекты РФ устанавливают порядок и сроки его уплаты, ставку налога, а также налоговые льготы и основания для их применения.

На территории Тюменской области транспортный налог установлен и введен в действие Законом Тюменской области от 19.11.2002 г. № 93 «О транспортном налоге». Ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Для каждого объекта налогообложения, в зависимости от его вида и мощности устанавливается налоговая ставка. Так, например на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с включительно ставка составит 10 рублей за 1 л.с, а вот свыше 100 л.с и до 150 л.с включительно – 30 рублей за 1 л.с.

Также Законом Тюменской области от 19.11.2002 г. № 93 «О транспортном налоге» устанавливаются льготы для отдельных категорий граждан. Льготная ставка может быть использована каждым налогоплательщиком только по одному из принадлежащих ему транспортных средств. Если налогоплательщик имеет право на льготу по нескольким основаниям, то льгота предоставляется по одному из оснований по выбору налогоплательщика согласно его письменного заявления. Для получения льготы необходимо представить документ, подтверждающий право собственности. Средства, высвободившиеся у налогоплательщика в результате использования льготной ставки налога, не могут превышать объем расходов, осуществленных налогоплательщиком в течение налогового периода, в котором предоставлена льгота, по назначению, установленному настоящим Законом для соответствующей категории налогоплательщиков, если такое назначение установлено.

Плательщиками налога являются как юридические, так и физические лица, на которых зарегистрированы транспортны средства.

Физические лица уплачивают транспортный налог в соответствии с налоговым уведомлением, которое направляет налоговый орган.

С 1 января 2011 г. транспортный налог уплачивается физическими лицами не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом [2].

Средства, поступающие в бюджет от транспортного налога, являются источником финансирования дорожной отрасли. Поэтому от его поступлений зависит своевременность и качество выполнения программ по улучшению дорожных условий. Транспортный налог занимает центральное место в системе имущественного налогообложения и является одним из основных налогов субъектов РФ.

Поступления по транспортному налогу в бюджет Тюменской области за январь – октябрь 2013 г. представлены в таблице 1.

Проанализировав поступления транспортного налога за январь – октябрь 2013 г., можно сделать вывод о положительной динамике по поступлениям налога. Поступления по транспортному налогу с физических лиц в 2013 г. выросли на 3,5 % или на 10,0 млн. руб. и составили 295,6 млн. руб. Относительно транспортного налога с организаций, можно сделать вывод о том, что по сравнению с прошлым годом, поступления выросли на 11,1 % или на 30, 9 млн. руб. и составили 310,0 млн. руб. Если смотреть на поступления по транспортному налогу в целом, то можно увидеть положительную динамику.

Таблица 1

Поступления по транспортному налогу в бюджет Тюменской области,

за январь – октябрь 2013 г.*

Вид налога

01.11.2012 г.

01.11.2013 г.

УФНС,

% к 2012 г.

Абсолютное отклонение, млн.руб.

Транспортный налог

565,1

605,6

107,2

40,5

Налог с организаций

279,1

310,0

111,1

30,9

Налог с физических лиц

285,6

295,6

103,5

10,0

*Источник: [3].

Темп роста составил 107,2 %. Удельный вес транспортного налога за 2012 г. с организаций составляет 49%, а транспортный налог с физических лиц 51% . В 2013 г. удельный вес транспортного налога с организаций и с физических лиц составил 51% и 49% соответственно. Можно сделать вывод о том, что поступления в бюджет транспортного налога с организаций и с физических лиц находятся на одном уровне. Удельный вес по транспортному налогу в региональных налогах составляет 1% по данным за 2012-2013 гг.

На положительную динамику поступлений транспортного налога повлияли мероприятия по совершенствованию администрирования, изменения в законодательстве РФ о налогах и сборах, а именно: уменьшены базовые ставки по транспортному налогу и отменены авансовые платежи по транспортному налогу. Также введена единая форма налогового уведомления, которая позволяет проинформировать граждан обо всех налоговых обязательствах в рамках одного документа. Разработана форма заявления для обращения налогоплательщиков - физических лиц в налоговые органы в случае выявления ими в налоговом уведомлении недостоверной информации о принадлежащем им имуществе (объектах недвижимости, транспорте), и др.

Налоговая система является одним их важнейших элементов Российской экономики. В свою очередь, транспортный налог является основой бюджетов региона. Именно поэтому администрирование транспортного налога приобретает в настоящее время особую актуальность.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2013. – 697 с.

  2. УФНС России по Тюменской области [Электронный ресурс]: Закон Тюменской области «О транспортном налоге». – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/ul/ul_transp/.

  3. УФНС России по Тюменской области [Электронный ресурс]: Поступление налогов и сборов в федеральный, региональный и местные бюджеты. – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/statistic/pn72/4039296/.

Просмотров работы: 2099