Вопросы интеграции лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР) и инвалидов в общество являются приоритетным направлением деятельности системы специального образования. Актуальность темы для российского образовательного пространства страны определена нормативно-правовой базой и сопровождающими рекомендательными документами федерального уровня.
В настоящее время адаптивная физическая культура (АФК) определена, как специфическая самостоятельная образовательная область, основным направлением деятельности которой является максимально возможное интеллектуальное и физическое развитие лиц с ОПФР [1].
Следует отметить, что адаптивная физическая культура, несмотря на решение специализированных задач, рассматривается как часть физической культуры в комплексе педагогической системы специальной образовательной школы. Основные целевые установки, индикаторы, задачи, методы, средства, компоненты и организационные формы АФК направлены на решение педагогических проблем, возникающих в процессе коррекции и реабилитации лиц, не приспособленных к нормальной жизнедеятельности (инвалиды и лица, имеющие ОПФР) [2].
Организационной формой реализации поставленных задач АФК является урок, определенный нормативами, как «Физическая культура и здоровье» и «Адаптивная физическая культура».
Необходимость определения специальной программы АФК для детей с нарушением слуха, речи, интеллектуальной недостаточности и трудностями в обучении связаны с невозможностью выполнения предметных требовании программы «Физическая культура и здоровье» общеобразовательного учреждения системы образования.
Подбор и разработка эффективных форм реабилитации (утренняя гимнастика, подвижные перемены, физкультурные минутки), должны помочь учащимся не только приобрести самостоятельность, бытовую, социальную и психофизическую независимость, а учитывать особенности профориентации таких детей.
Особое внимание должно уделяться подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, работающих по данным программам.
Задачи адаптивного физического воспитания в интегрированных классах могут быть успешно решены только при четкой организации уроков АФК, а также физкультурно- оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, спортивно-массовой внеклассной работы, факультативных и самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Необходимо также учитывать, что оптимальным условием достижения результатов развития и реабилитации учащихся ОПФР в классах интегрированного обучения является организация учебного процесса в специальных медицинских группах с количеством учащихся 8–15 человек[3].
ЛИТЕРАТУРА
2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.
3. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в реабилитации и социальной адаптации инвалидов / С.П. Евсеев // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы междунар. науч.-практ. конф., посв. 60-летию образования СГАФКСТ (сб. науч. ст.) Ч. 1 / под общ. ред. Г.Н. Греца. – Смоленск: СГАФКСТ, 2010.
3. Круподеров, Д.Д. Психолого-педагогические аспекты адаптивной физической культуры и адаптивного спорта / Круподеров Д.Д., Шлемова М.В. // Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в современных условиях: результаты, проблемы, приоритеты развития : матер. всерос. науч.-практ. конф. (13-14 дек. 2012 г.). В 2 т. Т. 2 / Филиал ФГБОУ ВПО "Рос. гос. ун-т физич. культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)" в г. Иркутске [и др.]. - Иркутск, 2012. - C. 129-132.