ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОСНОВЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОСНОВЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности - рационального использования и охраны природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

Осознанное антропогенное воздействие на природу в рамках рационального природопользования как основной части экологической политики имеет стабилизирующий или конструктивный характер. Рациональное природопользование означает комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала.Таким образом, охрана природы представляет собой деятельность органов государственной власти, обеспечивающую рациональное использование, сохранение (или восстановление), воспроизводство природных ресурсов. В комплексе мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды важное место отведено научно обоснованному планированию взаимодействия общества и природы. Основными аспектами рационального природопользования являются:

- изучение ресурсов путем получения достоверных сведений через учет и оценку, составление прогноза развития, разработку системы управления и использования природных ресурсов;

- охрана ресурсов через обеспечение качественных и количественных показателей путем поддержания продуктивности;

- освоение ресурсов за счет внедрения передовых технологий добычи и достижения эффективности и экономичности комплексных схем добычи и переработки природного сырья;

- преобразование ресурсов с помощью изменения характеристик при оптимизации параметров за счет обогащения (количественного и качественного).

Сочетание административных и экономических методов управления природопользованием позволяет осуществлять государственный ведомственный контроль, планирование природоохранных мероприятий, финансирование природоохранных мероприятий, всеобщую стандартизациюинормирование, материальное стимулированиепутем поощрения (налоговые льготы, льготное кредитование, надбавка к ценам) и наказания (в виде дополнительного налогообложения и штрафов),заключение договоров и выдачу продукции на предприятия, соблюдение юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной и материальной), лимитирование природопользования и платежи за природопользование распространяющиеся на использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов.

Мероприятия по улучшению качества окружающей среды подразделяются на технологические (разработка новых технологий, строительство очистных сооружений, замена топлива, электрификация производства и быта);экономические (инвестиции в новые экологические технологии); инженерно-организационные (организация рациональной работы транспорта и предприятий); правовые (разработка законодательных актов по защите окружающей среды); архитектурно-планировочные (организация санитарно-защитных зон, рациональная планировка предприятий и жилых зон, озеленение населенных мест) [1].

Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» при осуществлении хозяйственной, управленческой или любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами:

- приоритетом охраны жизни человека;

- научно обоснованным сочетанием экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благополучную для жизни окружающую среду;

- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и допущения необратимых последствий для среды и здоровья человека;

- соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за нарушения;

- гласностью и тесной связью с общественностью в решении экологических задач;

- международным сотрудничеством в охране окружающей среды.

Развитие научно технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов. Приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы, законы «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире» и т.д. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Как результат проведения новой экологической политики появилось экологическое право РФ.

При переходе к рыночным отношениям государственное регулирование природопользования и охраны природной среды должно сохранять свое ведущее место, обеспечивать выполнение государственных природоохранных программ, политику в области налогообложения, финансирования, кредитования, формирования бюджета. Регулирование осуществляется органами государственного управления путем установления для природопользователей экономических различий - регуляторов, прежде всего налогово-кредитные рычаги, финансирование из различных источников, ценообразование, платежи за использование природных ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ. Налоги платежи и финансирование тесно связаны между собой. Налогооблажение устанавливается органами власти различных уровней управления. Налоги перечисляются природопользователями на бюджетные счета, а доходы бюджетов используются для финансирования природных мероприятий. Регулирующее воздействие оказывают экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование, а так же экологическое страхование.

В социалистической экономике единственной формой рационализации природопользования были лицензирование и лимитирование. При переходе к рыночной экономике все большее значение приобретают договорные формы природопользования, к числу которых относятся договоры аренды природных ресурсов (земли, воды, леса и др.), комплексного природопользования, но договорные отношения во всех их разновидностях не имеют cсамостоятельного значения, а являются средством конкретизации лицензии [2].

Законодательством РФ предусмотрена плата за пользование землей, недрами, водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного мира, рекреационными и другими природными ресурсами: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; отчисления на воспроизводство и охрану природных ресурсов (ст. 20 Закона РФ «Об охране окружающей среды»). Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Система платежей за природные ресурсы, введенная недавно, стала основным действующим рычагом экономического механизма регулирования природопользования и охраны природной среды и постоянно совершенствуется.

Плата за загрязнение окружающей среды, а также за размещение отходов и другие вредные воздействия в обязательном порядке перечисляется всеми природопользователями на счета экологических фондов (ст. 21 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»). Министерство природы РФ утвердило «Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды», а также федеральный коэффициент индексации платы в размере 10 по отношению к базовым нормам. Разработаны документы по взиманию платы за шумовое загрязнение, тепловое загрязнение, загрязнение водных объектов, загрязнение пестицидами при использовании их в сельском хозяйстве, за сброс загрязняющих веществ.

Одним из способов регулирования является финансирование природоохранных мероприятий. Оно осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банка, добровольных взносов населения, других источников.

В качестве источника финансирования мероприятий по охране природы выступает экологическое страхование. Цель экологического страхования состоит в защите имущественных интересов граждан и предприятий за счет страховых фондов при наступлении неожиданного, внезапного загрязнения окружающей среды. Объектами экологического страхования является риск гражданско-правовой ответственности в случаях экологических аварий и катастроф.

В РФ осуществляется экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. 24 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды») путем: установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям, организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения экологических фондов; передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ; установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредных и опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

Для обеспечения объективной информацией процессов создания, реализации и оценки экологической политики необходима система экологического мониторинга-проводимого на уровне экологических систем и являющегося комплексной подсистемой мониторинга биосферы. В качестве результата проведения такого мониторинга дается оценка состояния экосистем и оценка экологического равновесия в экосистемах.

Существует три блока современного мониторинга окружающей среды по территориальному охвату площади наблюдения:

-локальный, его объектом наблюдения является приземный слой воздуха, поверхностные и грунтовые воды, промышленные, бытовые стоки и выбросы, источники радиоактивного излучения - используются для наблюдения стационарные наблюдательные посты и санитарно-гигиенические службы;

- региональный, его объектом наблюдения являются природные экосистемы, исчезающие виды животных и растений, агроэкосистемы - используются для наблюдения передвижные станции наблюдения;

- глобальный (биосферный), его объектом наблюдения является атмосфера, гидросфера, растительный и почвенный покров -используются для наблюдения спутниковые системы, биосферные станции, биосферные заповедники. При выполнении программы глобального мониторинга особое внимание уделяют наблюдениям за состоянием природной среды космоса. Космический мониторинг позволяет получить уникальную информацию о функционировании экосистем как на региональном, так и на глобальном уровнях. В сравнении с другими видами мониторинга космический имеет ряд практически значимых преимуществ: с его помощью возможно оперативно получать информацию о природной среде с больших территорий Земли, что особенно важно при возникновении ураганов, наводнений и других стихийных бедствий. Чрезвычайно важным является создание системы космического мониторинга лесных пожаров для малозаселенных пространств.

Основным критерием экологической политики вообще является ее действенность. Распространено мнение, что в экологической сфере наиболее действенным является административный подход, то есть подход, рассматривающий природу как общественный капитал, и, вследствие чего экологическое управление происходит в основном на макроэкономическом уровне при решающей роли централизованного государственного вмешательства. Однако у административного подхода имеются существенные недостатки. Экономическая эффективность должна проявляться в обеспечении оздоровления окружающей среды по наименьшей цене. Недостатком административного подхода в этом плане является часто используемый в инструкциях по сокращению загрязнений общий подход к фирмам-загрязнителям. Предписывая сократить выбросы загрязняющего вещества в определенное количество раз, инструкции не в состоянии учесть экономические особенности различных Фирм, их предельные расходы на сокращение загрязнения. В результате расходы Фирм очень неравномерны, тогда как эмиссионный налог дает эффективное решение, равномерно распределяя расходы между фирмами и не уменьшая ресурсы на экологическую политику.

Ключом к решению экологических проблем является переход к экологически чистым технологиям. Поэтому способность к стимулированию технологической адаптации служит важным критерием оценки достоинств методов экологической политики. Вообще говоря, чем выше расходы предприятий загрязнителей, тем больше такой стимул. Предотвратить негативные последствия нарушения экологического равновесия экосистем может только эффективная система экономических и юридических мер, направленных на пресечение деятельности предприятий, загрязняющих окружающую среду. Система таких мер должна быть рассчитана не на оттягивание работы по реорганизации предприятий, а на немедленное развитие более современных и экологически безвредных производств и технологий.

Без надежной системы экономических и юридических мер, проведения целенаправленной и последовательной экологической политики невозможно обеспечить равновесие и защиту экосистем, развитие и здоровый образ жизни для будущих поколений. В принципе вся экологическая политика направлена на достижение рационального природопользования. Перестройка технологии производства на экологической основе -таков следующий этап совершенствования природопользования после этапа защиты природы на основе традиционной технологии.В процессе развертывания нового этапа НТР гораздо более широкое применение, чем раньше, найдут биологические принципы производственных процессов вплоть до перехода к промышленному фотосинтезу вне растений. Тем самым человечество станет вторым аутотрофом, - для людей, как ведущих свое происхождение то гетеротрофных организмов, т.е. питающихся за счет других и от них зависящих, это единственная возможность преодоления этой зависимости. Для осуществления ответственной и действенной политики в области экологического благополучия населения необходима радикальная трансформация всей системы общества в целом, и в наибольшей мере человеческого сознания в русле современной философии экологизма мировоззрения, исходящего из определяющего статуса проблемы взаимоотношений человека и биосферы в динамике цивилизационного процесса. Главным направлением эволюции российского общества и государства может быть лишь путь, связанный с ноосферными трансформациями социально-экономического и государсвенно-правового процесса, которые включают нашу страну в мировой процесс реализации стратегии устойчивого развития [3]. В рамках этого феномена, для дальнейшего развития цивилизации, становится необходимо планетарное преобразование в единое государство нового типа (экологобразное), основы которого необходимо заложить экологической политикой современности уже сегодня. Только такое государство сможет за счет грамотной экологической политики рационально использовать и охранять природные ресурсы Земли для будущих поколений.

Литература

  1. Дзлиев М.И., Романович А.Л, Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. МГУК, 2001. -163с.

  2. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М., Космосинформ, 2001,-С 24.

  3. Яницкий О.Н. Экологическое движение в России. Критический анализ. М.: 1996. -132с.

Просмотров работы: 7588