РЕСУРСНО-СЫРЬЕВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕСУРСНО-СЫРЬЕВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отношение общества к природе испокон веков строилось на основе изъятия и использования природных компонентов для обеспечения жизнедеятельности социума. В процессе добычи минерального сырья, эксплуатации биоресурсов, потребления других элементов окружающей природной среды возникли проблемы рационального использования природных ресурсов, охраны природных систем и их составляющих. Исторически сложилось так, что именно эти вопросы взаимоотношения общества и природы требовали своего решения, доминировали в государственной политике в этой сфере. Нельзя также сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что от наличия и эффективного использования природных ресурсов зависела мощь и процветание государств на всем протяжении истории цивилизации. Большинство войн велось из-за нехватки ресурсов, стремления обладать ими и контролировать их. Отношение общества к природным ресурсам строилось на основе следующей идеологии: природа практически неисчерпаемый источник сырья для развития нужно только его найти; современные технологии позволяют получать необходимые материалы из доступных ресурсов, а также вовлекать в индустриальный оборот рассеянные в природной среде элементы; увеличение использования возобновляемых природных ресурсов. Индустриальное развитие, опирающееся на рыночную или плановую экономику, невозможно без всевозрастающего потребления природных ресурсов. Как мы уже говорили выше это, в конечном счете, привело к появлению экологических проблем. Факт нехватки, истощения природных ресурсов в общественном сознании не соотносился с возможностью гибели земной цивилизации. Ученые предлагали, а политики активно использовали как научные, так и псевдонаучные концепции, предлагающие решения возникающих проблем. Вот некоторые из них – теория народонаселения Мальтуса, концепции «жизненного пространства», идеи использования космического пространства, теория и практика «зеленой революции», достижения генной инженерии и многие другие. Нельзя не отметить и психологические особенности природноресурсной проблемы: для общества это был рутинный, перманентно возникающий и постоянно разрешаемый вопрос. Экологические проблемы для массового сознания возникли внезапно, попытки решить их известными способами и методами не дали эффективного результата. Экологические проблемы эффективно заявляли о себе на локальном уровне, затрагивали условия существования не только общества в целом, но и каждого, отдельно взятого гражданина. Отсюда становиться ясно, почему в политике второй половины прошлого века отношение к вопросам экологии затмило задачи обеспеченности ресурсами. Однако экономика диктовала свои правила игры. В современном мире экономический рост невозможен без масштабного вовлечения в оборот топливных и минерально-сырьевых ресурсов. De jure, как в мировой, так и в российской политике приоритет отдается экологической политике, de facto, среди всех видов государственной политики важнейшей становится природно-ресурсная политика [1].

Классическая политология практически не касается проблем, связанных с формированием и реализацией ресурсно-сырьевой политики государства, с обеспечением ресурсной безопасности общества, с рациональным использованием природных ресурсов. Вместе с тем нельзя не отметить, что эти вопросы занимают все больше и больше места в исследованиях, ведущихся в рамках глобалистики и геополитики. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что проблема использования природных ресурсов приобретает социально-политическую значимость и активно эксплуатируется государством, политическими партиями и объединениями, политиками в предвыборной борьбе и в период обострения ситуации в обществе.

В рамках экополитологии видится следующее решение. Прежде всего необходимо четко определить и дифференцировать понятия «экологические ресурсы», «природные ресурсы», «природно-сырьевые ресурсы» и на основе этого разделить в теории и на практике «экологическую политику» и «ресурсно-сырьевую политику». При этом важно не потерять политический момент рассматриваемой проблемы. Затем исследования сосредотачиваются на экологических аспектах ресурсно-сырьевой политики.

Как следует из работ, в которых дается анализ развития цивилизации, в XXI веке не прогнозируется уменьшение потребления минерально-сырьевых ресурсов. Западные эксперты предполагают, что в ближайшие 50 лет объемы добычи возрастут не менее чем в 5 раз, главным образом за счет новых месторождений, но с использованием старых технологий переработки сырья, поскольку рециклинговые технологии не смогут удовлетворить растущее потребление. Вместе с тем национальные интересы стран, обладающих существенными топливно-сырьевыми ресурсами, в том числе России, будут в значительной мере определять глобальные тенденции мирового развития.

Россия отстает от индустриально развитых стран по уровню потребления минерально-сырьевых ресурсов на душу населения. А ведь именно эти показатели характеризуют уровень экономического развития страны, а в итоге – национальную независимость, безопасность и авторитет государства на международной арене.

Анализ показывает, что минерально-сырьевая политика ведущих сырьевых стран мира – таких как Австралия, Канада, Китай, Норвегия, США – в последние годы направлена на ограничение роли государства как производителя и усиление его роли как регулятора процессов в сфере добычи, переработки и использования природно-ресурсного потенциала. В России же в последние десятилетия наблюдается пренебрежение к государственному регулированию, уповая на рыночную саморегуляцию. Отсутствие государственной политики привело к хаосу на этапе перестройки и приватизации, растаскиванию некогда мощной минерально-сырьевой базы и других природно-ресурсных отраслей народного хозяйства, созданных усилиями нескольких поколений советских людей.

Следует также учитывать, что наметившийся рост российской экономики в ближайшей перспективе может столкнуться с падением цен на мировом топливно-сырьевом рынке, а в среднесрочной – с серьезными ресурсными ограничениями, связанными с истощением месторождений и невозможностью одновременного обеспечения потребностей экспорта и отечественной экономики. Уже сегодня нужны меры превентивного характера, обеспечивающие долгосрочное устойчивое развитие общества. Необходима научно обоснованная политика в области использования природно-ресурсного потенциала страны. Крайне важно определить критические параметры экономического развития, достижение которых чревато возникновением разрушительных социально-политических процессов и необратимой экономической деградацией. Необходимо возрождение на новом уровне, с учетом сложившихся в стране и мире факторов, державного подхода к определению стратегических и тактических задач государственного регулирования этой сферы. Прежде всего, в стратегическом плане целесообразно продуманно и взвешенно определить экономически необходимый уровень добычи полезных ископаемых, использования других видов ресурсов; научно рассчитать их объемы для внутреннего потребления страны; четко определить экспортные возможности. Стратегия должна предусматривать физические, экономические, политические, экологические и другие факторы, оказывающие влияние на ее жизнеспособность.

В конечном счете, стратегия и тактика должны найти свое выражение в государственной ресурсно-сырьевой политике. Она должна строиться на основе реализации следующих принципов:

  • единства экономических, экологических и социальных целей развития общества;

  • опоры на идеологию устойчивого развития цивилизации;

  • принадлежности природных ресурсов обществу, а также будущим поколениям;

  • невосполнимости и уникальности каждого природного ресурса;

  • необходимости воспроизводства в количественном и качественном отношении любого изъятого из природной среды возобновляемого ресурса;

  • изъятия государством природно-ресурсной и дифференциальной ренты, с учетом инвестиций на экономическое воспроизводство сырьевых запасов;

  • обеспечения ресурсно-сырьевой безопасности, как фактора гарантирующего территориальную целостность государства;

  • государственного регулирования рационального использования природных ресурсов;

  • внедрение ресурсосберегающих технологий;

  • решающей роли временного фактора в реализации природно-ресурсных мероприятий;

  • экологизации всех видов деятельности в природно-ресурсной сфере.

Выработку государственной стратегической научно обоснованной политики на длительную перспективу с целью обеспечения устойчивого развития страны и гарантий ее сырьевой безопасности мог бы взять на себя соответствующий Совет или Комитет при Президенте РФ. Кстати это тот случай, когда опыт США и других стран был бы нам полезен. Эффективная политика России в сфере национальной минерально-сырьевой безопасности предполагает учет фактора глобализации ресурсов [2]. Минерально-сырьевые и топливные ресурсы России уже вошли в резерв мирового сообщества. Открытая экономика и транснационализация отраслей делает добывающие отрасли более чувствительными к мировой конъюнктуре, уровню собственных производственных затрат, состоянию своих активов, включая сооружения, технику и сырьевую базу. При этом возможно ослабление и даже утрата управления важнейшими предприятиями и целыми комплексами в угоду иностранным инвесторам и владельцам.

Но дело не только в природно-ресурсном потенциале, но и в определяющей роли российского биопространства в сохранении ассимиляционного потенциала планеты. Россия – основной держатель глобального экологического потенциала планеты. Ее вклад в сохранение устойчивости мировой экосистемы в 2 раза превышает вклад таких стран, как США и Канада, в 1,5 раза – Бразилии и Австралии. В то время как экономика США вносит отрицательный вклад в глобальный баланс сохранения экологической устойчивости, Россия, обладая громадным ассимиляционным потенциалом, служит главным компенсатором, поддерживающим экологическое равновесие биосферы Земли.

В настоящее время в футурологических прогнозах наибольшее опасение вызывает возможность исчерпания природных ресурсов в обозримом будущем. Озабоченность в отношении истощения природных ресурсов с экономической точки зрения трудно оправдать. Задолго до того, как природные запасы полезных минералов будут истощены, они станут настолько дорогими, что мы почти не будем их использовать. По мере того как спрос на природные ресурсы по отношению к предложению растет, цены повышаются. С ростом цен, данное сырье будет применяться для все более узкого перечня изделий. До тех пор пока цены будут отражать реальный дефицит ресурсов, нет причин для ограничения их потребления. Проблема лишь в том, что общество исчерпывает запасы дешевых природных ресурсов.

В связи с этим, в зависимости от результатов человеческой деятельности по освоению запасов полезных ископаемых рекомендовано различать физический предел истощения минеральных ресурсов, соответствующий полному исчерпанию какого-либо элемента, минерала или горной породы; экологический предел истощения, соответствующий такому развитию разработки каких-то элементов в отдельных районах земного шара, когда их дальнейшая разработка в этих районах представляет угрозу для окружающей среды и существования человека, и экономический предел истощения, определяемый сочетанием экономических, технологических и социальных факторов.

Реально достижение физических пределов истощения возможно для таких редких минералов, как самородное золото, серебро, ртуть, природный пьезокварц, изумруд, корунд, малахит и других полезных ископаемых, встречающихся в земной коре главным образом в концентрированном виде. Для менее концентрированных, а тем более рассеянных полезных ископаемых физическое истощение представляется весьма отдаленным. Это касается таких элементов, как кремний, железо, кальций, алюминий или их соединений, а также уран, соединения которого встречаются практически в большинстве горных пород и морской воде. Если концентрированные скопления урана довольно ограничены, то в рассеянном виде он является одним из наиболее распространенных элементов земной коры, что исключает тем самым возможность его физического истощения.

Определение возможностей и границ наступления экономических пределов истощения минеральных ресурсов устанавливается как следствие решения задачи “затраты – эффект”: по мере сокращения запасов и снижения качества добываемого сырья его извлечение может стать экономически нерентабельным. Однако с повышением цен на отдельные виды металлов либо замещения традиционных способов извлечения их из недр на новые, более прогрессивные, представляется возможность к вовлечению в разработку все более бедных месторождений или месторождений, залегающих в неблагоприятных горно- и гидрогеологических условиях. Тем самым значительно увеличиваются ресурсы этих полезных ископаемых, и наступление экономического предела истощения отодвигается на более поздние сроки.

Анализ развития страны за последние двадцать лет показывает, что увеличение материального производства, базирующегося на традиционных энерго- и материалоемких технологиях, не дало прироста социально-экономических выгод, хотя усиливало при этом негативное воздействие на окружающую природную среду и здоровье людей, сокращая реальное совокупное благосостояние общества.

Справедливое распределение невозобновляемых ресурсов между ныне живущими в стране людьми, тем более между ними и будущими поколениями, должно быть связано с иными способами удовлетворения жизненных потребностей. Истощение ресурсов должно компенсировать новыми технологиями, постепенным отказом от излишнего потребления, возвышением потребностей, выдвижением на приоритетные места в ресурсопотреблении неистощительного использования возобновляемых ресурсов. Доминирующее значение в предстоящем преобразовании объективно принадлежит человеку, который определяет условия экологического возрождения.

Анализ природно-ресурсной политики проводимой многими европейскими государствами и Японией свидетельствует о том, что начиная с 70-х годов прошлого века они активно проводят политику энерго- и ресурсо сбережения. Объективной предпосылкой стал разыгравшийся в то время мировой энергетический кризис. Решение проблемы ресурсосбережения потребовало подхода, основанного на учете различных сторон и результатов производственного потребления сырьевых, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также оценки всей системы хозяйствования в целом и перспектив ее дальнейшего совершенствования.

В рамках механизма ресурсосбережения, регулирующего процесс фактического движения всех видов ресурсов как вещественно-энергетических элементов воспроизводства, формируется противозатратный механизм в виде системы экономических средств и методов воздействия на стоимостные характеристики (например, стимулирование снижения расходов) общественного производства.

В материальном производстве целесообразно перейти на налогообложение показателей, оказывающих влияние на экологобезопасное развитие, таких как:

–выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и другие виды антропогенных воздействий на окружающую среду;

–использование природных ресурсов;

–потребление сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов.

Благодаря такому налогообложению будет стимулироваться сокращение антропогенных воздействий на окружающую cреду и потребление природных ресурсов на единицу конечной продукции.

В целом, для обеспечения устойчивого развития человечества необходимо добиться того, чтобы сокращение потребления природных ресурсов на душу населения росло быстрее, чем численность населения.

В качестве одного из основных направлений ресурсосбережения следует рассматривать получение эффекта не только в границах конкретного производственного звена, но и дополнительного социального эффекта, в первую очередь в области экологобезопасного развития. Это обеспечивается расширением и совершенствованием ресурсопотребления в отраслях, производящих общественные товары, созданием нормальных экологических условий жизни и производственной деятельности людей, охраной и облегчением физически тяжелого, однообразного и утомительного труда (эргономикой труда и отдыха), а также ростом качества продукции. Отметим, что улучшение качества готовой продукции – повышение прочности, надежности, долговечности и износоустойчивости – составляет значительный резерв экономии ресурсов, высвобождения средств, в частности, на природоохранные предприятия.

Такая постановка задачи выдвигает на первый план проблему рационального использования всех видов природных ресурсов, значительная доля которых должна направляться на цели научно-технического прогресса с учетом экологического императива, технической реконструкции производства, устойчивого развития экосистем, т.е. непосредственно на создание социально значимого материального задела всесторонней адаптивной интенсификации общественного производства. Поэтому ресурсосбережение должно представлять собой процесс рационализации использования всех видов материальных, трудовых и финансовых ресурсов в народном хозяйстве на базе интенсификации производства.

В основу формирования общей концепции функционирования и развития ресурсосберегающей модели хозяйствования положен научный теоретико-методологический подход к созданию эффективной системы ресурсопотребления. В настоящее время в экономической литературе рассматриваются в основном два таких подхода – ресурсный и затратный. К сожалению, различие в их названии мало что говорит о содержательной направленности обоих методов, и, кроме того, несмотря на отличие в трактовке понятия затрат, оба подхода, строго говоря, “грешат” недооценкой анализа показателей, характеризующих сохранение экологического равновесия и обеспечивающих устойчивое развитие экосистем.

Таким образом, главной задачей ресурсосбережения должно быть достижение максимально возможного удовлетворения общественной потребности в конкретных видах товаров с высокими качественными показателями при минимуме совокупных затрат производственных ресурсов, и соблюдении экологических нормативов предельно допустимых концентраций различных веществ, покрытие значительной доли прироста потребности в ресурсах в основном за счет их экономии, повышение экономической отдачи с каждой натуральной единицы применяемых сырья, материалов, топлива и энергии, оборудования, с каждого вложенного рубля, сохранение природных богатств и наиболее рациональное использование ресурсного потенциала отдельных регионов. Все это потребует усиления режима экономии на всех стадиях воспроизводственного цикла, в любом звене хозяйственной системы, а также самых действенных мер в области охраны окружающей природной среды.

Механизм ресурсосбережения может включать как сравнительно простые, прямо направленные на ликвидацию перерасходов (достижение экономии) и сокращение потерь ресурсов и приводящие к абсолютному приросту ресурсной базы, так и более сложные с экономической точки зрения процессы рационализации использования ресурсов, опосредованные повышением общей эффективности производства, отражающие в совершенствовании качественных показателей экономического развития (относительном снижении расхода ресурсов на единицу конечных результатов общественного производства, улучшении потребительских свойств товаров, разработкой природоохранных мероприятий, обеспечивающих более устойчивое развитие экологических систем и т.п.), сопровождающегося улучшением экологии, создающего предпосылки устойчивого социально-экономического развития отдельных регионов и народнохозяйственного комплекса в целом.

Таким образом, главный путь в решении проблемы ресурсосбережения и охраны окружающей природной среды мы усматриваем в создании системы экологических, экономических и прочих внеэкономических (в частности, правовых) стимулов, находящихся в непосредственной зависимости от применяемых методов и рычагов управляющего (это особенно следует подчеркнуть) воздействия, в том числе государственного (правительственного) регулирования, что было, в частности, показано нами в предыдущем разделе на примере управляемого перераспределения издержек (побочных эффектов), связанных с нарушением экологии [3].

Конечно, рациональное использование природных ресурсов, создание техногенного как части природного биогеохимического кругооборота веществ – технико-экономическая проблема, но все делают люди, и успех дела зависит от их внутренней убежденности, культуры, в том числе экологической, от их квалификации. Это особенно важно для нас на современном этапе развития экономики России, нашего сознания и нашей морали. Многим кажется, что сейчас главное – выжить, а когда все образуется, можно будет браться и за решение экологических проблем, требующее, как известно, значительных моральных и материальных затрат.

Литература

  1. Буйлов О.П. Политическая экология как научная дисциплина (опыт философского анализа) - М. 2003. 117с.

  2. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы управления качеством окружающей среды (проект). Стандарты и качество, 1996, №12. - С.7-12.

  3. Колбасов О.С. Экология: политика-право.-М.:Наука, 1976.-230 с.

Просмотров работы: 2323