ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Борисова А.В. 1, Денисова О.А. 1
1Череповецкий государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большинство учёных считают (А.Н.Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба и др. ), что человек должен уметь выразительно говорить. Это важно не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по развитию интонационной выразительности речи еще в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания таких как: нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания. Особенности выразительности речи у детей в онтогенезе рассматривались психологами, лингвистами, педагогами, такими как: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Т.Н. Ушакова, Ф.А. Сохин, М.Ф. Фомичева и др.

У большинства детей с нарушениями речи, по данным Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, E.H. Винарской, Л.В. Лопатиной, Л.А. Копачевской, Н.А. Туговой и др., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи, в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

В то же время подробное изучение особенностей овладения интонационной выразительностью речи, знание затруднений, которые при этом дошкольники с нарушениями речи испытывают, учет выявленных особенностей просодики позволит целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию интонационной выразительности речи как важнейшего компонента нормированной речи.

Все вышесказанное обусловливает необходимость теоретического и практического изучения нарушений интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе психолого-педагогической работы по преодолению выявленных нарушений.

Цель работы: исследование особенностей психолого-педагогической работы по развитию интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР и разработка методических рекомендаций по её развитию.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение

Интонационная выразительность речи содержит такие компоненты как: мелодика, темп, пауза, сила голоса, логическое ударение, фразовое ударение, ритм и тембр и является обязательным признаком полноценной устной речи. Речь без выразительности не возможна. Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических. Богатство и содержательность речи, её выразительные возможности обеспечиваются богатством словаря, мастерством словестного выражения и интонационной гибкостью речи.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов их понимания и произвольного употребления. К концу дошкольного возраста ребёнок в состоянии не только употреблять, но и обозначать словом смысл и значение средств интонационной выразительности, дифференцируя отдельные семантические нюансы.

Выразительность речи у детей с речевыми нарушениями имеет значительные отклонения от нормы: интонационная незавершённость окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце фраз, нарушения применения и понимания просодических средств делает речь дошкольников с ОНР монотонной и невыразительной. В целом речь таких детей обеднена выразительными компонентами.

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.

Это достигается следующими видами работ:

1)Театрализованная деятельность.

2)Логоритмика.

3)Различные упражнения для развития интонационной выразительности, таких как, развитие восприятия различных видов интонации, обработка различных видов интонации в предложениях и т.д.

В настоящее время проблема выразительности речевого высказывания детей с речевыми нарушениями выдвигается на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике коррекционного обучения, что определяет актуальность экспериментального исследования проблемы.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №22» г. Череповца в старших группах. Всего в исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-7- лет: 10 детей с нормально-развивающейся речью и 10 детей с ОНР III уровня с дизартрическим компонентом.

Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормальной речью.

Задачи:

1)Выявить особенности формирования интонационной выразительности у старших дошкольников с ОНР.

2)Сопоставить уровни развития интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР и нормальной речью.

Диагностика проводилась в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента.

Экспериментальное исследование включало пять серий заданий: [48]

Первая серия заданий была направлена на выявление умения воспроизводить основные интонационные конструкции.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за мной отдельно каждое предложение».

1. Сегодня светит солнце.

2. Как твои дела?

3. Дети любят играть?

4. А мама придет?

5. Какой ты молодец!

В протоколе фиксировалась оценка результатов:

1) все интонационные конструкции правильно воспроизведены— 2 балла:

2) модулирует высоту тона при воспроизведении 1-2 фраз — 1 балл;

3) при воспроизведении интонационных конструкций не отмечается модуляция высоты тона — 0 баллов.

Задания второй серии выявляли способность детей воспроизводить интонационную конструкцию на материале одной и той же фразы.

Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».

- Завтра будет дождь.

- Завтра будет дождь?

- Завтра будет дождь!

Фиксировалась адекватность воспроизведения интонации. Оценка результатов:

1) все интонационные конструкции воспроизведены адекватно — 2 балла:

2) адекватно воспроизведены 1-2 фразы — 1 балл;

3) не выявлена адекватность воспроизведения интонации фразы — 0 баллов.

Задачей третьей серии было определение сформированности умения выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем "главное" слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем "главное" слово».

- Вова рисует машину.

- Вова рисует машину.

- Вова рисует машину.

В протоколе фиксировалось наличие и место ударного слова. Оценка результатов:

1) во всех фразах правильно поставлено логическое ударение — 2 балла:

2) логическое ударение правильно поставлено в 1-2 фразах — 1 балл;

3) ребенок не изменяет логическое ударение во фразах — 0 баллов.

Четвертая серия заданий была направлена на воспроизводить по подражанию ритмические структуры услышанного (повтор ритмичных ударов).

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1.простые ритмы — II I, I II, II I I, I I II, I III.

Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2.сложные ритмы — III I I, I II II, I III I, II III I.

Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Оценка результатов:

1) выполнены оба задания — 2 балла:

2) выполнены только простые ритмы — 1 балл;

3) не выполнено ни одного задания — 0 баллов.

Задачей пятой серии было исследование воспроизведения отраженного темпа речи. Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной предложения точно так же».

- Весной тает снег и бегут ручьи (нормальный темп)

- Самолет построим сами и помчимся над полями (быстрый темп)

- Улитка носит свой домик на спине (медленный темп)

Оценка результатов:

1) все фразы повторил верно — 2 балла:

2) темп изменяет незначительно — 1 балл;

3) задание недоступно — 0 баллов.

Исследование велось по протоколам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается общее количество баллов.

Были выделены три уровня развития интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень – ребёнок затрудняется модулировать высоту голоса при воспроизведении фраз, неадекватно воспроизводили интонацию фразы, не изменяет логическое ударение во фразах, с ошибками воспроизводить ритмические структуры услышанного. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого (0-5 баллов).

Средний уровень – ребёнок допускает ошибки по постановке логического ударения, моделировании высоты голоса, воспроизведении интонации фразы, повторении ритмического рисунка, но в состоянии исправить их при помощи взрослого (6-8 баллов).

Высокий уровень – ребёнок легко модулирует высоту голоса, адекватно воспроизводит интонацию фразы, правильно расставляет логическое ударение во фразах, без ошибок воспроизводить ритмические структуры услышанного (9-10 баллов).

Особенности овладения интонационной выразительностью речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Будет целесообразно проанализировать каждую серию экспериментального исследования, сравнить детей с нормальной и нарушенной речью описать особенностей выполнения заданий и типичных трудностей детей .

1 серия заданий: выявление умения воспроизводить основные интонационные конструкции

Таблица 1.

Успешность выполнения первой диагностической методики

 

Интонационные конструкции

Фразы для воспроизведения

«Сегодня светит солнце»

«Как твои дела?»

« Дети любят играть?»

«А мама придёт?»

«Какой ты молодец!»

1

2

3

4

5

6

I.Дети с нормальной речью

Количество детей, которые полностью правильно воспроизвели интонационную конструкцию

10

9

9

9

7

Количество детей, которые частично правильно воспроизвели интонационную конструкцию

0

1

1

1

3

Количество детей, которые полностью неправильно воспроизвели интонационную конструкцию

0

0

0

0

0

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

6

II.Дети с ОНР

Количество детей, которые полностью правильно воспроизвели интонационную конструкцию

9

0

0

0

0

Количество детей, которые частично правильно воспроизвели интонационную конструкцию

1

8

7

9

2

Количество детей, которые полностью неправильно воспроизвели интонационную конструкцию

0

2

3

1

8

С первой интонационной конструкцией справились почти все дети. Один ребёнок из категории детей с ОНР не смог правильно воспроизвести данную конструкцию. В самом начале он не понял инструкцию к заданию.

Вторую интонационную конструкцию три ребёнка с ОНР не воспроизвели, они ответили на неё. И один ребёнок с нормальной речью так же на неё ответил. Опять же некоторые дети не поняли инструкцию к заданию. Один ребёнок на воспроизведённую нами в качестве примера конструкцию «Как твои дела?» задал ответный вопрос «А у Вас как дела?».

Третью конструкцию половина детей с ОНР не смогла воспроизвести. Три человека ответили на данную интонационную конструкцию, двое детей воспроизвели её без вопросительной интонации. Ребёнок с нормальной речью не мог воспроизвести вопросительную конструкцию.

С четвёртой конструкцией обе категории детей справились хорошо. Двое детей в место вопросительной интонации использовали повествовательную.

Пятая интонационная конструкция была воспроизведена хуже всех. Половина детей не справилась с заданием. Место восклицательной интонации была повествовательная. Один ребёнок, в место «Какой ты молодец!», сказал «Какой я молодец!», но всё же с восклицательной интонацией.

Таким образом, дети с ОНР испытывали серьёзные трудности в воспроизведении интонационных конструкций вопросительного и восклицательного типа. Интонация, требующая повышения голоса к концу фразы более или менее успешно была воспроизведена минимальным количеством детей с ОНР (в среднем 80% детей смогли частично правильно выполнить это задание), а интонационная конструкция, требующая значительного усиления голоса и его модулированию практически не была доступна этим детям (80% обследованных дошкольников с ОНР не смогли верно воспроизвести данный интонационный контур).

Полученные в ходе анализа результатов первой методики данные убедительно доказывают необходимость оптимизации работы по развитию выразительности речи дошкольников с ОНР.

2 серия заданий: выявление способности детей воспроизводить интонационную конструкцию на материале одной и той же фразы.

Таблица 2.

Успешность выполнения второй диагностической методики

 

Завтра будет дождь

Вид эмоциональной интонации

Удивлённо

Радостно

Грустно

1

2

3

4

I.Дети с нормальной речью

Количество детей, которые полностью правильно воспроизвели интонационную конструкцию

0

2

3

Количество детей, которые частично правильно воспроизвели интонационную конструкцию

10

8

7

Количество детей, которые полностью неправильно воспроизвели интонационную конструкцию

0

0

0

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

II.Дети с ОНР

Количество детей, которые полностью правильно воспроизвели интонационную конструкцию

0

0

0

Количество детей, которые частично правильно воспроизвели интонационную конструкцию

2

1

2

Количество детей, которые полностью неправильно воспроизвели интонационную конструкцию

8

9

8

Дети с ОНР не справились с этим заданием. Большинство детей не поняли инструкцию к заданию и не смогли выполнить его. В место интонации удивления присутствовала повествовательная интонация и мимика, а именно дети выпучивали глаза. Интонация радости также почти не воспроизводилась, шёл упор на мимику, нежели на интонацию. Когда дети воспроизводили фразу с грустью , они помогали себе мимикой , и это более менее помогало в произнесении нужной интонации.

В целом данное задание выполнено плохо, как у детей с ОНР, так и у нормально развивающихся детей.

Полученные результаты доказывают, что средства интонационной выразительности экспрессии освоены детьми с ОНР на крайне низком уровне. Дети не владеют интонационной эмоциональной выразительностью, с трудом понимают, в чём специфика различных эмоциональных интонационных конструкций. И хотя вопросительная интонация детям доступна, но произвольное выражение удивления по схожему интонационному контуру дети не смогли воспроизвести. Таким образом, дети с ОНР не осознают, что голосом можно выразить эмоциональное состояние и не дифференцируют просодические средства эмоциональной экспрессии.

3 серия заданий: определить сформированность умения выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.

Таблица 3.

Успешность выполнения третьей диагностической методики

 

Ударное слово

Акцентный рисунок

Вова РИСУЕТ машину

Вова рисует МАШИНУ

ВОВА рисует машину

1

2

3

4

I.Дети с нормальной речью

Количество детей, которые полностью правильно выполнили задание

2

7

6

Количество детей, которые частично правильно выполнили задание

8

3

4

Количество детей, которые полностью неправильно выполнили задание

0

0

0

Продолжение табл. 3

1

2

3

4

II.Дети с ОНР

Количество детей, которые полностью правильно выполнили задание

0

0

0

Количество детей, которые частично правильно выполнили задание

1

4

4

Количество детей, которые полностью неправильно выполнили задание

9

6

6

Дети с ОНР старались выделять во фразе главное слово, но редко у кого это получалось. Большие затруднения вызывала фраза, где главное слово был глагол «Вова РИСУЕТ машину». С выделением глагола во фразе так же вызвало затруднение и у детей с нормально развивающейся речью.

Выполнение третьей диагностической методики показало, что акцент на предикативной единице фразы для детей с ОНР практически недоступно. Недостатки в усвоении предикативного словаря и трудности интонационного выделения предиката во фразе являются, по-видимому, взаимосвязанными явлениями. Полученные результаты подтверждают, что просодическая сторона речи взаимосвязана с когнитивным и эмоциональным развитием детей и может являться не только диагностическим показателем, но и средством коррекции этих сторон развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4 серия заданий: воспроизведение по подражанию ритмической структуры услышанного (повтор ритмичных ударов).

Таблица 4.

Успешность выполнения четвёртой диагностической методики

 

Ритмы

Типы ритмов

Простые ритмы

Сложные ритмы

II I

I II

II I I

I I II

I III

III II

I II II

I III I

II III I

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I.Дети с нормальной речью

Количество детей, которые полностью правильно выполнили задание

9

3

3

7

6

5

0

2

0

Количество детей, которые частично правильно выполнили задание

1

7

7

3

4

5

0

2

0

Количество детей, которые полностью неправильно выполнили задание

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Продолжение табл. 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

II.Дети с ОНР

Количество детей, которые полностью правильно выполнили задание

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Количество детей, которые частично правильно выполнили задание

2

5

0

0

0

0

0

0

0

Количество детей, которые полностью неправильно выполнили задание

8

5

10

10

10

10

10

10

10

У детей с ОНР возникли большие трудности при воспроизведении даже простых ритмов, о сложных ритмах даже не могла идти речь. Они просто бесцельно хлопали в ладоши. Очень затруднительно было организовать детей с нарушенной речью, они начинали воспроизводить ритм до того как заканчивал хлопать экспериментатор. У детей с нормальной речью получалось воспроизводить ритмы, особенно простые, и дисциплина у этих детей была лучше.

Результаты выполнения диагностической методики показали, что универсальная для человека ритмическая способность при ОНР имеет специфические особенности развития. Такие дети не слышат ритм, не дифференцируют ритмические рисунки, не могут их воспроизвести двигательно. Ориентировочные действия в двигательном ритме отсутствуют. Для детей утомительно и скучно заниматься ритмическими играми, они не стремятся к достижению хороших результатов в ритмической деятельности.

5 серия заданий: воспроизведение отраженного темпа речи.

Таблица 5.

Дети

Темп речи

Тип темпа

Нормальный темп

(Весной тает снег

и бегут ручьи )

Быстрый темп

(Самолет построим сами и помчимся над полями)

Медленный темп

(Улитка носит свой домик на спине)

1

2

3

4

I.Дети с нормальной речью

Количество детей, которые правильно выполнили задание

10

7

4

Количество детей, которые частично правильно выполнили задание

0

3

6

Продолжение табл. 5

1

2

3

4

Количество детей, которые полностью неправильно выполнили задание

0

0

0

II.Дети с ОНР

Количество детей, которые полностью правильно выполнили задание

0

0

0

Количество детей, которые частично правильно выполнили задание

6

4

5

Количество детей, которые полностью неправильно выполнили задание

6

6

5

Большинство детей с ОНР не запоминали фразу, но требуемый темп сохраняли. Для некоторых детей задание было не доступно, они воспроизводили набор слов, похожих на слова во фразе. Дети с нормальной речью справились с данным заданием значительно лучше, они запоминали фразу и воспроизводили нужный темп.

Стремление сохранить при воспроизведении общий рисунок в ущерб сохранению семантике и словесному составу позволяет говорить об иерархии нарушенных звеньев речевой системы при ОНР и доказывает необходимость совершенствования интонационной выразительности речи как базовой основы речевой деятельности дошкольников с патологией речи.

Таким образом, результаты исследования показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста речевыми нарушениями имеются определенные отклонения в развитии выразительной стороны речи по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

Как показали результаты исследования, дошкольники с речевой патологией воспроизводят речевой материал достаточно монотонно, не всегда изменяют логическое ударение и модулируют высоту тона.

Сведение результатов исследования в общие таблицы (см. Приложение №1, табл. 7,8), позволило выделить уровни развития выразительной стороны речи у детей в обследованной выборке (табл.6)

Таблица 6.

Уровни развития выразительной стороны речи старших дошкольников

Группа дошкольников

Уровни развития выразительной стороны речи, в %

высокий

средний

низкий

Дети с речевыми нарушениями

0

0

100

Дети с нормальным речевым развитием

30

60

10

По результатам диагностики, высоким уровнем развития интонационной выразительности речи обладают 30 % детей с нормальным речевым развитием и 0 % детей с ОНР. Для этих ребят характерно умение моделировать высоту голоса, адекватно воспроизводить интонацию фразы, темп речи, логическое ударение, правильно воспроизводить ритмические структуры услышанного. При этом дети испытывают интерес к подобному виду заданий.

Большинство старших дошкольников, принимавших участие в данном исследовании (60 % нормально говорящих детей и 0 % детей с нарушениями речи), обладают средним уровнем развития интонационной выразительностью речи. Эти дети иногда допускают ошибки, но могут их исправить после уточняющих вопросов педагога.

Для речи детей характерно:

- небольшие трудности воспроизведения фраз с соответствующей интонацией: преобладание интонации сообщения, замена вопросительной, побудительной интонации интонацией сообщения;

- замедленный темп воспроизведения фраз;

- речь недостаточно выразительная, эмоционально окрашенная;

- логическое ударение употребляет не всегда правильно

100 % старших дошкольников с ОНР (со стертой формой дизартрии) и 10 % детей с нормальным речевым развитием отнесено по результатам диагностики к низкому уровню развития интонационной выразительности речи. Было установлено, что у детей:

  •  
    • речь неразборчивая, маловыразительная, недостаточно внятная;

    • трудности переключения с одного типа интонации на другой (застревание на одной интонации);

    • голос глухой, сдавленный;

    • темп высказываний замедленный;

    • логическое ударение употребляет неправильно;

    • речь невыразительна.

Дети с нормально речью тоже показали не очень хороший результат. У них также явно страдает выразительная сторона речи. Дети говорят монотонно, не выделяют главные слова в предложении, замедленный темп воспроизведения фраз.

Организация психолого-педагогической работы по развитию интонационной выразительности в старших группах МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №22» г. Череповца

На базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №22» г. Череповца было проведено исследование организации психолого- педагогической работы по развитию интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР. В исследовании принимали участие психолог, логопед и воспитатели.

Цель исследования: выяснение особенностей организации психолого-педагогической работы по развитию интонационной выразительности у детей с ОНР в старших группах.

Исследование проводилось в форме беседы с работниками.

Выяснилось, что в данном детском саду еженедельно проводятся занятия (игры , упражнения) по развитию интонационной выразительности. Занятия проводятся логопедом.

Цели работы по развитию интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР:

  • Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить громко, тихо,

шёпотом.

  • Формировать правильное речевое дыхание, правильную голосоподачу

и плавность речи.

  • Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность речи.

  • Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со

звукоподражанием, в играх-драматизациях.

  • Учить детей говорить в спокойном темпе.

  • Воспитывать интерес к родному языку.

Был предоставлен план занятий по развитию интонационной

выразительности у детей с ОНР в старших группах:

Таблица 7.

План занятий по развитию интонационной выразительности речи у детей с ОНР в старших группах

Тема

Общие речевые навыки

Интонационная выразительность в речи

Для чего нужна речь?

1. Упражнение «Осенние листочки» (развитие длительного плавного выдоха).2. Восприятие и воспроизведение изолированных ударов (//, ///,////).3. Развитие силы голоса – удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса): У—У, АУ –, АУИ

1. Беседа «Для чего нужна речь».2. Чтение воспитателем рассказа (первый раз без интонационного оформления, второй –выразительно). Какое чтение больше понравилось? Почему?3. Чтение стихотворений- небылиц. Что бывает, а что не бывает? Придумывание своих историй-небылиц.

Повествовательная интонация

1. Упражнение «Узнай овощ» (развитие глубокого вдоха).2. Восприятие и воспроизведение серии простых ударов (// // // //; /// ///; //// //// и т. д.).3. Упражнение на усиление голоса на материале гласных звуков (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко)

1. Знакомство с повествовательной интонацией. Придумывание предложений, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.2. Знакомство с точкой. Выделение из текста повествовательных предложений (дети поднимают карточки с точкой).3. Прослушать текст рассказа и выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

Задаём вопросы

1. Работа над чёткостью дикции. Проговаривание потешки «Ножки, ножки, куда вы бежите?».2. Упражнение на ослабление голоса на материале гласных и согласных звуков (громко – тихо – шёпот – беззвучная артикуляция).3. Восприятие и воспроизведение серии акцентированных ударов (/**/; //**//; **// и т. д., где / – громкий, а * – тихий удар).

1. Знакомство с вопросительной интонацией и знаком вопроса. Придумывание вопросительных предложений.2. Выделение из текста вопросительных предложений (дети поднимают карточку с вопросительным знаком).3. Игра «Вопрос – ответ». Дети делятся на две группы. 1-я группа задаёт вопросы высоким голосом, 2-я отвечает низким. (Народная потешка «Курочка рябушечка», стихотворение А.Введенского «Песня машиниста»).

Восклицательная интонация

1. Упражнение «Чья снежинка дальше улетит?» (Развитие длительного плавного выдоха).2. Игра «Барабанщик»: логопед играет на барабане серии простых и акцентированных ударов, а дети отхлопывают их в ладоши.3. Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса; обратный счёт от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса

1. Знакомство с восклицательной интонацией. Придумывание восклицательных предложений по соответствующим картинкам.2. Выделение из текста восклицательных предложений (дети поднимают карточку с восклицательным знаком).

Ищем рифмы

1. Работа над темпом и ритмом речи. Логопед отбивает ритм, дети хором проговаривают.2. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса.3. Развитие высоты, гибкости голоса. Игра «Горка»: Я на горку вверх иду(дети медленно поют вверх по гамме – движение руками снизу вверх). А с горы бегом бегу(поют вниз по гамме в быстром темпе – движение руками сверху вниз).

1. Чтение стихотворений, определение интонации предложений в них (с использованием карточек с соответствующим грамматическим знаком).2. Нахождение слов-рифм в стихотворениях. «Я рифмочка весёлая! Найди меня скорей. И парочками вместе соедини друзей!»3. Игра «Рифмочки и нерифмушки»: подбор картинок-рифм.

Раз, два, три – выразительно скажи

1. Развитие выразительности речи и мимики. Игра «Узнай по интонации».2. Отработка ясной шёпотной речи. Проговаривание потешки «Ночь пришла, темноту привела…»3. Развитие речевого дыхания. Глубоко вдохнув, на выдохе произносить сначала коротко, а потом протяжно один из открытых слогов: мо-моо, му-муу и т. п

1.Отработка повествовательных предложений со сменой интонационного центра. Например: логопед произносит фразу, выделяя каждое слово «Дети весело поют». Затем задаёт вопросы и просит дать полный ответ: «Кто весело поёт?» – «Детивесело поют». – «Что делают дети?» – «Дети весело поют» – «Как поют дети?» – «Дети весело поют»

Считалки

1. Развитие фразовой речи на плавном выдохе. Игра «Придумай фразу». 2. Игра «Эхо». Дети 1-й группы произносят слова громким голосом, дети 2-й группы – тихим. Затем группы меняются ролями.

1. Знакомство со считалками их особенностями и структурой. Выразительное чтение и заучивание наизусть считалок.2. Чтение считалок с изменением силы голоса и соблюдением ритма.

1, 2, 3, 4, 5 учись считалки сочинять

1. Повторение за логопедом фраз, соблюдая те же интонации: вопроса, радости, удивления, огорчения, изумления и пр. Мама дома? Катя пришла! Вчера было холодно. Котёнок нашёлся! Яблоко кислое! Опять каша!2. Работа над темпом и ритмом речи. Чтение знакомых потешек и считалок в сопровождении металлофона (логопед). Самостоятельное отбивание ритма детьми.

1. Чтение наизусть знакомых считалок на одном дыхании. Кто больше знает считалок?2. Сочинение считалок с использованием картинок-рифмочек. Сочини считалку, в которой был бы вопрос

Скороговорки

1. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Игра «Кто кого?» 2. Развивать умение делать паузу. Игра «Испорченный плеер». Дети поют любую песню. По сигналу логопеда надо прекратить пение и запомнить, на каком слове остановились. Через какое-то время по сигналу дети поют с того места, где была сделана остановка

1. Знакомство со скороговорками, для чего они нужны.2. Работа со скороговорками: произносить с нарастающей или убывающей силой звука; в разном темпе; с интонацией вопроса-ответа: Дарья дарит Дине дыни? – Дарья дарит Дине дыни!; с разными интонациями (удивление, огорчение, радость).3. Рисунки детей к скороговоркам

Диалоги

1. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание знакомых скороговорок с одновременным прохлопыванием.

1. Отработка умения подражать различным эмоциональным состояниям, сопровождать их движениями тела, мимикой (радость, боль, просьба, усталость, грусть и пр.).2. Разыгрывание маленьких диалогов: «В гостях у королевы», «Перчатки» перевод с англ. С.Маршака; «– Ваня, Ванечка! Куда ходил?..» русская нар. потешка и др.

Игры-инсценировки

1. Работа над интонационной окрашенностью речи. Проговаривание знакомых скороговорок с заданной интонацией (грустно, радостно, с огорчением и т. п.)

1. Обыгрывание повадок разных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, хитрой лисы, удивлённой бабушки).2. Заучивание диалогов по ролям и инсценирование их («Лис и мышонок» В.Бианки, диалоги о животных Н.Сладкова).

Игры-драматизации

Разыгрывание по ролям: «Телефон», «Цыплёнок» К.Чуковского, «Девочка-рёвушка» А.Барто, «Три медведя» Л.Н.Толстого, русских народных сказок

Итог занятий - проведение праздника или театрализованного представления, где дети показывают, что они усвоили и свои результаты.

Проанализировав план можно сказать о том, что в данном детском саду не проводиться комплексной работы по развитию интонационной выразительности у дошкольников с ОНР. Психологический аспект в работе по развитию не присутствует, а идёт упор лишь на педагогическое направление, т.е. только логопеды принимают участие в работе по развитию интонационной выразительности у дошкольников с ОНР, что неблагоприятно сказывается на её развитии.

Методические рекомендации по организации психолого-педагогической работы по развитию интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР

Цель: устранение речевых нарушений и, прежде всего, нормализация

интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР и разработка методические рекомендации по организации психолого-педагогической работы по развитию интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР.

Рекомендации логопеду.

Цель: устранение речевых нарушений и нормализация

интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР.

Задачи:

  1. Развивать артикуляционные и мимические движения;

  2. Развивать голос;

  3. Развивать речевое дыхание;

  4. Научить детей подбирать рифмующееся слово;

  5. Развить умение пользоваться интонацией, паузой;

  6. Научит правильно пользоваться ударением;

  7. Научить детей ритмично выполнять задания педагогов;

  8. Развивать слуховое внимание;

  1. Логоритмические минутки.

Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами.

Логоритмические минутки могут быть использованы на любом этапе логопедической работы – на уровне звука, слова, фразы, текста разной степени сложности. Они хорошо вписываются как физпаузы в середине занятия.

2.Стихи с замедленным ритмом.

Цель: развивать чувство ритма.

Большим и указательным пальцем медленно в ритм текста стучать по столу.

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-етсказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

3.Подбор рифмы.

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не ... (Найдёшь? Кушаешь? Млеешь?)

Маленький бычок,

Рыженький бочок.

Ножками ступает.

Головой ... (Трясет? Вертит? Мотает?)

Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:

Наша старшая сестра

Вяжет ... (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?)

У меня в кармашке

Маки ... (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?)

Логопед дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:

Шина, машина, прокололась, ехала.

Ехала машина.

Прокололась шина.

Ножки, сапожки, надевай, на, теплые.

Надевай на ножки

Теплые сапожки.

4. Работа над ритмом.

Цель: развивать чувство ритма.

Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения:

1).Развитие восприятия ритмических структур.

Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) –громких и тихих, с короткими и длинными паузами. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.

2).Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических

структур детям предлагается после прослушивания серий ударов

воспроизвести услышанное.Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.

3).Формирование ритмической организации высказывания. Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе

выполнения специальных упражнений:

  • Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических

контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка.

  • Отхлопывание (отстукивание) ритмического

рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно).

  • Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре.

4).Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение).

В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.

5. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.

Цель: развивать чувство ритма.

Паузация – один из важнейших и сложнейших элементов интонации. Возможность выдержать нужную по длительности паузу, не начинать речевое высказывание даже секундой раньше или позже – свидетельство тончайшим образом организованного внутреннего ритма человека.

Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя.

Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку.

Дети считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе.

6. Работа по развитию высоты голоса.

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не крикливо, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса – от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнения:

  • Постепенное удлинение произнесения звуков на одном выдохе при

неизменной средней громкости голоса.

  • Усиление голоса: артикуляция – шепот – тихо – громко (о-о-о-о; ау-ау-

ау-ау; уза-уза-уза-уза и т.д.).

  • Ослабление звука: громко – тихо – шепот – артикуляция (и-и-и-и; оу-

оу-оу-оу; эва-эва-эва-эва и т.д.).

  • Усиление голоса, но без паузы (оооо; ауауауау; узаузаузауза и т.д.).

  • Ослабление звука, но без паузы (ииии; оуоуоуоу; эваэваэваэва и т.д.).

  • Усиление – ослабление голоса без паузы, на одном выдохе (ооооооо;

ауауауауауауау; узаузаузаузаузаузауза и т.д.).

  • Усиление голоса с увеличением длительности звучания (о_о_о_о_;

ау_ау_ау_ау_; уза_уза_уза_уза_ и т.д.).

  • Ослабление голоса с увеличением длительности звучания

(и_и_и_и_; оу_оу_оу_оу_; эва_эва_эва_эва_ и т.д.).

Повторение предложений и стихотворений с постепенной сменой

силы голоса.

7. Работа над темпом.

Цель: формировать темповую организацию высказывания детей.

Логопедическая работа осуществляется в три этапа:

1.Развитие общих представлений о темпе речи.

2.Развитие восприятия различного темпа речи.

3.Развитие умения воспроизводить различный темп речи сопряженно с логопедом, отраженно, вслед за логопедом и самостоятельно.

Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений: повторение за логопедом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за логопедом); самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мяча и т.д.; ответы на вопросы логопеда сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух; медленное проговаривание сложных скороговорок; рассказы по картине, чтение стихотворении в медленном темпе и др. При выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.

Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование следующих упражнений: повторение за логопедом фраз в быстром темпе (сопряженно и вслед за логопедом); самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома; заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе; заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок и т.д.

Для формирования умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи предусматривается использование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания:

  • определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;

  • определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);

  • определить подходящий для высказывания темп речи;

  • произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);

  • разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;

  • моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи, например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т.д.

8. Работа над интонацией.

В процессе обучения осуществляется работа над основными компонентами интонации: над фразовым ударением, мелодикой, темпом, паузацией, тембром, силой голоса. Учитывая то, что интонация, включаясь в структуру языкового знака, усиливает и уточняет его значение, в процессе интонационной структурой основополагающим моментом является опора на семантику языкового знака в целом.

Упражнения на интонирование следует начинать со слушания сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос.

С учетом различной степени сложности процессов восприятия, воспроизведения, дифференциации интонационных структур предлагается определенная последовательность логопедического воздействия.

Работа по формированию выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап: формирование представлении о выразительности в импрессивной речи.

1.1. Формирование общих представлений о выразительности речи. С этой целью детям читается дважды один и тот же рассказ, первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему; объясняется, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, просьбу, приказ и т.д.

1.2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

1.3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

1.4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

2 этап: формирование выразительности в экспрессивной речи.

1.1. Работа над выразительностью повествовательного предложения.

  • Работа над ритмикой слова.

  • Отработка интонационной конструкции, выражающей завершенность

в повествовательном предложении.

1.2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.

  • Отработка интонации вопросительного предложения без

вопросительного слова (в процессе резкого повышения тона в словах разной слоговой структуры и с разным местом положения ударения в слове).

  • Отработка интонации вопросительного предложения с

вопросительным словом (при выделении вопросительного слова в предложении, проводившимся параллельно с закреплением умения изменять место интонационного центра внутри предложенной конструкции).

После отработки вопросительной интонации в специальных упражнениях проводится ее закрепление в стихах сначала сопряженно с логопедом, затем по подражанию и самостоятельно.

1.3. Работа над выразительностью восклицательного предложения.

  • Отработка восклицательной интонации на материале междометий

осуществляется при отрабатывании выражения различных эмоциональных состояний с помощью междометий на материале картинок и стихов, при предъявлении которых детьми проговариваются с нужной интонацией только междометия, соответствующие эмоциональному содержанию картинок и стихов.

  • Отработка интонационной конструкции, выражающей обращение,

требование, восклицание.

Проводится в процессе сопряженного проговаривания, повторения и самостоятельного произнесения соответствующих речевых образцов.

  • Закрепление восклицательной интонации.

Дифференциация выразительности предложений в

экспрессивной речи проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям, при подражании голосам, интонациям героев.

Таким образом, формирование выразительности экспрессивной стороны речи осуществляется в направлении от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа коррекции речевого дыхания у детей с ОНР начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Во время дыхательной гимнастики важно не переутомлять детей, следить, чтобы они не напрягали плечи, шею, Все дыхательные движения должны проводиться плавно, под счет или под музыку.

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения для развития речевого дыхания:

  • игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи:

«Цветочек», «Задуй свечу, «Погрей руки», «Чья птичка дальше улетит?», «Морские гонки», «Кто забьет больше голов?», «Загони машину в гараж», «Надуй игрушку», «Духовые инструменты» и др.

  • дыхательно-голосовые игры и упражнения на метериале гласных

звуков : Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье» и др.

  • дыхательно- голосовые игры на материале согласных звуков «Трубач»,

«Каша кипит», «Ежик», «Шар лопнул», «Насос», «Регулировщик», «Лыжник» и др.

  • дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов:

«Часики», «Петух», «Паровозик», «Партизаны», «Дровосек», «Лови мяч», «Маятник», «В зоопарке», «Лесенка», «Кто это?», «Волшебнаяпалочка» и др.

  • дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов:

«Этажи», «Позовем животных», «Кто за кем или за чем следует?», «Дни недели», упражнения на счет и др.

  • дыхательно голосовые игры и упражнения на материале предложений,

фраз: произнесение фразы с постепенным усложнением, ответы на вопросы (полные ответы произносятся на одном выдохе), повторение за логопедом пословиц, поговорок, скороговорок на одном выдохе и др.

Также развитию речевого дыхания детей дошкольного возраста способствуют свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

Рекомендации психологу.

Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР.

Задачи:

1.Развить гибкости поведения;

2.Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;

3.Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);

4.Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;

Работа психолога делиться на 2 части:

1 часть: психолог знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, на примере их опыта.

1.Радость;

2.Гнев;

3.Печаль;

4.Удивление;

5.Страх;

6.Вина;

7.Презрение;

8.Интерес;

9.Обида;

10.Доброта;

11.Жадность

12.Сочуствие;

2 часть: психолог закрепляет полученные детьми знания, с помощью различных игр. Например, игра «Угадай настроение», «Опасные ситуации».

Структура занятия:

1. Ритуал приветствия друг друга

Приветствие друг друга понимается и используется как ритуал начала занятия. Он позволяет создать психологическую готовность к занятию, осознание ребенком себя как части группы.

2. Разминка

Игры на развитие памяти, внимания, преодоление двигательного автоматизма.

3. Коррекционно-развивающий этап

Сюда входят психоразвивающие игры, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций. Игры и упражнения направленные на коррекцию настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных ситуаций взаимоотношения. Свободное и тематическое рисование, с целью анализа индивидуального опыта, и закрепления полученных знаний и положительных эмоций, снятие негативных переживаний. Так же используются подвижные игры, с целью снятия психоэмоционального напряжения и сплочения группы, они пробуждают активность каждого ребенка и учат подчиняться правилам.

4. Дыхательная гимнастика

Психомышечная тренировка. Снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемам расслабления.

5. Подведение итогов

На данном этапе психолог подводит детей к обобщению полученного опыта индивидуального и группового.

6. Ритуал прощания

Ритуал прощания служит сигналом к завершению занятия.

Можно использовать следующие методы обучения:

1.Психоразвивающие игры.

2.Подвижные игры.

3.Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).

4.Импровизации.

5.Свободное и тематическое рисование.

6.Упражнения на тренировку психомоторных функций.

7.Фрагменты ауторелаксации.

8. Поведенческий тренинг.

Развитие эмоциональной сферы способствует развитию интонационной выразительности речи дошкольников, так как эмоции очень тесно связаны с интонацией, и чтобы правильно использовать её дети должны в первую очередь распознавать эмоции другого человека и владеть ими сами.

Таким образом, при коррекции ОНР требуется длительная и систематическая работа по развитию интонационной выразительности речи.

Конкретная целевая установка занятия – очень важный момент, т.к. именно от цели занятия будет зависеть структура.

Занятия желательно проводить с подгруппой из 5-6 детей с использованием раздаточного материала разного уровня сложности, что позволяет педагогу дозировать нагрузку и отслеживать затруднения детей во время занятий. Необходимую помощь следует оказывать, своевременно избирая меру помощи для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности характера, внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная переключаемость), скорость усвоения нового материала и т.д.

Одним детям для того, чтобы они правильно выполнили задание, достаточно своевременного одобрения, эмоциональной стимуляции или напоминания условия задания. Другой группе детей необходимо дополнительное разъяснение способа выполнения задания.

Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно.

Для успешной организации и проведения упражнений, направленных на развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, необходимо:

1.Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

2.Постепенное усложнение упражнений: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

3.Частая смена видов деятельности а занятии, привлечение внимания

детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время.

4.Большая повторяемость материала; применение его в новых

ситуациях.

5.Индивидуальная и дифференцированная работа на занятиях. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи логопеда. Обязательная эмоциональная положительная оценка логопедом малейших

достижений ребенка.

Главное условие успеха – планомерность и систематичность занятий по развитию речи, создание на уроке атмосферы свободного общения, творческого отношения к слову, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, учет индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.

Теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования и результаты собственного педагогического эксперимента позволили сформулировать следующие общие выводы:

Интонационная выразительность речи содержит в себе такие компоненты как: мелодика, темп, пауза, сила голоса, логическое ударение, фразовое ударение, ритм и тембр. Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Формирование умений выразительного оформления высказывания не должно остаться за пределами работы по развитию речи детей.

Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием, однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции.

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается значительное отставание в формировании интонационных компонентов речи. Ограниченные интонационные возможности детей характеризуются рядом особенностей: нечетким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз; трудностями восприятия и воспроизведения логического ударения; трудностями восприятия и воспроизведения ритмических структур; некоторыми изменениями темпо-ритмической организации речи; ограниченными возможностями голоса. Для детей характерны инфантильные схемы дыхания: преобладание брюшного дыхания, большая его частота и недостаточная глубина.

Обнаруженные у старших дошкольников разные уровни нарушения интонационных возможностей требуют осуществлять работу по развитию интонационной выразительности речи детей. Систему психолого-педагогической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ОНР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи. Следует проводить занятия не только с логопедом, но и с психологом по развитию эмоционально –волевой сферы дошкольников с ОНР. Это способствует комплексному развитию интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР.

Занятия по формированию выразительной стороны речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями призваны нормализовать основные компоненты интонации, сделать речь детей выразительной, эмоционально окрашенной, что вне коррекционного воздействия спонтанно не формируется.

Таким образом, поставленная цель исследование особенностей психолого-педагогической работы по развитию интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР и разработка методических рекомендаций по её развитию-достигнута. В процессе исследования:

- теоретически обоснованы особенности развития интонационной

выразительности речи у старших дошкольников с ОНР и с нормальным развитием речи.

- обоснованы особенности организации психолого-педагогической

работы по развитию интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР

-разработана программа констатирующего эксперимента и экспериментально выявлены характерные особенности интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР

- исследована организация психолого-педагогической работы,

в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №22» г. Череповца, направленную на развитие интонационной выразительности речи.

-разработаны методические рекомендации по организации психолого-

педагогической работы по развитию интонационной выразительности речи.

Гипотеза о том, что в детских садах комбинированного вида психолого-педагогическая работа по развитию интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР организована недостаточно, вследствие чего интонационная выразительность речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста характеризуется монотонностью, однообразием, нарушением темпа и ритма нашла своё подтверждение, что говорит об эффективности проделанной работы.

Список литературы

1.Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса

у детей / Е.С. Алмазова. – М.: Айрис Пресс, 2005.

2.Артемов В.А. Психология речевой интонации. Интонация и просодия

В.А. Артемов. – М.: Просвещение, 1976. – Ч. 1.

3.Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999

4.Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

5.Блохина, Л.П. Просодические характеристики речи и методы их анализа / Л.П. Блохина. – М.: Просвещение, 1970.

6.Борисова, Н.И. К изучению просодических компонентов звучащей речи детей с речевой патологией / Н.И. Борисова // Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития: Сб. науч. тр. – Мн., 1987.

7. Брызгунова Е.А Звуки и интонация русской речи / Е.А. Брызгунова. – М.: Русский язык, 1981

8. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М., 2002.

9. Ветляева Ю. А. Особенности формирования просодического строя

речи у детей с речевой патологией (младший школьный возраст)- МПб, 1999

10.Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005.

11.Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002

12. Глухое В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1986, № 6.

13. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка

14. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

15. Дедюхина, Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике /

Г.В. Дедюхина. – М.: Айрис Пресс, 2006.

16. Диагностика и коррекция просодической стороны речи у детей / Сост. Л.Ю. Александрова, Н.П. Спирина. – Новгород, 1997.

17. Жинкин, Н.И Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1958

18. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966.

19. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2005.

20.Зеленская, Ю.Б. Эволюция технических средств формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей / Ю.Б. Зеленская // Дефектология. – 2003. – № 2.

21.Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. –

М., 1980.

22.Копачевская, Л.A. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями: Автореферат дис. канд. педагог. наук / Л.А. Копачевская. – М., 2000.

23.Копачевская Л.А. Формирование технических средств формиования и коррекции произносительной стороны речи у детей. Дефектология .- 2003.- №2.

24.Кочергина, B.C. Расстройства темпа, ритма и плавности речи / В.С. Кочергина // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М: Наука, 1969

25.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. - СПб.: Союз, 2009.

26.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд. - во «СОЮЗ», 2001.

27.Лопатина, Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина // Принципы и методы коррекции нарушений речи: Межвуз. сб. науч. тр. – СПб., 1997.

28.Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1997.

29.Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М..: Просвещение, 1992

30.Нищева Н. В.,Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001

31.Новиковская, O.A. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях / О.А. Новиковская. – СПб.: КОРОНА-принт, 2005

32.Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей / О.С. Орлова. – М.: ACT: Астрель, 2008

33.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968.

34.Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации формалалии // Хрестоматия по логопедии в 2 тт.Т 2. / под ред.Л.С. Волковой и В.И.Селиверстого, - М.; Владос, 2007

35.Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

36.Позднякова, Л.A. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.А. Позднякова. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2004

37.Позднякова Л.А.Формирование восприятия интонационной

выразительности речи дошкольниками со стертой дизартрией.//Логопед в детском саду.- 2005.- № 5-6(8,9).

38.Розенталъ Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А Современный русский язык. М.: Международные отношения, 1995

39. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В.Учителю о детях с нарушениями речи. - М.; 2006.

40.Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р.В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. – 1968

41.Тонкова –Ямпольская Р.В. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениямию Дефектология, 1995.-№2

42.Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. – М.: Просвещение, 1979.

43.Тугова, Н.А. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями / Н.А. Тугова // Дефектология. – 1995. – № 2.

44.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи

45.Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. – М.: Академия, 2006.

46.Фролов, Ю.П. И.П. Павлов и его учение об условных рефлексах Ю.П. Фролов // М.: Издательство «Биомедгиз», 1936.

47.Худенко, Е. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию просодического компонента речи у детей / Е. Худенко, С. Шаховская, Т. Ткаченко. – М.: Руссико, 2003.

48.Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ; Харвест; Астрель, 2009.

49.Ястребова А.В, Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: Изд-во “Аркти”, 2001

50. http://sbiblio.com/biblio/archive/kultura_rehti/09.aspx#_ftnref11

51.http://festival.1september.ru/articles/411409/

52.http://www.docme.ru/doc/82773/intonaciya

Приложение №1

Таблица 8.

Протоколы обследования дошкольников с нормальным развитием речи

Имя ребёнка

Серии заданий

1 серия

2 серия

3 серия

4 серия

5 серия

1.Света С.

2 балл

0 баллов

0 баллов

1 балл

1 балл

2.Женя П.

2 балла

1 балл

2 балла

2 балла

2 балла

3.Матвей С.

2 балла

1 балл

1 балл

0 баллов

1 балл

4.Настя С.

2 балла

1 балл

1 балл

1 балл

2 балла

5.Дима В.

2 балл

0 баллов

1 балл

0 баллов

0 баллов

6.Настя П.

2 балла

0 баллов

1 балл

0 баллов

2 балла

7.Тимофей П.

2 балла

1 балл

2 балла

1 балл

2 балла

8.Ксюша Д.

2 балла

1 балл

1 балл

1 балл

0 балов

9.Егор Ч.

1 балл

0 баллов

1 балл

0 баллов

1 балл

10.Андрей Г.

2 балла

1 баллов

0 баллов

1 балл

2 балла

Таблица 9.

Протоколы обследования дошкольников с нарушенной речью

Имя ребёнка

Серии заданий

1 серия

2 серия

3 серия

4 серия

5 серия

1.Ира Л.

1 балл

0 баллов

1 балл

0 баллов

1 балл

2.Кирилл К.

1 балл

0 баллов

1 балл

0 баллов

1 балл

3.Илья Е.

1 балл

0 баллов

1 балл

0 баллов

2 балла

4.Вадик П.

1 балл

0 баллов

1 балл

0 баллов

1 балл

5.Полина А.

2 балла

0 баллов

1 балл

0 баллов

1 балл

6.Герман Т.

1 балл

0 баллов

1 балл

0 баллов

1 балл

7.Дима Ж.

1 балл

1 балл

0 баллов

0 баллов

2 балла

8.Маша К.

0 баллов

0 баллов

1 балл

0 баллов

0 баллов

9.Костя С.

0 баллов

0 баллов

1 балл

0 баллов

0 баллов

10.Дима С.

1 балл

1 балл

1 балл

0 баллов

0 баллов

Приложение №2

А. Введенский «Печенка машиниста»

Спят ли волки?Спят. Спят. Спят ли птички?Спят. Спят. Спят синички?Спят. Спят. А лисички?Спят. Спят. А тюлени?Спят. Спят. А олени?Спят. Спят. А все дети?Спят. Спят. Все на светеСпят. Спят. Только я и паровоз -Мы не спим,Мы не спим.И летит до самых звёздК небу дым,К небу дым.

Просмотров работы: 31478