ОТ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ВЕКТОР ВЗРОСЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОТ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ВЕКТОР ВЗРОСЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный государственный стандарт второго поколения ставит приоритетом начального общего образования формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В начальной школе, в последнее время, таким методом является метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Однако, проанализировав, то, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе нашего города, а именно, учебники для 1 класса по ФГОС, положение ежегодного городского конкурса «Я - исследователь», опрос учителей, мы выявили две крайности. Первая, это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, вторая - простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: так, например, на страницах учебника по окружающему миру для 1 класса есть страницы «Мои проекты» на тему «Моя малая Родина», «Моя семья» и другие, требующие от учащихся составить просто фото рассказ, или учителя, объясняя выполнение задания, под проектом подразумевают чаще всего исследовательскую работу, что наглядно видно на ежегодном конкурсе «Я - исследователь», когда озвучивается «Проект на тему…», а представляется исследовательская работа.

Поэтому, с нашей точки зрения, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, нецелесообразно.

Прообразом проектной деятельности младших школьников могут стать проектные задачи, основная идея которых заключается в том, что решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Под проектной задачей понимается система или набор заданий (действий), направленных на стимулирование детских действий и получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.[1, с. 47]. Решение проектной задачи в начальной школе должно носить групповой характер, с целью освоения основ проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Для реализации и апробации данного метода в школах нашего города, нами разрабатывается методическое пособие для учителей 1-2 классов. Методическое пособие состоит из 4 разделов, соответствующих определённому предмету (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир), в каждом из которых мы показываем примерную работу по тем темам, которые в учебнике заявлены как «Мои проекты» (перерабатываем их в проектные задачи).

Итак, мы считаем, что овладение основами метода решения проектных задач в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем не только содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в старшей школе, но и на её основе сформировать способности к целеполаганию, планированию, моделированию, рефлексированию.

В то же время, решение проектных задач не только работает на перспективу, но и поддерживает детскую индивидуальность, даёт возможность апробирования различных путей решения в группе, где осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы, управление собственным поведением. А это в свою очередь, будет способствовать более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011.

2. Воронцова А.Б. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений в 2-ух ч.- М.: Просвещение, 2012.

3. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся.- Самара, 2003 (Данное издание подготовлено и опубликовано при поддержке Британского Совета / Отдела Культуры Посольства Великобритании в Москве).

4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: 2009.

Просмотров работы: 1258