МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Музыка - уникальное средство влияния на внутренний мир человека, она пробуждает в нём не только эмоции и чувства, но и образность музыкальных представлений, креативность мышления, духовные состояния (=вдохновение), творческие способности.

Обучение музыкальному искусству детей осуществляется в музыкальных школах, музыкальных салонах, хоровых студиях, школах искусств, а также в общеобразовательных школах. Методические основы обучения в них имеют существенные различия. Для общеобразовательных школ разрабатываются программы, нацеленные на «формирование у обучаемых музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры личности». Тем не менее, авторами программ являются, как правило, музыканты профессионалы в какой-либо сфере музыкального искусства.

Д.Б. Кабалевский – композитор, музыкальный деятель, пианист. Ю.Б. Алиев,- духовик и хоровик по базовому образованию. В.В. Алеев - выпускник историко-теоретико-композиторского факультета Российской академии музыки (РАМ) им. Гнесиных. Г.С. Ригина закончила сначала музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. Несколько лет работала преподавателем музыкальной школы. Т.И.Бакланова в своё время окончила с отличием Московский государственный институт культуры (в настоящее время - Московский государственный университет культуры и искусств) по кафедре академического хора. Профессиональную деятельность посвятила проблемам традиционной народной культуры, народного художественного творчества, этнокультурного и музыкального образования.

Анализ программ по музыке вышеназванных авторов даёт основание для вывода о том, что УМК по музыке для общеобразовательной школы, разработанные учениками и единомышленниками Д.Б. Кабалевского, тем не менее, отражают некоторый функционализм в методическом и технологическом аспектах музыкального образования и воспитания школьников. Интегративности и целостности удалось достичь авторам программы по музыке основной образовательной системы «Школа России».

Методическими основами программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Виды музыкальной деятельностина уроках музыки по данной программе разнооб-разны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании.

Наш научный интерес заключается в изучении и научно-педагогическом обосновании принципов музыкального образования и воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. Основная идея исследования – учить младших школьников музыке, как и творчеству, необходимо, применяя специфические методы и креативные технологии музыкального образования.

Д.Б. Кабалевский утверждал, что «штамп в педагогике всегда плох, когда же речь идет об искусстве, он особенно плох и даже опасен» [1]. При этом, мы понимаем, что творческий подход к обучению детей любой науке, и искусству в том числе, должен базироваться на общедидактических принципах.

Так, урок музыки может считаться таковым при условии, что и учитель и учащиеся обеспечены всеми необходимыми дидактическими средствами, в классе-кабинете, оборудованном наряду с современными ТСО музыкальным инструментом, оформленным музыкально-методической наглядностью. Однако, и ранее, и в настоящее время, несмотря на то, что требованиями ФГОС регламентируется обеспечение каждого школьника учебником, рабочей тетрадью, в реальных условиях, зачастую, дети приходят на урок музыки с авторучкой и дневником.

В методических пояснениях к программам по музыке, казалось бы, справедливо оговаривается, что изучение музыкальной грамоте не должно

заслонять своей трудоёмкостью усвоения специфического дидактического материала непосредственное восприятие детьми музыки. Наша трактовка «музыкальной грамотности» заключается в общеизвестном дидактическом постулате: музыкальный язык, как и любой другой, нужно изучать с «азов» и основательно. Не зная языка музыки, адекватно эмоционально представить пережить и понять и музыкальный образ невозможно.

Согласно проведённым исследованиям к методическим основам музыкального образования следует отнести так называемый «закон трёх «И»: интегративности, интерактивности, интра-музыкальности. Соблюдение данных принципов возвращает детям «живую музыку», вместо электронного звучания; обеспечивает разумное сочетание взаимодополняющих способов, техник и технологий музыкального обучения и воспитания детей; создаёт единое творчески развивающее пространство – «союз трёх Муз».

Принципиально важной становится «сценарная режиссура» современного урока музыки, перенесённая в музыкальное образование из театральной (=кинематографической) педагогики. Лишь в этом случае урок музыки становится уроком искусства, уроком творчества.

Резюмирующим положением нашего исследования является эвристика: - «В современном инновационном музыкальном образовании существует много методик, но методологический фундамент образуют «интонационность» Б. Асафьева, «музыкальные представления» Б. Теплова, «музыкальная герменевтика» Д. Кабалевского».

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - 2-е изд. - Л.: "Музыка", 1971.

2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - Просвещение, 1981.

3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003. 4. Тутолмин А.В. Синкрезис термина «Крезь» в удмуртской музыкальной этнокультуре Средневековья: философско-футурологический и искусствоведческо-педагогический аспекты изучения. - Великий Новгород, 2012.

Просмотров работы: 2405