ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие Дальнего Востока исторически связано с главной ролью государства в освоении этой территории. Дальний Восток для России имеет важное геополитическое значение, которое не только обеспечивает ресурсами экономику страны, но и является гарантом национальной безопасности государства. В результате этого со времен царской России освоение восточных территорий осуществлялось на принципах патернализма, потому что только так здесь можно сформировать постоянное население. Государство вкладывало в регион большие денежные средства для развития транспортной инфраструктуры, промышленности, в строительство городов. При этом о возврате денежных средств и окупаемости реализуемых проектов речь и не шла.

В начале 90-х годов прошлого века с развитием рыночных отношений наиболее главным стал принцип получения быстрой прибыли, что не могло не сказаться на развитии Дальнего Востока России, потому что его экономика по объективным причинам являлась затратной.

Основными проблемами, которые всегда сдерживали реализацию экономического потенциала Дальневосточного региона, были экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России, а также низкая внутренняя транспортная связь территории при ее огромных размерах и очаговый характер расселения.

Государство с этим не хочет мириться, поэтому были намечены конкретные пути развития региона.

Благодаря особому вниманию Президента и Правительства России на Дальнем Востоке реализуются крупные инвестиционные проекты, улучшаются экономические показатели.

До 2025 года инвестиционный портфель Дальневосточного федерального округа предлагает к реализации только крупные проекты на сумму более девяти триллионов рублей. Именно такие цифры и проекты заложены в принятой руководством страны стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года.

Основные задачи развития Дальнего Востока - формирование постоянного населения в регионе, изменение структуры экономики и интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион.

В этой связи Президентом Российской Федерации уже дано поручение о разработке концепции стратегии развития сотрудничества Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и прогноза социально-экономического развития ДВ до 2050 года.

Государство должно задать такие параметры развития, чтобы Дальний Восток не выживал, а жил. Уровень валового регионального продукта в расчете на душу населения должен быть высоким. Нужно понимать, что постоянно государство не сможет вкладывать деньги в Дальний Восток, поэтому необходимо формировать условия для успешного развития региона, создать предпосылки для опережающего развития макрорегиона – это и привлечение инвестиций, налоговые преференции для инвесторов, и создание особых экономических зон. Нужно увеличивать покупательскую способность местного населения и стимулировать внутренний спрос.

Основой дальнейшего развития экономики Дальневосточного федерального округа - эффективное использование транзитного потенциала территории и ресурсной базы.

Главные конкурентные преимущества Дальнего Востока – это огромные запасы природных ресурсов, как ископаемых, так и биологических, и выгодное экономико-географическое положение, включающее кратчайшие транспортные маршруты «Восток - Запад». Более того, наличие протяженного морского побережья и внешней границы дает Дальневосточному федеральному округу все возможности для успешного выполнения роли ключевого звена в интеграции России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Россия должна войти в число ведущих мировых держав, обеспечив своим гражданам достойную жизнь, а это главная цель и задача страны. Эти задачи созвучны с задачами развития Дальневосточного федерального округа.

Модернизация экономики Дальнего Востока будет заключаться в переходе от добычи полезных ископаемых, продажи природных ресурсов к глубокой переработке – в минерально-сырьевой, рыбной, лесной и других отраслях. Необходимо задумываться не только о добыче нефти, но и о нефтепереработке и нефтехимии, не только о добыче и транспортировке газа, но и о газохимии.

За последние годы поступление инвестиций в округ увеличивается. К примеру, объем инвестиций, привлеченных в округе в 2010 году, составил 725,7 млрд. рублей. Это 7,8 % от всех инвестиций, которые были привлечены на территорию РФ. Учитывая, что численность населения Дальнего Востока составляет 4,5 % от общей численности населения России, по объему привлеченных инвестиций на душу населения этот показатель выше среднероссийского. Наиболее привлекательной отраслью кроме нефтегазовой (76 % вложений) является горнодобывающая с объемом иностранных инвестиций 1,5 млрд. долларов (18 %), доля лесной промышленности – 2,5 %.

В региональной структуре наибольший объем (81,3 %) привлеченных инвестиций сформировали четыре субъекта: Приморский край (32,4 %), Республика Саха (Якутия) (20,1 %), Сахалинская область (15,3%) и Хабаровский край (13,3 %). Порядка 16% от общего объема инвестиций приходится на ассигнования из федерального бюджета.

На сегодняшний день в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа осуществляется работа по реализации 24 федеральных целевых программ.

Особое место занимает реализация Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007 - 2015 годы». На развитие транспортной инфраструктуры, социальной сферы, инженерной инфраструктуры, энергетики на Курилах предусмотрено 2,7 млрд. рублей.

Перспективных инвестиционных проектов, которые в будущем могут быть реализованы на Дальнем Востоке, достаточно. В первую очередь, основной объем инвестиций предполагается направить на создание современной инфраструктуры, а именно в строительство и модернизацию автодорог, морских и воздушных портов, железнодорожных магистралей.

Часть проектов в настоящее время успешно реализуется. Так например, это трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан», газопровод «Сахалин - Хабаровск - Владивосток». В самых ближайших планах – реализация программы газификации Дальнего Востока за счет ресурсов Якутии и Восточной Сибири, которые в том числе будут использованы в нефтеперерабатывающей и трубопроводной системах Дальнего Востока, а также для экспорта в Китай, КНДР, Монголию и Республику Корея.

В будущем в Южной Якутии планируется создать крупный промышленный район на базе объектов гидроэнергетики и комплекса промышленных производств, преимущественно связанных с глубокой переработкой природного газа, урановых, железных руд, угля, апатитов, а также лесопереработкой.

Большое значение для экономики Дальнего Востока имеет образование Ванинского транспортно-промышленного узла в Хабаровском крае.

На базе порта Восточный в Приморье планируется создать особую экономическую зону портового типа, которая будет ориентирована на международные перевозки с формированием региональной контейнерной транспортно-логистической системы.

Еще одним перспективным инвестиционным проектом является проект нового космодрома «Восточный» в Амурской области. Предполагается, что в строительство будут вовлечены как федеральные средства, так и средства внебюджетных источников, в том числе иностранных инвесторов. В ходе строительства космодрома будут возведены стартовый комплекс, водородный завод, взлетно-посадочная полоса, кислородно-азотный завод по 150 км железных и автомобильных дорог, включая железнодорожную ветку от станции Ледяная, систему электроснабжения. Общая стоимость строительства оценивается в 251 млрд. руб.

Развитие экономики региона связано также и с перспективой строительства мостового перехода на о. Сахалин. Проект создания железнодорожного перехода с Сахалином предусматривает строительство новой 580-километровой железнодорожной линии от станции Селихино близ Комсомольска-на-Амуре до станции Ныш на северо-востоке Сахалина. Строительство дороги Селихино - Ныш уже входит в «Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» как геополитический проект.

Государство должно и может создавать условия, стимулы для того, чтобы частные инвестиции направлялись на наиболее проблемные и острые участки, прежде всего – через совершенствование механизмов государственно-частного партнерства. Если этими вопросами не начать заниматься уже сейчас, то сроки многих заявленных и планируемых к реализации инвестиционных проектов могут значительно сдвинуться.

Ускоренное развитие всей социально-экономической инфраструктуры Дальнего Востока должно стать залогом улучшения инвестиционного климата в субъектах Дальневосточного Федерального округа.

Современные условия таковы, что будущее экономики – за производствами с высоким потенциалом развития, следовательно, реализация крупных инвестиционных проектов и формирование комфортных условий для жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию Дальнего Востока.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Караваев, Н. Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России / Н. Караев. – М.: Юнити, 2010. – 352 с.

2 Ложникова, А. Вопросы инвестиционного финансирования / А. Ложникова. – М.:. Экономист, 2011. - 256с.

3 Богатуров, А. Д. Восточная Азия: перспективы развития. Российский Дальний Восток в новых геопространственных измерениях Восточной Евразии / А. Д. Богатуров. – М.: Ника-центр, 2006, - 214 с.

 

 

 

Просмотров работы: 2716