Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций – внимания, памяти, мышления и воображения.
В ходе изучения проблемы интеллектуально-творческого развития личности младшего школьника мы выяснили, что 20% испытуемых сознательно занимаются саморазвитием через педагогически организованное самообразование, т. е. они часто посещают библиотеку, их хобби читать, рисовать, они любят решать головоломки и посещают кружки по интересам. 60% детей довольно редко занимаются саморазвитием. Для этого им нужен внешний стимул и яркая занимательность заданий. 20% детей из-за лености отказываются выполнять нестандартные задания занимательного характера, но не прочь поиграть в компьютерные «игры-стрелялки».
Учитывая повышенный интерес младших школьников к игровому взаимодействию с виртуальным партнёром – компьютером, мы решили проверить эффективность современных методов бучения в интеллектуальном и творческом развитии обучающихся.
В экспериментальных классах были проведены разнообразные по формам уроки с использованием эффективных педагогических технологий обучения: создание совместного проекта «Ищу друга», урок нестандартного мышления в форме круглого стола «Моё хобби», видео-урок «Город Глазов», урок-турнир «Кто больше», урок-инсценировка «Любимая книга - веселый урок», приглашение визитера «Знакомство с новым поэтом». Содержание нестандартных по форме уроков было нацелено на формирование мотивационно-ценностного, когнитивного и поведенческого компонентов интеллектуально-творческого развития личности младшего школьника.
Учителями опытных групп на уроках активно использовались активные (инфо-загадки, инфо-карусель, карты ума) и интерактивные (групповое проектирование, «мозговой штурм», социо-игра) методы, которые обеспечивали, с одной стороны - умение самостоятельно критически мыслить, нестандартно рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа реальных обстоятельств места и времени, с другой - широкое взаимодействие младших школьников друг с другом, их активность в совместной деятельности, сотрудничество в рассмотрении альтернативных мнений, умение принимать продуманные решения, правильно излагать свои мысли одноклассникам.
В целом, исследование, подтвердило гипотезу об эффективности научно обоснованного применения активных и интерактивных методов обучения в интеллектуально-творческом развитии личности младшего школьника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.- М,1998.2. Захарова И.Г.Информационные технологии для качественного и доступного образования// Педагогика, №1,20023. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. /Материалы научной конференции. СПБ,1996