ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (НА ОСНОВЕ ТРИЗ – ПЕДАГОГИКИ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (НА ОСНОВЕ ТРИЗ – ПЕДАГОГИКИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная отечественная дидактика располагает богатым ресурсом методов и приёмов, образовательных технологий и техник обучения школьников. В системе методического обеспечения образовательного процесса отдельную группу составляют эвристические методы обучения. В ТРИЗ - педагогике (теория решения изобретательских задач) данная группа дидактических методов составляет «технологический стержень» эвристического образования.

Проведённые исследования проблемы интеллектуально-творческого развития личности младшего школьника с использованием эвристических методов обучения свидетельствуют об экспериментально подтверждённой зависимости «смелого мышления» ребёнка, оперирования парадоксальными эвристиками от грамотной организации процесса обучения учителем.

Интегративным показателем уровня искомого развития личности младшего школьника была заявлена интеллектуально-творческая компетенция – способность и готовность к выполнению эвриологических умственных действий, освоенные посредством подражания, самостоятельного размышления, оригинальности осмысления учебных задач, обеспечивающих превращение учебной деятельности в учебно-творческую, результатом которой является продуктивный стиль мыследеятельности личности.

Анализ теории и истории вопроса позволил нам выделить следующие интеллектуально-творческие компетенции: готовность самостоятельно, оригинально осмысливать учебные типовые и нестандартные задания (задачи); способность видеть и ставить творческую цель, побуждающую к ее решению нестандартными способами; умение осуществлять поиск с опорой на эврологические способы и приёмы мышления (умение рассуждать логически и вариативно, т.е. высказывать догадки и находить нестандартные решения задач; способность и готовность расширять свой кругозор посредством любознательности, т.е. анализируя события и явления, находить решения в опоре на интуитивные механизмы мыследеятельности – ассоциативность, аналоговость, вероятность и мобильно осуществлять «формализацию вербализованного решения, т.е. аргументировано обосновывать и отстаивать свою идею).

Как показало исследование, эффективность интеллектуально-творческого развития личности младшего школьника обеспечивается при соблюдении теоретически обоснованных и экспериментально проверенных следующих педагогических условий:

а) организация творчески развивающей среды на основе интеграции учебной и внеучебной деятельностия; методической работы с учителями начальных классов по обеспечению эффективности процесса формирования интеллектуально-творческих компетенций младших школьников в интеграции учебной и внеучебной деятельности;

б) использование потенциала интегрированной учебной и внеучебной деятельности для формирования интеллектуально-творческих компетенций младших школьников;создание учителем на уроке благоприятной творческой атмосферы для формирования интеллектуально-творческих компетенций младших школьников;

в) обеспечение научно обоснованной последовательности этапов формирования интеллектуально-творческих компетенций младших школьников;

г) реализация субъектного подхода к обучению младших школьников в процессе формирования у них интеллектуально-творческих компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн.: Беларусь, 1994.

2. Тутолмин А.В. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя: учебное пособие для студ. пед. вузов.- Глазов: Издательский центр «Экспресс», 2009. – 256 с.

3. Яговкина, М.А. Развитие эврологического мышления: рекомендации для учителей начальных классов / М.А. Яговкина. – Глазов: Изд-во Экспресс, 2007. – 80 с.

Просмотров работы: 892