ПРИМЕНЕНИЕ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Аскарова А.И. 1, Мутаева И.Ш. 2
1Набережночелнинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
2Набережночелнинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного у чреждения высшего профессионального образования “Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма”
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Современный спорт, особенно спорт высших достижений, часто предъявляет к спортсменам большие требования к психофизическим возможностям. Постоянные тренировки, перенапряжение, иногда при отсутствии полноценного отдыха и на фоне нерегулярного, несбалансированного питания - все это может привести к хроническому утомлению и переутомлению[1].

В связи с этим в настоящее время представляется целесообразным использование в качестве реабилитационного средства метода релаксации как легкодоступного и позволяющего частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения[1, 2].

Слово "релаксация" означает расслабление. Когда мышцы глубоко расслаблены, заметно снижается тонус центральной нервной системы, всех органов и систем человеческого тела. Это создает благоприятные условия для восстановления после любых видов утомления, будь то утомление физическое или психическое. Доказано, что при релаксации восстановление организма происходит в 2 раза быстрее, чем после обычного сна[1].

Целью исследования является изучение влияния релаксационных упражнений в учебно-тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции.

Организация и методика исследования.В процессе работы использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; метод математической статистики.

В тренировочном процессе студентов специализации легкая атлетика применялся комплекс релаксационных упражнений, состоящий из 14 упражнений. Тестирование общей и специальной физической подготовленности с помощью контрольных нормативоввключает такие нормативы как бег: 60 м, 100м, 150м, 200м, 300м, 30 м с низкого старта, прыжок в длину с места, тройной прыжок.

Исследование проводилось на базе НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» в период с 2012 г. по 2013 г. В исследовании приняли участие студенты-спринтеры 1-5 курса в количестве 20 человек. Среди них 10 студентов имеют КМС, 10 студентов имеющих 1 и 2 взрослые разряды.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводился литературный анализ по исследуемой проблеме. На втором этапе проводились контрольные нормативы студентов-спринтеров 1-5 курса. На третьем этапе проводился анализ полученных результатов.

Результаты и их обсуждение. Гипотеза о возможности повышения скоростной выносливости спринтеров за счет совершенствования функций расслабления мышц с помощью специальных упражнений и методических приемов еще нуждается в дальнейшей экспериментальной проверке. Однако уже сейчас этот путь привлекает внимание тем, что позволяет, во- первых, несколько уменьшить время затрачиваемое на повышение выносливости; во-вторых, добиться повышения выносливости без снижения «взрывных» качеств[1, 2].

Действенным средством контроля является выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке.

Исследуемые выполняли комплекс физических упражнений после тренировочного процесса, 30 минут в течении года.

До (табл.1) и после (табл.2) исследования у студентов-спринтеров были сняты контрольные нормативы (бег: 60 м, 100м, 150м, 200м, 300м, 30 м с низкого старта, прыжок в длину с места, тройной прыжок).

Таблица 1

Результаты контрольных нормативов студентов-спринтеров до применения релаксационных упражнений

Контрольные нормативы до исследования

Юноши

Девушки

Бег: 60 м, с

7,8-7,6

8,8-8,2

100 м, с

12,0—11,8

13,9—13,2

200 м, с

24,8—24,0

28,0—27,5

30 м с низкого старта, с

5,0—4,5

5,5—4,9

150 м, с

20,0—19,0

22,5—21,0

300 м, с

41,0—40,0

46,0—44,9

Прыжок в длину с места, м

3,6-2,9

3,2—2,8

Тройной прыжок с места, м

8,4—7,9

7,2—6,9

Таблица 2

Результатыконтрольных нормативов студентов-спринтеров после применения релаксационных упражнений

Контрольные нормативы после исследования

Юноши

Девушки

Бег: 60 м, с

7,6-7,4

8,1-7,9

100 м, с

11,8—11,6

13,0—12,8

200 м, с

24,5—23,8

27,0—26,5

30 м с низкого старта, с

4,3—4,2

4,6—4,4

150 м, с

19,0—18,0

21,5—20,0

300 м, с

40,0—39,0

45,0—44,0

Прыжок в длину с места, м

2,5-2,65

2,2—2,4

Тройной прыжок с места, м

7,4—7,8

6,4—6,8

В Таблице 2 мы видим существенные изменения в нормативах предполагаемых после применения релаксационных упражнений. Было показано благотворное влияние релаксационных упражнений. Физическая подготовка студентов-спринтеров является одним из важнейших компонентов функциональной подготовленности, которая рассматривается как интегральный показатель. Отмечено достоверное улучшение специальной функциональной подготовки.

Заключение. Проведенные исследования показывают, что применение релаксационных упражнений необходимо в тренировочном процессе спортсмена легкоатлета, это способствует более эффективному восстановлению, повышению физической работоспособности спортсменов и улучшению результатов. В дальнейшем нами будет проанализировать влияние релаксационных упражнений на функциональное состояние нервно мышечной системы спортсменов.

Список литературы:

  1. Высочин, Ю.В. Расслабление мышц у спринтеров / Ю.В. Высочин // Легкая атлетика. – 1975. – № 9. – С. 29.

  2. Письменский, В.В. Сравнительный анализ эффективности различных методов релаксации мышц / В.В. Письменский, Н. Луббарди // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С.47-48.

Просмотров работы: 1325