Актуальность. Современный спорт, особенно спорт высших достижений, часто предъявляет к спортсменам большие требования к психофизическим возможностям. Постоянные тренировки, перенапряжение, иногда при отсутствии полноценного отдыха и на фоне нерегулярного, несбалансированного питания - все это может привести к хроническому утомлению и переутомлению[1].
В связи с этим в настоящее время представляется целесообразным использование в качестве реабилитационного средства метода релаксации как легкодоступного и позволяющего частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения[1, 2].
Слово "релаксация" означает расслабление. Когда мышцы глубоко расслаблены, заметно снижается тонус центральной нервной системы, всех органов и систем человеческого тела. Это создает благоприятные условия для восстановления после любых видов утомления, будь то утомление физическое или психическое. Доказано, что при релаксации восстановление организма происходит в 2 раза быстрее, чем после обычного сна[1].
Целью исследования является изучение влияния релаксационных упражнений в учебно-тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции.
Организация и методика исследования.В процессе работы использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; метод математической статистики.
В тренировочном процессе студентов специализации легкая атлетика применялся комплекс релаксационных упражнений, состоящий из 14 упражнений. Тестирование общей и специальной физической подготовленности с помощью контрольных нормативоввключает такие нормативы как бег: 60 м, 100м, 150м, 200м, 300м, 30 м с низкого старта, прыжок в длину с места, тройной прыжок.
Исследование проводилось на базе НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» в период с 2012 г. по 2013 г. В исследовании приняли участие студенты-спринтеры 1-5 курса в количестве 20 человек. Среди них 10 студентов имеют КМС, 10 студентов имеющих 1 и 2 взрослые разряды.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводился литературный анализ по исследуемой проблеме. На втором этапе проводились контрольные нормативы студентов-спринтеров 1-5 курса. На третьем этапе проводился анализ полученных результатов.
Результаты и их обсуждение. Гипотеза о возможности повышения скоростной выносливости спринтеров за счет совершенствования функций расслабления мышц с помощью специальных упражнений и методических приемов еще нуждается в дальнейшей экспериментальной проверке. Однако уже сейчас этот путь привлекает внимание тем, что позволяет, во- первых, несколько уменьшить время затрачиваемое на повышение выносливости; во-вторых, добиться повышения выносливости без снижения «взрывных» качеств[1, 2].
Действенным средством контроля является выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке.
Исследуемые выполняли комплекс физических упражнений после тренировочного процесса, 30 минут в течении года.
До (табл.1) и после (табл.2) исследования у студентов-спринтеров были сняты контрольные нормативы (бег: 60 м, 100м, 150м, 200м, 300м, 30 м с низкого старта, прыжок в длину с места, тройной прыжок).
Таблица 1
Результаты контрольных нормативов студентов-спринтеров до применения релаксационных упражнений
Контрольные нормативы до исследования |
Юноши |
Девушки |
Бег: 60 м, с |
7,8-7,6 |
8,8-8,2 |
100 м, с |
12,0—11,8 |
13,9—13,2 |
200 м, с |
24,8—24,0 |
28,0—27,5 |
30 м с низкого старта, с |
5,0—4,5 |
5,5—4,9 |
150 м, с |
20,0—19,0 |
22,5—21,0 |
300 м, с |
41,0—40,0 |
46,0—44,9 |
Прыжок в длину с места, м |
3,6-2,9 |
3,2—2,8 |
Тройной прыжок с места, м |
8,4—7,9 |
7,2—6,9 |
Таблица 2
Результатыконтрольных нормативов студентов-спринтеров после применения релаксационных упражнений
Контрольные нормативы после исследования |
Юноши |
Девушки |
Бег: 60 м, с |
7,6-7,4 |
8,1-7,9 |
100 м, с |
11,8—11,6 |
13,0—12,8 |
200 м, с |
24,5—23,8 |
27,0—26,5 |
30 м с низкого старта, с |
4,3—4,2 |
4,6—4,4 |
150 м, с |
19,0—18,0 |
21,5—20,0 |
300 м, с |
40,0—39,0 |
45,0—44,0 |
Прыжок в длину с места, м |
2,5-2,65 |
2,2—2,4 |
Тройной прыжок с места, м |
7,4—7,8 |
6,4—6,8 |
В Таблице 2 мы видим существенные изменения в нормативах предполагаемых после применения релаксационных упражнений. Было показано благотворное влияние релаксационных упражнений. Физическая подготовка студентов-спринтеров является одним из важнейших компонентов функциональной подготовленности, которая рассматривается как интегральный показатель. Отмечено достоверное улучшение специальной функциональной подготовки.
Заключение. Проведенные исследования показывают, что применение релаксационных упражнений необходимо в тренировочном процессе спортсмена легкоатлета, это способствует более эффективному восстановлению, повышению физической работоспособности спортсменов и улучшению результатов. В дальнейшем нами будет проанализировать влияние релаксационных упражнений на функциональное состояние нервно мышечной системы спортсменов.
Список литературы:
Высочин, Ю.В. Расслабление мышц у спринтеров / Ю.В. Высочин // Легкая атлетика. – 1975. – № 9. – С. 29.
Письменский, В.В. Сравнительный анализ эффективности различных методов релаксации мышц / В.В. Письменский, Н. Луббарди // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С.47-48.