Актуальность. В лыжных гонках, связанных с продолжительной циклической работой, решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок спортсменов-лыжников. За последние годы накопилось много источников литературы по вопросам развития выносливости в циклических видах спорта. Большое внимание в них уделяется и развитию этого физического качества у лыжников-гонщиков на этапе углубленной специализации [2].
Согласно анализу литературных источников по теме исследования, мы определили следующие особенности развития специальной выносливости:
- наиболее интенсивный прирост специальной выносливости наблюдается с 14 до 20 лет;
- в работе И.И. Шмелькова отмечается, что годовой прирост выносливости составляет в 13-летнем возрасте 12%, далее, в 14-15 лет, снижается до 10,7-10,6%, а в 16 лет увеличивался до 13%. Уменьшение прироста выносливости в 14-15 лет связано с половым созреванием. Исследования А.Д. Солдатова выявили, что нагрузки с преимущественной направленностью на развитие силовой выносливости у юношей 14-18 лет оказывают более значительное воздействие на вегетативную систему, а нагрузки скоростно-силового характера – на нервно-мышечный аппарат испытуемых[1].
Цель исследования: выявить методы и оптимальные средства для развития специальной выносливости лыжников – гонщиков.
Организация и методы исследования.
Исследование проводилось на базе ДЮСШ№1 по лыжным гонкам с. Сарманово в течение подготовительного и соревновательного периода 2012-2013 года (с ноября по март) на шести спортсменах относительно равноценных по подготовленности (группы «А» и «Б»). Возраст испытуемых 16 лет (5 лет занимающихся спортом, имеющих квалификацию 2 разряд).
В исследовании были применены следующие группы методов: анализ научно-методической литературы; контрольные испытания; математическая статистика.
Результаты исследования и их обсуждение.
Исследование проводилось поэтапно и состояло из анализа литературных источников, тренировочных планов двух тренеров (анализ использования разных объемов тренировочной работы слабой, средней и высокой интенсивности), и контрольных тестирований физической подготовленности лыжников-гонщиков.
Для определения показателей физической подготовленности спортсменов на этапе констатирующего эксперимента, были проведены контрольные испытания на лыжероллерах на дистанции 5 км (классическим стилем) (табл.1).
Таблица 1
Результаты контрольного испытания (мин).
Группы спортсменов |
Результат (±m) |
А |
16, 21 ± 0,025 |
Б |
16,12 ± 0,017 |
По полученным данным можно сказать, что спортсмены относительно равноценны по подготовленности, так как спортсмены группы «А» имели средний результат 16, 21 ± 0,025 мин, а спортсмены группы «Б» 16,12 ± 0,017 мин.
Сравнивая результаты подготовки наблюдаемых групп лыжников (табл. 2), при одинаковых условиях скольжения и смазки лыж, мы пришли к выводу, что методика тренировки спортсменов группы «Б» (использующих высокую интенсивность передвижения на лыжах в подготовительном периоде), более рациональна и прогрессивна в плане роста спортивных результатов (разница в 0,64 мин). Это подтверждается результатами выступлений данных спортсменов уже в соревновательном периоде (табл. 3).
Таблица 2
Результат контрольного старта на дистанции 5 км (классическим стилем) (мин).
Группа спортсменов |
Результат (±m) |
А |
18,11 ± 0,128 |
Б |
17,47 ± 0,129 |
Так, увеличение объемов передвижения на лыжах в подготовительном периоде со средней и высокой интенсивностью способствует достижению высоких спортивных результатов.
Таблица 3
Результаты выступлений групп спортсменов в соревновательном периоде (мин).
Группа спортсменов |
Результат (±m) |
А |
17,59±0,095 |
Б |
17,30±0,021 |
Таким образом, нами были определены средства для развития специальной выносливости:
Соревновательные упражнения, т.е. целостные действия, которые выполняются с соблюдением всех требований, установленных для соревнований;
Специальные подготовительные упражнения, непосредственно направленные на развитие специальной выносливости.
Группу специально подготовительных средств составили: широкое разнообразие имитационных упражнений на месте и в движении, с лыжными палками и без них, в том числе на специальных лыжных тренажерах, передвижение на лыжероллерах разной конструкции, включая тяжелые для передвижения по грунтовым дорожкам и лесным просекам, кросс, в том числе в сочетании с шаговой и прыжковой имитацией по лыжным трассам, рельеф которых полностью соответствует или максимально приближен к профилю трасс предстоящих лыжных соревнований и прежде всего главных стартов.
На основе сравнительного анализа мы выявили, что для развития специальной выносливости в подготовительном периоде необходимо увеличивать интенсивность тренировок, начиная с третьей недели. При этом не нужно использовать большие объемы равномерного передвижения лыжах с низкой интенсивностью.
Список литературы:
1. Аграновский, М.А. Гонки на лыжах / М.А. Аграновский, Х.Х. Гросс, Д.Д. Донской. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 70 с.
2. Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов – М.: Физическая культура, 2005. – 320 с.