ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОСЕННЕ-ЗИМНЕМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОСЕННЕ-ЗИМНЕМ ЭТАПЕ

Ризатдинова А.В. 1, Селиверстова Н.Н. 2
1Набережночелнинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
2Набережночелнинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного у чреждения высшего профессионального образования “Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма”
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. В лыжных гонках, связанных с продолжительной циклической работой, решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок спортсменов-лыжников. За последние годы накопилось много источников литературы по вопросам развития выносливости в циклических видах спорта. Большое внимание в них уделяется и развитию этого физического качества у лыжников-гонщиков на этапе углубленной специализации [2].

Согласно анализу литературных источников по теме исследования, мы определили следующие особенности развития специальной выносливости:

- наиболее интенсивный прирост специальной выносливости наблюдается с 14 до 20 лет;

- в работе И.И. Шмелькова отмечается, что годовой прирост выносливости составляет в 13-летнем возрасте 12%, далее, в 14-15 лет, снижается до 10,7-10,6%, а в 16 лет увеличивался до 13%. Уменьшение прироста выносливости в 14-15 лет связано с половым созреванием. Исследования А.Д. Солдатова выявили, что нагрузки с преимущественной направленностью на развитие силовой выносливости у юношей 14-18 лет оказывают более значительное воздействие на вегетативную систему, а нагрузки скоростно-силового характера – на нервно-мышечный аппарат испытуемых[1].

Цель исследования: выявить методы и оптимальные средства для развития специальной выносливости лыжников – гонщиков.

Организация и методы исследования.

Исследование проводилось на базе ДЮСШ№1 по лыжным гонкам с. Сарманово в течение подготовительного и соревновательного периода 2012-2013 года (с ноября по март) на шести спортсменах относительно равноценных по подготовленности (группы «А» и «Б»). Возраст испытуемых 16 лет (5 лет занимающихся спортом, имеющих квалификацию 2 разряд).

В исследовании были применены следующие группы методов: анализ научно-методической литературы; контрольные испытания; математическая статистика.

Результаты исследования и их обсуждение.

Исследование проводилось поэтапно и состояло из анализа литературных источников, тренировочных планов двух тренеров (анализ использования разных объемов тренировочной работы слабой, средней и высокой интенсивности), и контрольных тестирований физической подготовленности лыжников-гонщиков.

Для определения показателей физической подготовленности спортсменов на этапе констатирующего эксперимента, были проведены контрольные испытания на лыжероллерах на дистанции 5 км (классическим стилем) (табл.1).

Таблица 1

Результаты контрольного испытания (мин).

Группы спортсменов

Результат (±m)

А

16, 21 ± 0,025

Б

16,12 ± 0,017

По полученным данным можно сказать, что спортсмены относительно равноценны по подготовленности, так как спортсмены группы «А» имели средний результат 16, 21 ± 0,025 мин, а спортсмены группы «Б» 16,12 ± 0,017 мин.

Сравнивая результаты подготовки наблюдаемых групп лыжников (табл. 2), при одинаковых условиях скольжения и смазки лыж, мы пришли к выводу, что методика тренировки спортсменов группы «Б» (использующих высокую интенсивность передвижения на лыжах в подготовительном периоде), более рациональна и прогрессивна в плане роста спортивных результатов (разница в 0,64 мин). Это подтверждается результатами выступлений данных спортсменов уже в соревновательном периоде (табл. 3).

Таблица 2

Результат контрольного старта на дистанции 5 км (классическим стилем) (мин).

Группа спортсменов

Результат (±m)

А

18,11 ± 0,128

Б

17,47 ± 0,129

Так, увеличение объемов передвижения на лыжах в подготовительном периоде со средней и высокой интенсивностью способствует достижению высоких спортивных результатов.

Таблица 3

Результаты выступлений групп спортсменов в соревновательном периоде (мин).

Группа спортсменов

Результат (±m)

А

17,59±0,095

Б

17,30±0,021

Таким образом, нами были определены средства для развития специальной выносливости:

Соревновательные упражнения, т.е. целостные действия, которые выполняются с соблюдением всех требований, установленных для соревнований;

Специальные подготовительные упражнения, непосредственно направленные на развитие специальной выносливости.

Группу специально подготовительных средств составили: широкое разнообразие имитационных упражнений на месте и в движении, с лыжными палками и без них, в том числе на специальных лыжных тренажерах, передвижение на лыжероллерах разной конструкции, включая тяжелые для передвижения по грунтовым дорожкам и лесным просекам, кросс, в том числе в сочетании с шаговой и прыжковой имитацией по лыжным трассам, рельеф которых полностью соответствует или максимально приближен к профилю трасс предстоящих лыжных соревнований и прежде всего главных стартов.

На основе сравнительного анализа мы выявили, что для развития специальной выносливости в подготовительном периоде необходимо увеличивать интенсивность тренировок, начиная с третьей недели. При этом не нужно использовать большие объемы равномерного передвижения лыжах с низкой интенсивностью.

Список литературы:

1. Аграновский, М.А. Гонки на лыжах / М.А. Аграновский, Х.Х. Гросс, Д.Д. Донской. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 70 с.

2. Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов – М.: Физическая культура, 2005. – 320 с.

Просмотров работы: 1355