РОЛЬ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Мугаджирова А.С. 1, Маллаева М.Р. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На процесс формирования нравственных представлений и понятий, на воспитание нравственных чувств, процесс формирования умений и навыков нравственного поведения свое влияние оказывает целый ряд социально-педагогических факторов, которые воздействуют на сознание и поведение подростков. Социальный работник должен хорошо знать эти факторы, использовать их положительный потенциал и стремиться нейтрализовать их отрицательное влияние. При этом надо знать, что один из этих факторов действует с древнейших времен, другие появились недавно, одни имеют постоянный характер, другие меняются.

Становление личности человека зависит не только от воспитания, но и от многочисленных обстоятельств его жизни, от того, какие люди встречаются на его пути и как сложатся отношения с ними, от того, в какой социальной среде он будет расти, как будет с ней взаимодействовать, от того насколько активно сам человек будет строить свое взаимодействие с окружающим миром. Вот этот процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром называется социализацией. Социализацию определяют как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных явлений, связей, за счет активного вхождения в среду.

На процесс формирования и развития современного человека свое влияние оказывает и то, что происходит в мире, в стране и обществе (макрофакторы), и то, в каком населенном пункте живет и в какой национально-культурной среде растет человек (мезофакторы). Также непосредственное и каждодневное влияние на процесс формирования и развития личности оказывают те явления и процессы, которые происходят в микросреде. Особенно велико их влияние на процесс формирования нравственных качеств личности. Вот почему данную главу мы посвящаем анализу возможностей использования этих факторов в процессе нравственного воспитания личности.

Первым из этих факторов является семья, т.е. та малая социальная группа, которая является важнейшей формой личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. В семье развиваются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Ее формы и функции обусловлены характером производственных и общественных отношений, а также уровнем культурного развития общества.

В настоящее время, когда другие факторы среды значительно ослабили свое влияние на процесс нравственного становления личности, роль семьи в этом деле возрастает. В Законе РФ об образовании сказано, что родители являются первыми педагогами, что они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности.

Проблемами, связанными с ролью семьи в нравственном воспитании детей и подростков, интересовались многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого. Великий швейцарский педагог И.Г. Песталоцци еще в начале прошлого века обратил внимание на то, что первые моральные чувства зарождаются в младенческом возрасте, что эти чувства зарождаются при удовлетворении их естественных потребностей: утолив голод молоком матери, на ее улыбку он отвечает улыбкой. Так зарождается чувство любви к матери. Однако при неумеренном кормлении у ребенка очень часто развивается жадность.

И.Г. Песталоцци пришел к выводу, что для нормального нравственного развития ребенка важно своевременное и умеренное удовлетворение его потребностей. Выдающийся немецкий педагог И.Ф. Гербарт считал, что нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Все методы нравственного воспитания должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника, что это хорошее возникает и развивается именно в семье.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что именно нравственное воспитание является главным в становлении и развитии человеческой личности. Он писал: "Мы смело высказываем убеждения, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями". Ушинский считал, что "необходимым условием правильного развития человека является труд. Правильно организованный труд в семье не только способствует нравственному воспитанию, но и укрепляет семейную жизнь. Воспитание, если желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.

Большое внимание роли семьи в нравственном воспитании детей и подростков уделял А.С. Макаренко. Главнейшим условием успешного (правильного) воспитания детей в семье он считал наличие полной семьи, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Необходимым условием успеха родителей в деле воспитания своих детей он считал истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, Что касается содержания нравственного воспитания детей в семье, то большее внимание он уделял воспитанию чувства долга и чести, воли и характера, выработке целеустремленности и дисциплины, главным принципом его воспитательной системы было: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему.

Прежде чем анализировать роль семьи в нравственном воспитании детей и подростков в современных условиях, нельзя не обратить внимание на то, что на современном этапе развития нашей страны многие семьи испытывают огромные трудности, не благоприятствующие реализации их роли в этом деле. За последние годы растет число неполных семей. Такие семьи часто возникают в результате того, что женщина рожает ребенка, не вступив в брак. Имеют место такие факты, когда ребенок не знает своего отца. Неполные семьи возникают и в результате разводов, число которых в последнее время также увеличивается. К сожалению, имеют место и такие факты, когда ребенок еще в раннем возрасте сдается в детский дом (хотя у него есть родители) или в лечебное учреждение, где ребенок находится в течение многих лет. И в этом и в другом случае ребенок оказывается лишенным возможности духовного общения с одним или с обоими родителями. Подобные факты оказывают самое отрицательное влияние на процесс нравственного развития детей. Особенно болезненным такое состояние оказывается на ранних этапах развития человека - в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Неблагоприятные условия для нормального нравственного развития детей создаются и в тех семьях, где отец или мать (или оба родителя) ведут неправильный образ жизни. К сожалению, число таких людей с каждым годом увеличивается. Российское общество все более и более попадает в зависимость от наркотиков.

Не менее значимым является и тот факт, что за последние годы резко ухудшилось и продолжает ухудшаться материальное положение людей.

Еще более негативное влияние на процесс нравственного становления детей в семье оказывают такие явления, когда родители или другие члены семьи становятся бомжами, ведут нездоровый образ жизни, занимаются наркоманией, пьянством, проституцией, совершают те или иные преступления. Перед школой, ее руководителями, учителями и социальными работниками со всей остротой встает проблема нравственного спасения детей, растущих в таких семьях. Задача эта очень трудная. Рецептов ее решения не существует. Однако при разумных целенаправленных усилиях

учителей, родителей и социальных педагогов школ с привлечением органов власти и общественности она может решаться.

Специальные исследования причин плохого поведения детей, проведенные в разных регионах и в разное время, показали, что корни зла в нравственном развитии детей и подростков таятся и в неустойчивости семейной жизни: ссоры между родителями, пьянство, отсутствие необходимого ухода за детьми. Отрицательное влияние на процесс нравственного становления детей в семье может также оказывать отсутствие в доме или в квартире элементарного порядка. Если такой порядок есть, то наблюдая за этим в доме, наблюдая за поведением родителей, дети могут также стать дисциплинированными. Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на этот процесс, может оказаться неупорядоченность режима.

Нравственное воспитание в семье начинается с пробуждения в ребенке добрых чувств. Забота о людях, уважение к ним, внимание к их нуждам и самочувствию зреют у детей с младенческого возраста как ответ на родительскую любовь и заботу. Но любовь родителей к детям должна проявляться в меру. Любить ребенка - значит учить его преодолевать препятствия, вести его к честной трудовой жизни, развивать в нем честные и благородные чувства.

В задачу родителей по нравственному воспитанию своих детей входит прежде всего организация деятельности ребенка, в процессе которой вырабатываются необходимые качества. При этом надо обращать внимание на то, как ребенок проводит свое свободное время, как он развлекается, в какие игры и как играет. Отрицательное влияние на нравственное развитие детей могут оказывать жестокое отношение к животным, проявление грубости, драки. Очень важно также с ранних лет приучать детей к определенному режиму просмотра телепередач, посещения кино. Если родители еще в младшем школьном возрасте научат детей просматривать только те программы по телевидению, которые для них доступны и полезны, то это будет важным шагом в правильной организации процесса их нравственного воспитания. Еще лучшим окажется результат, если эти программы (вместе с детьми) просматривают сами родители, и они будут обсуждать с детьми увиденное.

Родителям нужно заботиться не только о том, чтобы дети имели правильное (нравственное) поведение, но и о том, чтобы правильными были мотивы поступков. Ребенок, который привык удовлетворять все свои потребности и нужды за счет других, но не привык заботиться ни о ком, не может вырасти нравственным человеком. В семье у ребенка должны быть свои обязанности, которые он неукоснительно выполняет; помощь маме по дому, уход за младшими братьями и сестрами, трудовые поручения, круг которых постепенно растет. В семье он должен научиться предупредительности, уважению к старшим. В деле воспитания детей в семье очень важно также разумно использовать поощрения и наказания, но увлекаться ими не следует. Поощрение оправдывается в тех случаях, когда ребенок предпринял какое-то заметное усилие для общего дела и в тех формах, которые выражают общественное мнение, подчеркивают признание этого усилия. Если родители будут расхваливать ребенка по всякому поводу, поощрения могут играть и вредную роль. Еще хуже если ребенок часто поощряется подарками, когда поощрение принимает форму подкупа. Осторожно надо относиться и к наказаниям. Они эффективны, если ребенок признает их справедливыми.

В семье начинают формироваться простые нравственные качества, которые потом могут перерастать в очень сложные и очень важные. Одним из таких качеств является послушание. Когда дети послушны, легко поддерживать порядок дома. Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему нравственные идеи и выработать у него привычки нравственного поведения. Послушание надо воспитывать в самом раннем возрасте, уже в первые годы жизни. Оно есть первая и необходимая ступень в развитии воли. Оно включает готовность и умение отказаться от непосредственного влечения во имя должного. Если в своем поведении ребенок не находит опоры в разуме и воле старших, он вырастет не волевым, а своевольным человеком. Послушание приучает выполнять требования как более важное, чем его желания, А ребенок слушается тех людей, которым доверяет, в справедливости требований которых не сомневается. Послушание основано на сердечности и интимности отношений, на чувстве любви и уважения. А основываясь на послушании легче формировать волю и сознательную дисциплину. Послушание может стать основой дисциплинированности. Разумеется, сознательная дисциплина включает в себя не только послушание. Она включает убежденность в необходимости поступать так, а не иначе. Это добровольное подчинение своего поведения общественным или семейным нормам. Послушание основывается на авторитете и доверии. Нельзя противопоставлять послушание самостоятельности, в нем нельзя видеть препятствие развитию свободы и самостоятельности. Человек, который умеет подчинять свои желания общественным требованиям, может называть себя воспитанным. Послушание близкому человеку порождает чувство удовлетворения даже в тех случаях, когда ребенок отказывается от своих желаний. Научившись подчинять свои влечения интересам близких людей, ребенок легче усваивает основы поведения. Послушание является первой ступенькой к сознательной дисциплине. Но эта ступенька необходима, перешагнуть через нее невозможно без серьезного ущерба морального развития ребенка.

В семье закладываются основы формирования и таких нравственных качеств, как приличия и манеры. Ребенок вступает в общение с людьми раньше, чем он узнает, поймет и усвоит моральные нормы человеческих отношений. Семья может и должна настойчиво вырабатывать у ребенка привычки культуры поведения, которые закреплены в правилах приличия. Соблюдая правила приличия, люди делают общение друг с другом приятным, создают условия для хороших отношений между людьми. Такое же значение имеют и хорошие манеры. Чтобы у ребенка выработать хорошие манеры и привычки соблюдать правила приличия, со стороны родителей не требуются пространные разъяснения. По ходу жизненных ситуаций надо говорить детям что неправильно. Нужно быть наблюдательным и внимательным, чтобы дети систематически соблюдали правила приличия. Важным фактором их выработки является пример самих родителей, других старших членов семьи. Большую роль в этом деле могут играть дедушки и бабушки.

Семья может играть важную роль в выработке такого нравственного качества как вежливость. Она проявляется в определенных формах. Она имеет свои тонкости и оттенки, Правила вежливости требуют, например, при обращении к посторонним людям говорить "Вы", но в отношениях между родственниками и друзьями принято обращение на "ты". Этим подчеркивается близость. Вежливость требует сопровождать просьбу словом "пожалуйста". Если в обращении с самими детьми родители будут пользоваться этими словами, это само по себе приучит детей к их использованию. Вежливость требует избегать повышенного тона в разговоре, переносить обиду, неприятности и оскорбления. Вежливость, как и хорошие манеры, нельзя привить одними наставлениями и приказаниями. Вежливость самих старших является условием вежливости для детей. Чтобы заложить основы подлинной вежливости и деликатности, надо формировать потребность быть доброжелательным и чутким.

Весьма существенную роль семья может и должна играть в формировании такого качества, как скромность. Без этого качества нельзя в полной мере решать задачи по формированию уважительного отношения к окружающим людям. Скромный человек уважает мысли; дела и интересы других людей. Он не обременяет других частыми просьбами о помощи, не бахвалится своими достижениями. Удовлетворение своих потребностей он согласует с интересами окружающих, У части детей можно наблюдать хвастовство. Оно объясняется тем; что ребенок переоценивает свои физические и умственные силы, преувеличивает свои возможности. Скромность порождается опытом и трудом. Для преодоления хвастовства можно рекомендовать давать таким детям поручения выполнять трудную, но посильную работу и настойчиво требовать его выполнения. При оценке этой работы родители указывают на недостатки. Нельзя приучать детей к постоянным похвалам, особенно, если они этого не заслуживают.

Любая семья может сформировать у детей терпение, настойчивость, упорство. Терпение необходимо и в труде, и в учебе, и в общении с людьми. Оно предполагает способность воздержаться от чего - либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать силы для ее достижения. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования воли и характера. Воспитывать терпение надо начинать еще в раннем возрасте. Такие возможности возрастают с того времени, когда ребенок стал на ноги и круг его потребностей расширяется.

В семье начинается и решение такой нравственной проблемы, какой является воспитание верности данному слову. Чтобы сдержать слово, необходимо всесторонне осмыслить реальность его выполнения, учесть свои силы и возможности для преодоления препятствий, которые могут возникнуть. Поэтому особенно от детей дошкольного возраста выполнения обещаний можно ожидать не всегда. Но разъяснения и наставления тут могут не дать результатов, а наказание может обидеть или озлобить. На первых порах основным стимулом помнить и держать данное слово является воспитание потребности в доверии товарищей и взрослых. Если родители и учителя перестанут доверять ребенку, то они подорвут у него его собственные силы. Нужно постоянно упражнять детей в выполнении посильных для них поручений, возбуждать их инициативу. Стремление ребенка сохранить и закрепить за собой доверие товарищей и близких ему взрослых перерастает в чувство чести.

Анализируя роль семьи в нравственном воспитании, нельзя хотя бы кратко не коснуться той части данной проблемы, которая касается трудового воспитания. При этом нельзя забывать о том, что труд - источник достатка, первое основное условие человеческой жизни. На это обращали внимание многие педагоги прошлого. Еще К.Д. Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности, что труд - основной фактор и средство воспитания. Более 160 дет назад он выдвинул положение: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику любовь и уважение к труду - оно еще должно дать ему и привычку к труду». Примечательным и очень важным в современных условиях является и та мысль великого русского педагога, что под трудом, имеющим огромное воспитательное значение, он понимал не только физический, но и учебный труд.

О роли семьи в трудовом воспитании детей и роли труда в нравственном воспитании хорошо сказано в педагогических сочинениях А. С. Макаренко. Обращаясь к родителям, он писал, что труд всегда был основанием для человеческой жизни, что значение человека в обществе, ценность его как гражданина зависит исключительно от того, насколько он будет подготовлен к труду. Особое внимание он обращал на то, что "трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния". Он считал, что трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. В раннем детстве оно начинается в игре. С возрастом трудовые поручения должны усложняться. Выполнение трудовых обязанностей дома, в семье, должно продолжаться и тогда, когда дети учатся в школе.

Весьма существенную роль семья может играть в воспитании характера. Характер - это целостная система устойчивых отношений человека к миру, к себе, которая формируется и закрепляется в общении, отношениях, поведении и деятельности. Характер развивается, изменяется в процессе воспитания в течение всей жизни человека, но его основа закладывается в детстве, еще в дошкольном возрасте. В процессе воспитания качеств характера важно формировать единство мотивов ребенка и закрепленных привычных способов поведения. Для воспитания сильного, устойчивого характера наибольшее значение имеет устойчивость, организованность семьи, образ поведения самих родителей, особенно отца. Немаловажную роль в развитии у ребенка устойчивых черт характера играет также единство требований взрослых к ребенку. Сильный, самостоятельный, стойкий характер развивается только в процессе самостоятельного поведения. Его психологическая основа состоит в единстве знаний, установок, чувств, мотивов и действий.

Усилия семьи в нравственном воспитании детей оказываются наиболее плодотворными, ели родители хорошо осознают, что дети меняются по мере перехода из одного возрастного периода в другой. Особенно важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, когда они становятся школьниками.

Особенно трудным в развитии ребенка, как для родителей, так и для педагогов, как уже выше отмечалось, считается подростковый период, что объясняется тем, что для этого возраста характерны активизация умственной деятельности, изменения ценностных ориентации личности, взглядов на взаимоотношения с окружающими. Важнейшей психологической особенностью подросткового возраста является более интенсивное, по сравнению с предыдущими возрастными периодами нравственное становление личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его постоянно воспитывали. Для него характерны желание самоутвердится, и неумение это сделать, богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможности для их осуществления.

Указанные противоречия социального характера могут вызвать отклонения от норм в нравственном развитии и поведении, Неумелыми действиями (грубостью, потаканием, жестокостью и т.д.) родитель может травмировать душу подростка, вызвать отчуждение, которое потом будет нелегко устранить. Психическое напряжение, которое возникает с окружающей средой, создает негативный фон, который позволяет считать каждого подростка потенциально неблагополучным. Чтобы подросток нормально развивался в нравственном плане, родителям особенно важно содействовать в выборе адекватных путей для реализации возникающих новых потребностей подростка. Вот почему в общении со своими детьми, ставшими подростками, родителям необходимо проявлять тактичность и находчивость.

Еще более осложняется роль родителей на этапе, когда их дети становятся старшеклассниками, когда они становятся юношами и девушками. В это время для них характерны активное развитие личности, они проявляют большой интерес к проблемам долга, чести, справедливости. Ранний юношеский возраст наиболее благоприятен для формирования социальных потребностей, особенно в общественной необходимости, доверии, уважении к себе. Неуважение к личности юноши и его "Я"' может привести не только к конфликтам, но и к отклонениям в нравственном поведении. В то же время надо заботиться о том, чтобы не развивалась характерная для них переоценка своего "Я".

При внимательном изучении оказывается, что в том возрасте, когда дети учатся в старших классах, для них также характерны противоречия, как подросткам. Ведущим противоречием в процессе психического развития юношей и девушек оказываются противоречия между новыми условиями жизнедеятельности, в которые попадает подросток, новыми общественными требованиями, предъявляемыми ему и его нравственной готовностью выполнять эти требования и пока еще не соответствующим данным требованиям уровнем развития. Преодоление этого противоречия, стремление быть на уровне новых требований ведет к новому этапу формирования самосознания, которое приобретает качественно новый характер по сравнению с подростковым периодом. Основным в нем становится потребность оценить свои морально-психологические свойства и самоутвердиться.

Наиболее безболезненному преодолению этих противоречий в морально-психологическом развитии юношей и девушек способствует демократический стиль воспитания в семье. Если у родителей авторитарный стиль (что особенно у нас в Дагестане встречается очень часто), он вызывает у детей, ставшими юношами и девушками, отчуждение от родителей, чувство своей незначительности, а либеральный стиль, когда родители проявляют пассивность и пытаются не вмешиваться в дела и интересы своих детей, оставляет их без надлежащего руководства и ориентации. Демократический стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение подростка в этом случае направляется твердо, последовательно, гибко и рационально.

Просмотров работы: 2398