ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Исаева М.М. 1, Агамова Э.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель образования в современном обществе – развитие личности учащихся, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни.

Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок – это не только «основная форма организации учебного процесса». Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе. Однако проблема состоит не в новизне требований, а в новизне их понимания.

Что мы имеем в реальности? Отсутствие заинтересованности учащихся в учебном процессе, низкая заинтересованность обучающихся в знаниях и, поэтому для них уроки скучны, не интересны, монотонны, не нацеливают на творчество.

Разобраться в происходящем достаточно сложно. К сожалению, теоретические разработки ученых тонут в водовороте решения повседневных проблем учителями-практиками. Вместе с тем, все большее количество учителей видят смысл не только в стихийно-интуитивном нащупывании правильных решений, но и в научном обосновании своей деятельности. С другой стороны, обнаружить в море научной литературы конкретные рекомендации, соответствующие новым требованиям, разработки уроков на основе этих требований с каждым годом становится все труднее. Как правило, их авторы аккуратно подгоняют хорошо известные методики преподавания к новым целям образования, особенно не заботясь о принципиальной несовместимости первого со вторым.

Сегодня речь не идет, чтобы полностью отказаться от традиционных уроков. Процент традиционных уроков в общем потоке методик долгое время еще будет оставаться достаточно высоко. Однако, если мы хотим воспитать современного человека, то переход от экстенсивных технологий к интенсивным, от пассивных к активным стратегиям неизбежен. Что такое активная стратегия? Это «нетрадиционный урок, необычный урок, нестандартный урок». Сегодня не совсем обычных методов обучения огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока.

Ориентирами для начала работы по интенсивным методикам являются:

  1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок – общественный смотр знаний, урок – диспут, урок с применением компьютеров.

  2. Урок с использованием игровых ситуаций: урок – аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок – театрализованное представление.

  3. Уроки творчества: урок – сочинение, урок – выпуск «живой газеты», урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок – осмотр самодеятельной выставки.

  4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок – лекция, урок – семинар, урок решения задач, урок – конференция, урок- экскурсия, урок, урок-консультация, урок- зачет и т.д.

Эти типы уроков устанавливают некоторые «точки опоры» в применении современных образовательных технологий, таких, как проблемное обучение, интегративное обучение, дифференцированное обучение, исследовательскую и проектную деятельность, использование новых информационных технологий. Данные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, создают предпосылки для того, чтобы ребенок участвовал в регуляции собственной учебной деятельности.

Если в традиционном обучении внимание акцентировалось на запоминании и воспроизведении информации, то в новых условиях возникла необходимость развития творческого (продуктивного) мышления учащихся, формирование его коммуникативных умений и практической подготовки к активной жизнедеятельности в постоянно меняющейся социальной среде. Итак, возникает потребность широкого внедрения инноваций в учебный процесс. Характерной чертой инновационных педагогических и, в частности, дидактических технологий является личностно-ориентированное образование.

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе школы создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности учащихся, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию. Развитие школы может осуществляться лишь посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

- гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

- экономичность резерва учебного времени,

- оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

- применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий. Педагогические технологии ориентированы:

- на формирование положительной мотивации к учебному труду,

- на интенсификацию коммуникативной среды,

- на развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,

- на охрану здоровья учащихся.

Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось с начала [1].

В педагогической науке и практике существуют различные позиции к определению педагогической технологии. Так, М. В. Кларин обозначает данное понятие как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [2].

Г. К. Селевко считает, что педагогической технологией является продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [3]. В свою очередь В. П. Беспалько определяет интересующее нас понятие как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [1, с. 29]. Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, поскольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пониманию сущности технологии вообще.

Таким образом, современную педагогическую технологию обучения характеризуют следующие позиции:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

  • технологическая цепочка действий, операций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися;

  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Чаще учителя в школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы? При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания. При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология. Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает. Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем. Мудрец сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

В наше время знания в науке и хорошее образование уже не является определяющим мотивом учения для подавляющего большинства учащихся. Слово «надо» для них существует, но не имеет такой побудительной сущности, как для взрослого человека. Поэтому нам необходимо прислушаться к народной мудрости, которая гласит, что «охота пуще неволи», и всеми возможными способами разнообразить процесс обучения и делать его интересным и жизненно важным для каждого конкретного ребенка. Активно использовать в своей практической деятельности сочетание различных технологий для подготовки специалистов.В связи с этим перед преподавателями в процессе обучения ставятся новые задачи, состоящие в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Решению этих задач способствует применение инновационных педагогических методов и технологий.

Литература:

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1989.- 231с.

  2. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта.- М: Педагогика, 1989.- 132с.

  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Педагогика, 1980.-146с.

Просмотров работы: 6700