АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Исаева М.М. 1, Керимханова С.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно - правовых нормах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая Декларация прав человека провозглашает и признает права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, слова, религии, мирных собраний и ассоциаций, участия в управлении страной, права на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту социально-экономических интересов (1).

Для того чтобы регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями с соответствующими ведомствами, учреждениями, в целом с государством и обществом нужна правовая база, опирающаяся на определенные законы (2).

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства, должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим, важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца).

Провозглашенная политика перехода от жестко планируемого способа хозяйствования к рыночным отношениям, от тоталитаризма к демократии, сопровождается серьезными социальными издержками, чреватыми не только бедами для отдельных личностей, но и потерями для духовного и физического существования некоторых слоев населения. В их основе – свертывание отечественного производства, рост межэтнической розни, огромный урон, который ныне несут наука, образование, культура, здравоохранение.

Подобные негативные процессы обуславливают падение уровня, и качества жизни населения, ухудшение положения его слабо защищенных слоев, особенно это сказывается на многодетных семьях. Наблюдается разрыв социальных связей – деградация социальной инфраструктуры такой семьи и появление реальной угрозы человеческому потенциалу страны.

Среди множества разнообразных черт, определяющих соотношения и тенденции развития современного общества, есть две характерные черты, значение которых трудно переоценить.

Первая из них выражается в том, что деятельность государства приобретает в официальных документах все большую социальную направленность, то есть при определении приоритетов развития все более учитываются потребности человека как высшие ценности общества, в соответствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты. Основной целью, которой является всестороннее оказание разовой или постоянной помощи индивиду (семье), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации.

Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием экономики, но и крушением системы ценностей падением нравственности.

Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – то есть по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

Социальная работа в многодетных семьях этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности; в ней не существует таких ограничений предписаний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом.

Сегодня необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с многодетными семьями, разработать социальные технологии понятные и убедительные приемы организации и ее проведения.

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен на федеральном уровне был принят Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Адресная федеральная социальная поддержка в текущем году оказывается семьям с душевыми доходами ниже регионального прожиточного минимума. Согласно действующему законодательству, право на получение государственной социальной помощи имеет семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации.

С каждым годом в Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения выделения федеральных бюджетных средств на социальную помощь.

Необходимо создавать равные условия получения социальных пособий для семей с одинаковым количеством и составом работающих и одинаковыми первичными доходами (зарплата, предпринимательский и другие доходы). При назначении таких пособий органы социальной защиты обязаны постоянно "оглядываться" на материальное положение семей с одинаковым количеством и составом работающих до и после выплаты пособий. Абсолютизация «категорийного» подхода к определению получателей государственной помощи может привести к тому, что после выплаты пособий в худшем материальном положении окажутся семьи, не имеющие в своем составе установленных категорий лиц, которым требуется поддержка государства, но с аналогичным количественным и качественным составом работающих, что и получатели адресной поддержки.

Указ Президента РД от 12. 02. 2013 г. «О Стратегии действий в интересах детей в РД на 2013-2017 годы» направлен на проведение целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в Дагестане, охрану закрепленных Конвенцией Организации Объединенных Наций и Конституцией Российской Федерации прав ребенка, консолидацию усилий государственных и негосударственных органов по формированию семейной политики Дагестана, улучшение демографической ситуации в регионе.

Кроме того утверждена республиканская программа "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Республике Дагестан на 2012-2014 годы". Ожидаемые результаты Программы: улучшение качества жизни детей и семей реализации с детьми в Республике Дагестан; обеспечение их социальной защищенности и материального благополучия, в том числе семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; улучшение качества и увеличение объемов услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания семьи и детей, здравоохранения, образования, спорта; укрепление института семьи, ее воспитательного потенциала.

В 2011 году в 1067 семьях родились пятые-девятые дети и в 10 семьях - десятые и последующие дети, одновременно двое детей родились в 501 семье, одновременно трое детей - в 7 семьях.

Всего в республике проживают 504,6 тыс. семей, из них с несовершеннолетними детьми - 391,4 тыс. семей, в том числе около 80 тыс. многодетных семей с несовершеннолетними детьми, 35 тыс. семей, являющихся получателями пенсии по случаю потери кормильца, около 30 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов, более 17 тыс. одиноких матерей, более 6 тыс. опекунских семей (3).

Социальная помощь требуется и семьям с несовершеннолетними детьми. В связи с этим в Программе предусмотрены меры социальной поддержки семей с детьми.

В целях поддержки семьи необходима материальная помощь, оказание различных услуг, способствующих повышению социального статуса семьи, улучшению психологического климата, охране здоровья матери и ребенка.

В республике развита сеть учреждений социального обслуживания населения. Так, по состоянию на 1 января 2012 года в республике функционирует 15 центров социальной помощи семье и детям, 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 14 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, один социальный приют для детей и подростков (г. Махачкала), дом-интернат для умственно отсталых детей "Забота" (г. Махачкала) и различные отделения социальной помощи семье, женщинам и детям при комплексных центрах (центрах) социального обслуживания населения.

Оказывают услуги семьям и детям учреждения социального обслуживания семьи и детей, здравоохранения, образования, культуры и спорта. Стратегическое направление их работы - предупреждение различного рода социальных рисков, профилактика семейного неблагополучия.

Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, обуславливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода, который позволяет обеспечить высокий уровень межведомственной координации, будет способствовать наиболее эффективному взаимодействию при выработке общих подходов в ходе реализации мер социальной поддержки и улучшения положения семей с детьми.

Ряд вопросов, касающихся реабилитации, образования детей-инвалидов, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, условий для занятий спортом, творчеством, остались в ведении органов исполнительной власти Республики Дагестан.

Повышение престижа семьи, пропаганда семейных ценностей являются предпосылками стабильного и динамичного развития общества, стимулами к строительству подрастающим поколением своей жизни на основе семейных отношений. Этому способствуют развитие современных форм работы с семьей, поддержка общественных объединений, активная позиция средств массовой информации и реализация мероприятий, предусмотренных Программой.

Сложность проблем и глубина необходимых преобразований требуют комплексного подхода к проведению социальных преобразований. Для достижения цели необходимо равномерное продвижение по этим направлениям, без этого будет невозможно создать реальную основу и механизм поступательного развития экономики и общества в целом.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: ИНФРА – М, 2003;

  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223–ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г. № 140–ФЗ, 27 июня 1998 г. № 94–ФЗ, 2 января 2000 г. № 32–ФЗ, 22 августа № 122–ФЗ, 28 декабря 2004 г. № 185-ФЗ);

  3. Правительство Республики Дагестан постановление от 28 сентября 2012 г. № 323 об утверждении республиканской Программы «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Республике Дагестан на 2012-2014 годы».

Просмотров работы: 3303