ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Кравцова Л.А. 1, Хусаинов И.И. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организуя взаимодействие ребенка с миром, педагог тем самым определяет основной путь его развития - его деятельность.

Но спросим себя, каким же образом возникает дея­тельность ребенка? Что служит толчком для ее начала? Конечно же, ребенок сначала воспроизводит предостав­ленную средой поведенческую модель. Другого образца у него нет. Он произносит услышанные слова. Он копирует увиденные действия. Он повторяет наблюдаемый поступок. Этот этап собственных действий ребенка (именно действий, а не поступка) — ключевой в дальнейшем формировании личности. Благодаря этому совершенному действию, ребенок входит в контекст социальных отно­шений, уже играя определенную социальную роль. Он протягивает руку для приветствия, как взрослый, он гово­рит «спасибо», как взрослые. Он чистит зубы, уступает женщине место, оказывает помощь отцу в работе - как, он это видел, делают взрослые. Но он сквернословит, кричит, дерется, приворовывает, потому что он видел, что так делают вокруг него.

И когда ребенок в роли первоклассника переступит порог школы и воспроизведет модель поведения тех взрослых, с которыми он общался, он вдруг услышит от педагога: «Как тебе не стыдно?!» Это будет несправедли­вое осуждение, ибо ничего другого, кроме того, что он видел в своей микросреде, он не сделал, и ему не может быть стыдно. Зато он почувствует чужеродность школы, жесткость новой среды. К тому же, услышит, как в адрес другого ребенка скажут: «Молодец!» Но как надо вести себя, чтобы получить такое же доброе слово, он не знает да и не умеет.

Собственные действия субъекта немедленно вызыва­ют реакцию социального окружения, потому что они всегда задевают чьи-либо интересы. Эта оценочная реак­ция немаловажна для ребенка, пока еще слабого и безза­щитного. Его психическое состояние целиком зависит от отношения к нему взрослых, а вернее, от внешней формы этого отношения. И он пытается выстроить поведение, чтобы заслужить одобрение, подтверждение любви к нему.

Таким образом, деятельность как фактор формирова­ния личности сопрягается с другим фактором - социаль­ной оценкой в адрес субъекта. Одобрение и неодобрение обладают колоссальной силой - укрепляют содеянное, корректируют будущие действия, блокируют повторные, проецируют новые формы поступка.

Спектр социальной оценки широк, а формы ее мно­гообразны: мимика, пластика, слова, ответные действия, диспозиция, моральные или физические санкции. Не всегда ее можно зафиксировать, она тонка и динамична, часто имеет скрытые формы. Например, красивые дети неизменно вызывают у окружающих положительную оценку, она - в общем внимании, в улыбках и располо­женности, начертанной на лицах, в готовности вступить в общение с ребенком. И красивый ребенок поэтому растет в условиях благоприятной психологической атмосферы и до определенного временного периода неслучайно обго­няет в развитии своих сверстников. Совсем иное оценоч­ное окружение вокруг неухоженной, недокормленной, жалкой фигуры другого несчастного ребенка. Он так же, как красивый, чувствует оценочное отношение к себе, но оно низкое, и поэтому он психологически зажат, скован и потенциально агрессивен.

Фактор оценки очень рано начинает оказывать свое влияние. Еще в колыбели ласковое лицо матери, нежные, воркующие, часто бессмысленные, но наполненные лю­бовью фразы, мягкие руки, легкие поцелуи, бережные прикосновения - все доставляет ребенку удовольствие и сообщает о безопасности и любви. Потерять родительскую любовь страшно, поэтому ребенок плачет, как только запо­дозрит, что его не любят, что его покидают. Он живет в постоянной и ненасыщаемой потребности в любви.

В дальнейшем на протяжении всей жизни фактор оценки будет руководить человеком в его деятельностном и поведенческом выборе. Смещается лишь значимый субъект оценки для подрастающих детей: родители - учи­тель - товарищи - любимый(ая) - сотрудники - публика -и так далее. Тот момент развития, когда человек скажет, что для него оценка окружающих вовсе не имеет никакой власти над ним, потому что он сам себе наивысший суд, все-таки не зачеркивает роли оценки: она трансформиро­валась в совесть, внутренний контроль и судью, несущих в себе социальные ориентиры.

Педагог способен предвидеть результат организуемой деятельности детей и выстраивать ее с ориентацией на социально-ценностный результат, сразу предотвращая не­верно понятую модель поведения (как, например, куре­ние дети принимают за атрибут взрослости, развязность - за показатель внутренней свободы и самостоятельности). Тогда эта деятельность заведомо становится благоприоб­ретенным опытом, вооружая ребенка ценностными уме­ниями и добрыми переживаниями, а в итоге - социаль­но-ценностными отношениями. Тем самым руководимая педагогом деятельность лишена большой доли случайно­сти. Она - «воспитывающая деятельность», осмысленная ребенком в ее ценности и личностной значимости и по­лучающая объективно характеристики ценностной дея­тельности с точки зрения культуры.

Схематически этапы формирования личностного от­ношения к объекту окружающего мира выглядят так в своей последовательности:

  1. Модель поведения, предъявленная социальной средой.

  2. Собственные действия субъекта.

  3. Возвратно-оценочные воздействия среды.

  4. Новая модель поведения как начало нового цикла.

Схема груба, она не отражает тонкости складываю­щихся отношений, лишена индивидуальных красок. Но она позволяет выстроить логику воспитательного процес­са через его структурные слагаемые. Теперь картина вос­питательного процесса такова: «воспитывающая среда» — «воспитывающая деятельность» - «осмысление социального значения и личностного смысла объектов мира».

Что касается полученной схемы, то она будет иметь продолжение: в ходе осмысления происшедшего родится новая модель поведения, а точнее, уже отношения, пото­му что в дальнейшем субъект научается в поведенческих актах обнаруживать отношение. И согласно этому ново-вариативному отношению субъект станет строить свое собственное действие - теперь уже поступок. Процесс формирования отношения принимает характер этапно-циклический и выявляется как бесконечный.

А воспитательный процесс обретает новую дефини­цию — научно-теоретическое определение: воспитание - это система профессиональной деятельности педагога (педагогов), состоящая из трех ключевых элементов, вы­страиваемых в гармоничном согласии с природой становле­ния социальных отношений личности. Эти элементы есть не что иное, как объективные факторы развития лично­сти ребенка, но педагогически интерпретированные: «вос­питывающая среда», «воспитывающая деятельность» и «осмысление мира и себя s этом мире». Количество эле­ментов необходимо и достаточно, чтобы содействовать формированию у ребенка социально-ценностных отно­шений, будучи носителем которых он выступает как лич­ность в контексте социальной жизни.

Каков конечный результат воспитательного процесса? Или личность - это мешок с набором социально-ценностных отношений? И чем больше этих отношений, тем выше воспитательный результат?

Так мы приходим к проблеме цели воспитания.Про­фессиональное назначение педагога состоят в том, чтобы организовать процесс формирования личности - как мы сказали, организовать жизнь ребенка как постоянное вос­хождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни.

В конечном счете, целеполагание разворачивается перед исследователями в непосильной, неодолимой труд­ности, а попытка назвать вещи своими именами, то есть предложить четкую и ясную цель воспитания, вместо того чтобы стать отправной точкой работы педагога с детьми, угасает и как бы не существует более.

Второе, что объясняет двусмысленность нашей пози­ции по отношению к цели воспитания, - наш сложный кризисный период общества, без стратегии социальной перестройки и при слабом научно-теоретическом обосно­вании ее содержания. Отсюда неизбежность размытых идеалов, ложность предлагаемых образцов жизни и про­пагандируемых эталонов поведения. Цель «идеальна» и в плане ее способности отражать эталонное, образцовое, наилучшее на данный момент жизни человека. Но где взять этот образец в распавшейся действительности? Бу­дучи субъективной, цель объективна в том смысле, что она черпается из объективной реальности и - ниоткуда более.

В практической работе учителя проблема цели стано­вится камнем преткновения, если он не признает эту проблему краеугольным камнем воспитательной системы. Для его же профессиональной аттестации вопрос о цели воспитания - пробный камень его педагогического мас­терства.

Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, чтобы, находясь в системе социальных от­ношений, он понимал их содержание, назначение, цен­ность для всех и для отдельного человека, чтобы этот подрастающий человек становился личностью. Не особью только. Не индивидом только. А особью и индивидом на уровне личности.

Роль педагога состоит, в таком случае, в разворачи­вании перед воспитанником веера разнообразных жиз­ненных выборов и научении ребенка производить сво­бодный осознанный выбор, за который в дальнейшем он и станет нести ответственность.

Разумеется, у данного выбора существуют границы, очерченные культурой. Современность выработала вполне определенный, хотя и весьма широкий образ достойной жизни для сегодняшнего человека. «Достойная жизнь» -это жизнь, соответствующая всем предназначениям чело­века, позволяющая ему раскрыть все потенции, реали­зующая его сущностные функции, в корне отличающие его от животного, это жизнь, основанная на Добре, Ис­тине, Красоте.

Мы уже сказали, что наличие цели придает смысл профессиональной деятельности педагога. Бесцельное воспитание - здание, выстраиваемое на фундаменте безы­дейности, как если бы идеалы не существовали в качестве элементов культуры, игнорировались бы холодным и трезвым прагматическим рассудком.

Идеалы - признак и показатель высокой культуры об­щества и отдельного человека. Их отсутствие свидетельству­ет о низком общественном и индивидуальном развитии. Но идеалы выполняют и более существенную функцию в ста­новлении человека: они сообщают ему и придают уверен­ность в том, что на Земле существует возможность жить по законам достойной жизни. Как только такая уверенность распадается, улетучивается, человек падает в пропасть.

Таким образом, мы можем сказать, что школа имеет своим конечным на­значением формирование идеалов у школьника, знающего, что на земле есть Правда, и желающего жить по ее основам.

Просмотров работы: 1228