ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГА КУЛЬТУР - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Агарагимова В.М. 1, Омарова К.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в современной России оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и деятельности. В обществе формируются новые отношения и ценности, появились непривычные критерии оценок различных процессов и явлений. Девальвация ценностных ориентаций молодежи, деформирование уже существующих убеждений и взглядов, привела к вытеснению духовных потребностей, ориентации в сторону материального благополучия, ослаблению воспитательной функции семьи, самоустранению большинства родителей от духовного воспитания юных граждан. В этой связи важен процесс создания адекватного новому времени механизма интенсивного обновления мировоззрения, ориентирующего тенденцию современного образования на создание условий оптимального интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения.

Одним из важных положений Концепции модернизации российского образования является усиление внимания к воспитанию, как приоритетной составляющей образования, которое должно органически войти в педагогическую деятельность, что позволяет усилить духовно-нравственную сферу процесса обучения. Культурологический подход, все увереннее доминирующий в педагогической науке реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий роль катализатора для развития педагогики, как с научной, так и с практической позиции. Культурологический подход в воспитании акцентирует внимание педагогической общественности на том, чтобы этническая культура народов России, нравственные, духовные, эстетические ценности стали концентрированной основой воспитательного процесса. На наш взгляд, для современной теории и практики образования серьезной является проблема освоения и развития общечеловеческих ценностей и национальной культуры своего народа. Учеными доказано, что для критических этапов развития общества характерно обострение самосознания народа, а так же возрастает интерес к самобытности, обогащению культуры и развитию диалога культур, способствующих формированию духовных ценностей детей и молодежи.

В данном контексте детство выступает как то время, для которого возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. На историческом этапе духовного обновления общества неоценимую роль в нравственно-эстетическом воспитании играет стремление к возрождению национальной культуры и включению детей всех возрастов в народное искусство.

Дагестан, являющийся многонациональной республикой, характеризуется тем, что на его территории на протяжении веков мирно сосуществовали народы разных языковых групп. Исторически сложившееся положение дагестанской цивилизации способствует прогрессу диалога культур как фактора формирования духовно-нравственной личности. Поэтому наша республика признается историками, философами, педагогами, культурологами как уникальная лаборатория, в которой необходим поиск оптимально позитивных путей развития и личностного становления подрастающего поколения через культурное сотрудничество и художественно-творческую деятельность.

Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование и развитие личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры – к общероссийской и через нее – к мировой. Данный процесс можно объяснить тем, что универсальные культурные ценности создаются усилиями всех народов, и культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Развитие потенциала личности, его реализация ведут к обогащению всего общества. Поэтому особая роль в формировании и развитии во всех возрастных периодах, начиная с дошкольного возраста эталонов нравственного, эстетического отношения к окружающей жизни принадлежит богатым, многовековым традициям народного искусства Дагестана , заложенными в народной музыке, сказках, декоративно-прикладном искусстве, различных играх и т.д. [1].

Вышеизложенное подтверждает актуальность проблемы приобщения подрастающего поколения к художественно-эстетическим и нравственным ценностям на основе комплексного, интегрированного принципа в эстетическом воспитании детей, в котором народное художественное творчество является средством гуманизации педагогического процесса, создающего благоприятную среду для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие.

Можно сделать вывод о том, что отечественная психолого-педагогическая наука определяет эстетическое воспитание, во-первых, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать красоту в жизни и искусстве, во-вторых, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, а также как приобщении к художественной деятельности, развития художественных способностей (Л.Я.Венгер, Л.С.Выготский, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, и др.). В эстетическом воспитании к решающим факторам можно отнести особенности окружающей действительности (природы, быта, труда, общественной жизни) и искусство (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Термином «художественное воспитание общепринято называть эстетическое воспитание через искусство. Поэтому деятельность ребенка непосредственно связана с различными видами искусств или определенным искусством, только тогда она может быть названа художественной.

Эстетическое воспитание через искусство ученые обозначают термином «художественное воспитание». Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства. Поскольку это лишь истоки зрелых форм искусства, т.е. его начальные проявления, они облечены в своеобразные и доступные ребенку формы. К ним относятся театрализованные игры, художественно-словесное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, при этом все эти виды искусства выступают и как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являя собой синтетическую художественную деятельность. Следует отметить, подчеркивают исследователи, что дети сами могут находить форму организации своей художественной практики. Прежде всего, они избирают ведущий для своего возраста вид деятельности – игру. Но игра приобретает, по мнению А.Н.Леонтьева [5], предэстетический характер, так как детей интересуют не только процессы, но и результаты.

В то же время, указывает Н.А.Ветлугина, пути усвоения детьми художественного опыта идут в разных направлениях. Один из них – воспроизводящий, который основан на активном усвоении ребенком ранее выработанных приемов поведения и образа действий. Это способ развивающего обучения. В основе другого пути – творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества. Обучение и творчество специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства, но между ними устанавливаются существенные связи. Только тогда, когда обучение носит воспитывающий характер, может развиваться творчество. Творчество так же активизирует процесс обучения [1].

Характеризуя задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста, исследователи делят их на четыре группы, каждая из которых имеет определенную направленность.

Задачи первой группы направлены на формирование эстетической чувствительности, накопление фонда эстетических образцов, стремления к развитию эстетической эмоциональности, чувствительности, заинтересованности.

Задачами второй группы является расширение объема эстетических знаний, стимулирование детей к проявлению эстетических суждений и оценок. Педагогическая деятельность направлена на знакомство с правильным определением прекрасного и безобразного, комического и трагического в реальной жизни и искусстве, способствующие осознанному пониманию красоты. В данном процессе задействованы разнообразные стандарты: эмоциональные , сенсорные, искусствоведческие .

К задачам третьей группы отнесены те, которые способствуют активному приобщению к эстетической деятельности: развитие художественного и эстетического восприятия; формирование первичных умений и навыков художественной деятельности; воспитание потребности активно и творчески вносить элементы красоты в жизнь, природу, собственный облик, в отношения с другими людьми.

Ведущей концепцией в области эстетического воспитания дошкольников является концепция Т.С.Комаровой, в которой представлены принципы интегрированного взаимодействия различных видов искусства и художественно-творческой деятельности:

  • тесная взаимосвязь народного и классического искусства;

  • активное введение народного искусства в воспитательную работу ДОУ;

  • стимулирование детей для участия в различных видах творческой художественной деятельности;

  • создание благоприятной эмоциональной обстановки для стремления к занятиям художественной деятельностью;

  • учет индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом их предпочтений, интересов уровня художественной деятельности, сочетание групповой и индивидуальной работы;

  • создание художественной среды ДОУ с максимальным использованием продуктов детского художественного творчества;

  • позитивное отношение к различным формам детской художественно-творческой деятельности, в какой бы форме оно не проявлялось;

  • широкое использование побуждающих методов в работе с детьми, в том числе игровых [4].

В контексте нашей работы имеют место научные разработки Е.Г. Юдиной [9], доказывающей, что позитивное развитие личности дошкольника направленное на стимулирование его инициативности, самостоятельности, должно быть ориентировано на технологии, обеспечивающих полноценное развитие детей в условиях эмоционального благополучия. Этот аспект получил дальнейшее развитие в работе Р.Р.Калининой, утверждающей важность приоритетных направлений воспитания эстетического отношения к окружающему и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. При этом, эстетическое отношение позиционируется как избирательная связь с эстетическими сторонами окружающего мира, отраженного в искусстве, быту.

Таким образом, Р.Р. Калинина раскрывает эстетическое воспитание не только как восприятие видимой стороны окружающего, но и понимание особенностей его настроения, характера [3].

Более того, исследование Р.М. Чумичевой направлено на утверждение положения о связи искусства и игры, объединенных единым художественно-игровым действием, которому автор отводит функцию формирования духовных ценностей личности. Поэтому связь игровой деятельности и искусства позволяет осуществлять эстетическое и художественное воспитание. Если ребенок, играя, входит в мир искусства, то это будет способствовать развитию умения внутренне продумывать построение своей деятельности, стимулировать эмоциональную и творческую активность [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа современного дошкольного воспитания должна быть построена в двух взаимосвязанных и смежных по характеру стратегиях – модернизация содержания и использование современных образовательных технологий. При этом основой первого направления является учение В.А. Сухомлинского о том, что воспитание в широком смысле слова характеризуется как многогранный процесс духовного обогащения и обновления, позволяющий детям жить в мире красоты, творчества [6].

В основу современных воспитательных технологий необходимо определить такие направления, которые позволят формировать механизм эстетического развития в комплексе. Но исключение одного из компонентов может привести к формализму воспитания, и тогда не может идти речи об истинно эстетическом развитии.

Проведенное нами анкетирование работников дошкольных образовательных учреждений Дагестана позволило выявить трудности практической работы по реализации национально-регионального компонента. Педагоги отмечали слабое учебно-материальное обеспечение, отсутствие методической оснащенности. Также указывалась настоятельная необходимость учета ориентации воспитательного процесса на этнические культурные духовно-нравственные потребности и интересы различных национальных групп.

Современное мультикультурное общество нуждается в разработке комплексной системы эстетического воспитания через народное искусство. В связи с этим, можно утверждать, что существует противоречие между необходимостью стратегического использования народного искусства Дагестана в эстетическом воспитании детей и отсутствием методического обеспечения этого процесса в воспитательно-образовательной деятельности.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы, позволил предположить, что процесс эстетического воспитания детей 5-6 лет будет эффективным при условии, если:

  • стратегическим направлением педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении будет создание позитивного эмоционального климата, направленного на развитие диалога культур в процессе художественно-эстетической деятельности;

  • возрастные особенности являются определяющими при отборе художественных произведений (литературных, декоративно-прикладных, музыкальных);

  • индивидуальный подход определен основой художественно-эстетической деятельности дошкольников в процессе интегрированных занятий ;

  • сотрудничество детского сада и семьи проходит в русле диалога культур, в процессе которого осуществляется духовно-нравственное и эстетическое воспитание и развитие детей.

Поэтому основой разработанных нами комплексных занятий является декоративно-прикладное искусство Дагестана, сосредоточенное в центрах народных промыслов: гончарное искусство Балхара, ювелиры Кубачей, мастера насечки Унцукуля, ковровое искусство Табасарана. Занятия сгруппированы по блокам, при этом каждый является самостоятельным, законченным и вместе с тем связанным с предшествующими и последующими блоками, что и составляет целостность структуры всей системы.

Каждый из разработанных блоков имеет интегрированную основу и строится на соответствующих принципах, таких как:

- планомерная организационная основа всех составляющих образовательно-воспитательного процесса направленного на нравственно-эстетическое воспитание детей ;

  • интеграция народного искусства в русле диалога культур;

  • формирование и обогащение представлений детей о народном искусстве и активизацию художественно-творческой деятельности детей;

  • применение методов авансированного успеха, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В структуру каждого блока включены указания по организации предварительной и последующей после занятия работе с целью реализации заключительного этапа составными частями которого являются выставки, спектакли, коллективные творческие панно и т.д.

Следовательно, работа педагогического коллектива дошкольных образовательных учреждений Дагестана должна быть направлена на только на сохранение самобытности этнической культуры, но и на ее развитие, тем самым способствуя обогащению культуры многонациональной России, являющейся составной частью мировой цивилизации. При этом основное внимание необходимо направлять на диалог и взаимообогащение культур формирующих духовно-нравственные ценности. В этом контексте диалог культур, являющийся основой разработанных нами комплексных занятий по эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства Дагестана, помогает детям понять и родную культуру и культуру других народов, что способствует эффективности процесса формирования культуры межнационального общения. Мы убеждены, что в процессе эстетического воспитания дошкольников происходит интенсивное формирование духовно-нравственных ценностей при условии расширения и обогащения содержания работы образовательного учреждения, активизации творческой и познавательной активности всех участников процесса -родителей, педагогов, детей. Поэтому разработанные нами комплексные занятия, имеющие в основе народное творчество художественных промыслов Дагестана, в условиях диалога культур позволят совершенствовать и обогатить воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Литература

  1. Агарагимова В.К., Исаева Э. . Концептуальные и психолого-педагогические предпосылки художественно-эстетического развития личности детей 5-6 лет // 5 Международный студенческий форум РАЕ 2013 http:// www. scienceforum. ru/ 2013/306/5877

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. – СПб, Питер, 2001. – 93с.

  3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб: Речь, 2003. – 144с.

  4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошк. учреждений. – М.: Мнемозина, 2005. – 160с.

  5. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста // Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М.: ТИРНО, 2005.-177с.

  6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В 3-х томах. Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль. – М.: Педагогика, 1979. Т.1. С.88-191.

  7. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Автореф. дисс. … докт. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1995. – 47с.

  8. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012 – 327с.

  9. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Пособие для дошк. образов. учреждений // Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова. – М.: Просвещение, 2002 – 144с.

  10. Якобсон П.М. Психологические проблемы эстетического развития детей. – Ростов-на-Дону, Феникс – 185с.

Просмотров работы: 2690