МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА

Сасарина Е.Е. 1, Арсеньева А.С. 1, Вохмянина С.В. 1
1ГОАУ СПО ЯО Рыбинский педколледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья особое место занимают дети с синдромом Дауна, которых часто называют дети Солнца. Синдром Дауна назван по имени английского врача Джона Лангдоуна Дауна, впервые описавшего в 1864 г. характерные черты людей с данной патологией.

Вероятность рождения детей данной категории возрастает до 1:700. Однако в настоящее время отмечается тенденция к увеличению рождаемости даунят, что подтвердилось нами в результате изучения системы специального образования Ярославской области. Не случайно с 2006 г. по инициативе Всемирной ассоциации Даун Cиндром 21 марта объявлен Международным днем человека с синдромом Дауна. Дата - 21-й день третьего месяца - напоминает, что этот синдром связан с тремя копиями 21-й хромосомы. В этот день в разных странах проходят акции, пропагандирующие возможности людей с синдромом Дауна и успешные примеры их обучения и интеграции в общество. Однако в отечественной системе специального образования организация коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории рассмотрена недостаточно.

Несмотря на ограничение публикаций, посвященных детям Солнца, авторы единогласны в том, что одной из самых характерных особенностей детей с синдромом Дауна является задержка в моторном развитии. Наличие дополнительной хромосомы обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет развиваться медленнее своих ровесников.

В исследованиях Н.А.Бернштейна, В.Н. Бехтерева, М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой и др. подтверждается, что моторное развитие, на основе которого происходит развитие сенсорных процессов с учётом общих закономерностей онтогенеза, является базальным уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения ребенка в школе и формирования учебных навыков.

Патриция Уиндерс отмечает, что развитие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычно развивающегося ребенка, однако время появления навыков более позднее, а возрастной диапазон гораздо шире. По мнению зарубежных авторов, Патриции Уиндерс, Жерара Лежена, Питерси Мойра, Трилора Робина существует ряд факторов, замедляющих моторное развитие детей с синдромом Дауна. Во-первых, это физические и нейрофизиологические факторы: структурные мозговые нарушения, нарушение синаптических связей, гипотония, чрезмерная подвижность суставов, ослабленное чувство равновесия, короткие руки и ноги по сравнению с туловищем. Во-вторых, медицинские факторы: пороки сердца, заболевания желудка и кишечника, хронические инфекционные болезни верхних дыхательных путей, проблемы со зрением, слухом и функционированием щитовидной железы.

Жиянова П.Л. указывает интересный факт, что существует взаимосвязь между развитием познавательной деятельности и формированием навыков крупной моторики. Особенностью развития ребенка с синдромом Дауна по мнению автора является снижение глубинной телесной чувствительности, что влияет как на качество движений, так и на развитие познавательной деятельности. При осмыслении и выполнении сложной двигательной задачи, представляющей собой цепочку последовательных действий, у детей данной категории возникают трудности, связанные с планированием. Таким детям бывает труднее: понять задание (что я должен сделать?) или самостоятельно поставить цель (что я хочу сделать?); выбрать способ достижения цели (как я могу этого достичь?); определить последовательность действий (что я должен сделать сначала, каким будет следующий шаг, что мне сделать в конце?).

Исследования А.С. Рудовой показали, что развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна также идёт с заметным отставанием в связи с особенностями физиологического развития: анатомическими особенностями строения кисти и запястья, сниженным мышечным тонусом, избыточной подвижностью суставов, чрезмерной эластичностью связок, недостаточной устойчивостью тела, ослабленным чувством равновесия.

Питерси Мойра и Трилор Робин отмечают, что у детей с синдромом Дауна последовательность захвата сохраняется, но формирование проходит следующие ступени: ладонный захват формируется к 13 – 16 месяцам, захват щепотью - к 4-8 годам; пинцетный захват - после 5-8 лет и может производиться большим и средним пальцами. Так же непроизвольный захват затухает позже, а при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата. До 3 - 4 лет может наблюдаться захват без участия большого пальца.

В ходе исследования нами предпринята попытка выделить средства, позволяющие стимулировать развитие, как крупной, так и мелкой моторики дошкольников с синдромом Дауна. Анализируя литературу, мы определили средства, использование которых с нашей точки зрения осуществляет комплексное воздействие на моторное развитие ребенка.

Во-первых, этоподвижные игры и игровые упражнения с фитбол-мячами, которые оказывают комплексное воздействие на организм ребенка вследствие совместной работы двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, включающихся при выполнении упражнений на мяче и усиливающих развивающий эффект занятий. Нельзя не отметить и то, что мяч по своим свойствам многофункционален, поэтому может быть использован как тренажер, опора, предмет, массажёр иотягощение. Более того увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры удовлетворяет естественную потребность ребенка в движении и побуждает его не только к физическим, но и умственным усилиям.

Во-вторых, этокрупотерапия - нетрадиционная форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов жизнедеятельности организма. Широкое разнообразие круп позволяет сочетать разные по величине, форме, цвету, поверхности крупы и использовать их в различных вариантах в зависимости от поставленных задач.

В работе с детьми с синдромом Дауна можно варьировать различные приемы:

  • складываем и сортируем крупы в разные емкости;

  • заполняем формочки;

  • втыкаем крупу в пластилин;

  • рисуем пальчиком по крупе;

  • выкладываем крупу по контуру и клеим на заготовки;

  • выкладываем из круп различные изображения;

  • просеиваем крупу через сито;

  • игры с пинцетом (захватываем пинцетом различные виды круп);

  • поиск игрушек в крупе и т.д.

В-третьих, этомногообразие пальчиковых игр, которые можно сравнить с уникальной тактильной гимнастикой, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов, оказывающих стимулирующее воздействие на моторное, речевое, психическое развитие детей с синдромом Дауна. Также пальчиковые игры являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук, что особенно необходимо для детей данной категории. Установлено, что на ладони находится около 1000 важных, биологически активных точек, воздействуя на которые, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой – головы. Более того при движении пальцев и кистей рук в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

В работе с детьми с синдромом Дауна целесообразно использовать следующие виды пальчиковых игр: пальчиковые игры – манипуляции, активные игры со стихотворным сопровождением, пальчиковые игры на основе сказок, пальчиковый театр, пальчиковые игры с музыкальным сопровождением, пальчиковые игры с предметами, кинезиологические игры.

При организации работы по развитию мелкой моторики считаем целесообразным учитывать рекомендации М.А. Савко о ряде приоритетных направлений, связанных с особенностями развития детей с синдромом Дауна:

  • формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: развитие чувства равновесия, координация «рука – глаз» (согласованных движений рук), имитация (обучая пенею песенок с движениями или пальчиковым играм);

  • формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата);

  • формирование захвата, то есть умение дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.

Сотрудничество с РЦ «Наставник» позволило нам в ходе домашнего визитирования ребёнка старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна апробировать выделенные нами средства моторного развития. Мы рассматриваем домашнее визитирование как форму оказания образовательных услуг семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.

Сведения о ребенке: Артем А., 7 лет, ребенок-инвалид, синдром Дауна, олигофрения в степени имбецильности.

Для осуществления домашнего визитирования нами была разработана индивидуальная коррекционно-развивающая программа, направленная на моторное развитие ребенка, и реализуемая в течение сентября 2013 г. – апреля 2014 г. Программа включает 3 направления работы.

Основная задача диагностического направления работы - выявить состояние крупной и мелкой моторики ребенка с синдромом Дауна на начало и конец работы, а также определить образовательные потребности и возможности ребёнка. В рамках данного направления проведены беседы с учителем-дефектологом и социальным педагогом РЦ «Наставник», педагогическое наблюдение за поведение мамы и ребёнка в ходе первого визита в семью, а также диагностика моторного развития ребенка по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца и методикам Г.А.Волковой, Н.В. Нищевой.

Установлено, что в мышцах верхних и нижних конечностей отмечается гипотония; моторное развитие резко отстает от нормы; движения крупной и мелкой моторики нескоординированные и неточные, однако крупная моторика по сравнению с мелкой развита лучше; низкий уровень произвольной моторики пальцев рук; уровень сформированности навыков работы с карандашом и предметами низкий, графо-моторные навыки не сформированы. Ребенок с трудом переносит знания и умения из одной ситуации на другую. Во время выполнения заданий проявляется гиперактивность. Отметим, что мальчик чаще всего может выполнять задания по показу, иногда по инструкции, но качество выполнения заданий связано с настроение и желанием ребенка заниматься. Наблюдения показали, что выполнению заданий препятствует низкая концентрация и переключаемостью внимания. Ребенок не может удерживать внимание более 1 минуты. Также отмечаются частые перепады настроения, упрямство, агрессивность и капризы. Следует отметить, что речь резко отстает от нормы развития, носит ситуативно-бытовой характер, пассивный словарь ребенка шире активного, связная речь не сформирована.

Мама ребенка хорошо идет на контакт, понимает его особенности, заинтересована в развитии. Но вследствие гиперопеки она вместо сына выполняет все действия, и даже говорит за ребенка, не создавая пространство для его развития и постижения собственных возможностей. Такая позиция мамы привела к тому, что мальчик не привык выполнять какие-либо задания, просьбы и прикладывать усилия для достижения результата.

В ходе коррекционно-развивающего направления апробируется комплекс средств для развития моторики с учетом образовательных потребностей и возможностей ребенка. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Нами выделено 2 подхода к отбору содержания занятий, которые чередуются между собой:

1. Использование сочетания подвижных игр и игровых упражнений с фитбол-мячами с пальчиковыми играми. В этом случае главным средством моторного развития являются подвижные игры и игровые упражнения с фитбол-мячами, которые вызывают положительные эмоции, не требуют высокой концентрации внимания и сильного мышечного напряжения. В связи с этим в содержание занятий данного типа мы включаем пальчиковые игры, требующие от ребенка больше моторных усилий и концентрации внимания для их выполнения. В основном это пальчиковые игры со стихотворным сопровождением, кинезиологические игры и пальчиковый театр. При выполнении данных игр ребенок не только делает определенные движения пальцами рук и кистью, но и учится соотносить их темп с темпом речи, что способствует развитию координации движения речью.

Для Артема данные пальчиковые игры являются самыми сложными для выполнения, поэтому мы проводим их только в начале занятия, когда еще организм ребенка не утомлен, а также снижаем темп их выполнения до медленного проговаривания слов по слогам.

После интенсивного мышечного напряжения верхних конечностей включение подвижных игр с фитбол-мячом выступает как средство релаксации и снимает возникшую усталость. Далее проводятся игровые упражнения с фитбол-мячами, игровой характер которых позволяет отработать движения общей моторики в интересной и непринужденной для ребенка форме. Заканчивается занятие подвижной игрой с фитбол-мячом.

2. Использование сочетания крупотеропии с пальчиковыми играми. В этом случае главным средством моторного развития является крупотеропия. Работа с крупой требует достаточно высокой концентрации внимания и напряжения мышц пальцев и кисти. Поэтому в содержание занятия данного типа мы включаем пальчиковые игры, которые в начале занятия подготавливают руку к выполнению более сложных заданий с крупой, а в середине занятия позволяют расслабиться и отдохнуть, выступая в качестве физкультминутки. В основном это пальчиковые игры с элементами самомассажа, пальчиковые игры-манипуляции, музыкальные пальчиковые игры. Последний вид пальчиковых игр особенно любим Артемом, так как учитывает характерную особенность детей с синдромом Дауна - их подражательность и музыкальность.

На сегодняшний день проведено 10 занятий с ребенком. Опыт практической деятельности в ходе домашнего визитирования позволил нам выявить противоречия между теоретическими положениями, характеризующими особенности детей-Даунов.

Во-первых, традиционно принято считать детей Солнца ласковыми, привязчивыми, улыбчивыми, но мы убедились, что у ребенка может проявляться эмоциональная лабильность, и он меняет настроение без существенных поводов. Дисфория, агрессия и гнев по отношению к окружающим людям проявляются у мальчика в желании ущипнуть, ударить, порычать, оскалиться. И тут же он может целовать, гладить, улыбаться. Возможно, эти проявления связаны с неправильным стилем воспитания в семье, но они постоянно мешают ходу занятия. Поэтому в ходе первых визитов в семью много времени отводилось на воспитание культуры речевого общения и поведения ребенка. Первоначально из планируемого содержания занятия мы успевали выполнить только одно задание. Важным достижением в этом направлении можно считать то, что к 6 занятию мы научили Артема не отнимать, а просить, используя вежливые слова; выслушивать инструкцию и заканчивать занятия только тогда, когда ребенок выполнит предложенное задание до конца; выполнять пальчиковые игры и задания по крупотерапии за столом.

Во-вторых, одной из особенностей детей с синдромом Дауна является способность к подражанию, которая являются основой обучения даунят. Но у Артема она развита достаточно слабо. Мальчик не может выполнить элементарные движения, поскольку не развиты свойства внимания. Ему сложно сконцентрироваться на одном объекте, несоскальзываяна посторонниесвязи, несущественные характеристики. Он может встать, убежать, часто произносит «Постой!» и прекращает выполнение задания. В связи с этим уходит достаточно много времени, чтобы вернуть ребенка в полезную деятельность. Именно поэтому в содержание каждого занятия мы включаем игровые упражнения на развитие свойств внимания, уменьшаем кол-во заданий до 2 видов, планируем частую смену видов деятельности и многократное повторение.

Из подобранных нами средств моторного развития самым трудным для ребенка является крупотерапия. Ребенок иногда проявляет брезгливость к крупе; раздражается, когда не может захватить более мелкую по размеру крупу; быстро истощается при выкладывании изображения даже большими по размеру бобовыми культурами. В связи с этим на первоначальных занятиях по крупотерапии мы использовали не создание целого образа, а выполнение каких-либо деталей, что требует меньше сил и времени.

Наблюдения за ребенком в ходе занятий показали, что ему нравится работать с фитбол-мячом. Он проявляет инициативу, предлагая поиграть с мячом. Артем научился сидеть на мяче, но не удерживает осанку; может пружинить на нем и выполнять невысокие прыжки. Однако выполнение различных движений на мяче для ребенка является еще достаточно трудным.

Наиболее значимые успехи можно выделить в выполнении пальчиковых игр: дает руку для выполнения пальчиковых игр с помощью приема «рука в руке»; может сгибать и разгибать пальцы рук при пассивном выполнении пальчиковых игр динамического характера; начал выполнять статические упражнения, но удерживает позу не более 3 секунд; начал по показу сжимать и разжимать кулак, иногда может самостоятельно в медленном темпе чередовать эти действия; может выполнить до конца пальчиковую игру в сопровождении с четверостишием в медленном темпе.

С января 2014 г. планируется начать реализацию просветительского направления работы для повышения педагогической компетентности мамы в вопросах воспитания и моторного развития ребенка.

Таким образом, с учетом физических и нейрофизиологических факторов развития детей с синдромом Дауна, их потенциальных и реальных возможностей использование комплекса средств, таких как подвижные игры и игровые упражнения с фитбол-мячами, крупотерапия и пальчиковые игры, способствует моторному развитию детей данной категории.

 

Просмотров работы: 9105