ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сасарина Е.Е. 1, Казуто Е.Н. 1, Кузьмина А.С. 1
1ГОАУ СПО ЯО Рыбинский педколледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неуклонный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в России и в мире представляет собой глобальный социальный процесс, требующий проведения целенаправленной работы по интеграции их в общество. Причем, в настоящее время констатируется увеличение кол-ва лиц, как с парциальными, так и с сочетанными нарушениями. За последние 6 лет число инвалидов в России увеличилось в 2,5 раза и в настоящее время составляет более 10 миллионов человек, из которых около 500 тысяч – дети-инвалиды.

Исследования И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.Н. Подколзиной, Е.В. Устиновой, Л.И. Фильчиковой, Л.М. Шипицыной, Е.А. Янушко и др. доказывают, что у всех категорий детей с ОВЗ в зависимости от характера и степени нарушения с трудом формируются представления об окружающем мире. Дети имеют крайне бедные или недостаточные представления об окружающих их предметах и явлениях. Бесспорно, трудности в познании окружающей действительности негативно сказываются на успешной социализации детей с ОВЗ.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддъяков справедливо подчеркивал, что на современном этапе «надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания».

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. По мнению ряда авторов, таких как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова и др., для более полного представления картины мира детям необходимо, прежде всего, овладеть сенсорными эталонами - общепринятыми образцами внешних свойств предметов.

Ученые отмечают, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходит в процессе различных видов содержательной деятельности. На этой позиции базируется система сенсорного развития детей в отечественной науке В.Н.Аванесовой, Л.А.Венгера, А.Н.Лебедева, Н.Н.Поддьякова, Н.Г.Сакулиной.

В связи с вышесказанным, мы считаем, что интеграция видов продуктивной деятельности позволит наиболее полно познать окружающий мир дошкольникам с ОВЗ и будет способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах за счет включения нетрадиционных видов техник и материалов.

Сотрудничество с Реабилитационным центром «Наставник» г. Рыбинска позволило нам организовать для дошкольников с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, занятия кружка «Веселый карандаш». Основная цель кружка - формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с ОВЗ в процессе интеграции продуктивных видов деятельности. Занятия кружка проходят на базе педагогического колледжа 1 раз в неделю с группой детей дошкольного возраста 5-6 лет в кол-ве 7 человек.

В группу входят ребята с детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна, глухотой, нарушением сердечно-сосудистой деятельности. Среди 7 детей не пользуются речью как средством общения 3 человека. Организуя такую группу, мы осознавали, что будет достаточно трудно в процессе обучения учитывать особенности каждой категории детей, связанные с первичным дефектом. Поэтому на занятиях каждого ребенка сопровождает студент-волонтер, который с учетом разработанных нами индивидуальных образовательных маршрутов адаптирует типовое задание с учетом потенциальных возможностей ребенка за счет изменения:

  • размера изображения (высокая и низкая елочка);

  • кол-ва деталей или изображений (кол-во игрушек на елке, кол-во снеговиков);

  • интегрируемых видов продуктивной деятельности и техник для выполнения деталей изображения (ягоды рябины можно выполнить с помощью рисования пальцами, штампования, скатывания и приклеивания бумаги, скатывания и надавливания пластилина) и т.д.

На первом занятии каждому ребенку была подарена «волшебная коробка» определенного цвета с изображением Веселого Карандаша. Использование «волшебных коробок» способствует не только закреплению сенсорного восприятия цвета, но и позволяет избежать конфликтных ситуаций между детьми в выборе материалов для изготовления поделок.

В начале каждого занятия дети самостоятельно берут свою «волшебную коробку», в которую заранее положены необходимые для изготовления продукта канцелярские принадлежности и материал. Причем, ребята открывают коробку после указания Веселого карандаша, когда непосредственно приступают к основной части занятия. Опыт показал, что использование «волшебных коробок» является результативным приемом для поддержки интереса детей и дисциплины на занятиях.

В ходе каждого занятия мы используем игровой персонаж - Веселый Карандаш, который встречает ребят, создает проблемную ситуацию, мотивируя их на продуктивную деятельность, и в конце занятия оценивает выполненные ими продукты.

При планировании сюрпризного момента мы учитываем четыре типа мотивации дошкольников:

1. Игровая мотивация («Помоги Веселому карандашу»). Дети достигают цели обучения, решая проблемы игрушек. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

2. Помощь взрослому («Помоги мне»). Мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

3. Желание детей чувствовать себя знающими и умеющими («Научи меня»).

4. Внутренняя заинтересованность ребёнка («Создание предметов своими руками для себя»). Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких.

Не смотря на то, что дети, посещающие кружок, испытывают трудности в познании окружающей действительности, с помощью игрового персонажа мы создаем проблемные ситуации, доступные для понимания детьми. Этому также способствует широкое использование мультимедийных презентаций, художественного слова, музыкальных произведений, рассматривание игрушек, репродукций, фотографий и реальных объектов живой природы (гроздья рябины, еловая веточка, шишки и т.д.). Используемый комплекс средств стимулирует познавательный интерес детей, способствует познанию свойств и качеств предметов, обогащает сенсорный опыт и позволяет успешно закреплять и обогащать представления дошкольников об окружающем мире.

Отметим, что ребята с большим удовольствием взаимодействуют с Веселым карандашом, слушают его задания и всегда рады ему помочь. Традиционным стало приветствие и прощание Веселого карандаша с каждым ребенком, что позволяет создать комфортную обстановку и почувствовать каждому ребенку уверенность в том, что на занятии его ждут и ему рады. Важным этапом занятия является организация рефлексии и оценка деятельности детей и их продуктов, что также осуществляется от имени персонажа и стимулирует дошкольников для дальнейшей продуктивной деятельности. По итогам каждого занятия оформляется выставка детских работ.

Поскольку занятия кружка направлены на формирование представлений о сенсорных эталонах, то на первой встрече с детьми была проведена диагностика, которая показала следующие результаты:

  • в области цвета - 29% узнают и называют красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, белый и черный цвета; 14% узнают красный, желтый, зеленый, белый и черный цвета, но при обозначении словом смешивают их названия, кроме белого и черного цветов; остальные 43% испытывают трудности дифференциации сходных по спектру цветов;

  • в области формы - 29% узнают и называют такие геометрические фигуры, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; 14% узнают и называют только круг, 14% узнают круг, но самостоятельно не называют его; остальные 43% не дифференцируют геометрические фигуры;

  • в области структуры различной поверхности - 29% узнают и называют такие эталоны, как гладкий, колючий, пушистый, 43% узнают эталоны, как гладкий, пушистый;

  • в области величины - 29% узнают и называют такие величины, как большой, маленький, толстый, тонкий; 43% - только большой и маленький; 100% не дифференцируют и не называют понятия широкий, узкий, длинный, короткий;

  • в области пространственного расположения - 57% дифференцируют и называют такие понятия как вверху, внизу; 100% детей не дифференцируют понятия справа, слева.

Для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, структуры различной поверхности, величины и пространственного расположения предметов мы используем интеграцию продуктивных видов деятельности (рисования, аппликации, лепки, конструирования) в одной работе с использованием нетрадиционных техник и материалов. Такой подход позволяет стимулировать сенсорное развитие, формируя представления о сенсорных эталонах, а также создать самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и способствовать развитию детского воображения и фантазированию. Именно в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

При организации деятельности детей мы учитываем позицию Н.Н. Поддьякова, который указывает, что «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир».

Поскольку без специального обучения детей с ОВЗ обследованию предметов их восприятие остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития и овладения разными видами деятельности, то на каждом занятии мы предусматриваем обучение дошкольников обследованию предметов с целью выявления свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей продуктивной деятельностью. Один и тот же предмет обследуется различными способами в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми дети в дальнейшем могут пользоваться самостоятельно, помогает обследование по следующей схеме:

  • восприятие целостного облика предмета;

  • мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал);

  • пространственное соотнесение частей друг с другом;

  • вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

  • повторное целостное восприятие предмета.

На сегодняшний день проведено 10 занятий. На первых занятиях кружка приоритетным видом деятельности являлось рисование. В процессе работы мы использовали и нетрадиционные техники рисования. Для этого из многообразия техник мы выбрали те, которые доступны для детей младшего и среднего дошкольного возраста с учетом ограничений возможностей ребят. Это такие техники, как рисование пальцами и ладонью, рисование методом тычок жесткой полусухой кистью, рисование не только карандашами и красками, но и нетрадиционными материалами (тенями для век, активированным углем, рисование по сжатой бумаге, ватной палочкой, торцом цветного карандаша, свечой и т.д.). Самым сложным для ребят оказалось выполнение работы «Пушистый кот» в технике рисования методом тычок жесткой полусухой кистью, а самым любимым – рисование разноцветных листочков с помощью пальцев по теме «Осеннее дерево».

Интегрируя лепку как вид продуктивной деятельности дошкольников, мы используем нетрадиционную технику работы с пластилином - пластилинографию. Она позволяет создать пластилиновые картинки с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы. Такие плоские пластилиновые изображения служат или основой для дальнейшей работы (фон аквариума) или выступают как самостоятельное изображение (дерево). Ребята с увлечением работают с пластилином разного вида: традиционного в брусках, воскового, застывающего, шарикового и пластилина на растительной основе.

На занятиях мы часто используем пластилин при создании аппликации для изготовления различных деталей изображения с помощью приемов скатывания, надавливания и размазывания пластилина. Заполнять фрагменты композиции можно разными способами:

  • размазывание пластилина на нужном участке аппликации (нос у ежа);

  • аппликация из пластилиновых шариков (ягоды рябины, шарики на елке);

  • аппликация из пластилиновых жгутиков (водоросли);

  • аппликация из вырезанных элементов (силуэт рыбы).

Аппликация из бумаги, природного материала (шишек, сухих листьев, мха, ягод рябины и т.д.) и нетрадиционного материала (губок для мытья посуды, ткани, ватных дисков, цветного песка, пуговиц и т.д.) позволяет поддерживать устойчивую мотивацию детей из-за возможности создания неожиданных вариантов художественного изображения.

Интересным для ребят стало изготовление аппликации «Новогодняя елочка» из губок для мытья посуды разного цвета, что позволило передать не только цвет и форму изображения, но и колкую поверхность еловых ветвей. Также интерес вызвало выполнение аппликации по теме «Рябина» с использованием пуговиц красного цвета на основе изображения рябина с помощью красок. Сложным стало изготовление аппликации «Аквариум» и вдавливание в силуэт рыбок, выполненных в технике пластилинографии, бобовых культур (горох, бобы, фасоль).

В ходе работы кружка мы учитываем рекомендации Т.В. Волосовец и Е.Н. Кутеповой о необходимости частой смены продуктивных видов деятельности при работе с детьми с ОВЗ. В каждое занятие включается несколько видов деятельности. Например, лепка переходит в различного вида обводки, раскрашивание и т.д. Удачным вариантом интеграции можно считать занятия с переходом от конструирования и лепки к рисованию, от обучения действиям с предметами к их фиксированию в рисунке, так как рисование является наиболее сложной формой предметной деятельности и требует подготовки восприятия.

Опыт показал, что при освоении сенсорных основ деятельности наиболее целесообразно предусматривать тесную связь аппликации с рисованием. Аппликация может предшествовать рисованию: дети знакомятся с формой, силуэтом, обводя рукой очертания. Но более эффективно использовать интеграцию, когда рисование дополняет аппликацию для усиления образной выразительности. Аппликация «Дом», выполненная из геометрических фигур, дополняется рисованием дыма из трубы, забора у дома, бегущим к дому ежом, лучами у солнышка, облаками на небе. Аппликация «Снегирь на рябине», выполненная с помощью скатывания и приклеивания красных салфеток для грудки снегиря, приклеивания ваты для изображения снега, дополняется рисованием пальцами ягод на гроздьях рябины.

Поскольку одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания - процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса, то в ходе занятия наряду с художественным творчеством происходит интеграция таких областей как физическая культура, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы и музыка. Именно интегрированный подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире, что особенно актуально для дошкольников с ОВЗ.

В связи с этим в структуру каждого занятия мы включаем:

  • пальчиковые игры, в том числе музыкальные игры Е. Железновой, направленные не только на подготовку руки ребенка к продуктивным видам деятельности, но и способствующие повышению тонуса мышц верхних конечностей и развитие мелкой моторики, поскольку у всех категорий детей с ОВЗ отмечается мышечная гипотония;

  • физкультминутки в форме подвижных игр малой и средней активности, поскольку у детей отмечается быстрая утомляемость и низкая концентрация внимания;

  • классические музыкальные произведения, слушание которых способствует выразительной передаче образов изображений и снятию психоэмоционального напряжения;

  • художественное слово (потешка, загадка, поговорка, пословица, лирическое стихотворение, рассказ), чтение которого побуждает ребенка к созданию в своем воображении зрительных образов, стимулируя воображение.

В ходе каждого занятия создаются условия для сотворчества, совместного переживания эстетических и гуманных чувств, ситуации успеха, одобрения и поддержки на основе приоритета положительного стимулирования и исключения прямого принуждения. Доброжелательную атмосферу и уважение к личности каждого ребенка подчеркивают родители детей, выражая слова благодарности после каждого занятия кружка.

Оценивая деятельность кружка «Веселый Карандаш», мы можем выделить следующие промежуточные результаты работы:

  • дети научились слушать задания и начинать работу только после соответствующих указаний;

  • дети научились приемам обследования предметов;

  • у детей сформирован навык работы с карандашом, кистью, клеем;

  • отмечается активизация как активного, так и пассивного словарного запаса детей в рамках изученных тем;

  • отмечается динамика в формировании следующих сенсорных эталонов:

- в области цвета - 71% узнают красный, желтый, зеленый, белый и черный цвета, но называют все перечисленные цвета только 43%;

- в области формы - 57% узнают такие геометрические фигуры, как круг, квадрат, треугольник, но называют их только 43%;

- в области структуры различной поверхности - 43% узнают и называют такие эталоны, как гладкий, колючий, пушистый, 29% узнают эталоны, как гладкий, пушистый;

- в области величины и пространственного расположения изменений не наблюдается.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В.А.Сухомлинский.

Небольшой опыт работы показал, что интеграция видов продуктивной деятельности в одной работе за счет использования нетрадиционных техник и материалов обогащает чувственный опыт детей, формируя представления о сенсорных эталонах, а также способствует более полному познанию окружающей действительности, формирует более точные представления об окружающем мире и стимулирует умственное развитие дошкольников с ОВЗ.

 

 

 

Просмотров работы: 5595