Болезни глаз стали одной из распространенной болезнью в России. Детская близорукость самая большая угроза. Как известно, у детей играющих в бадминтон очень хорошее зрение и они не носят очки. В игре бадминтон постоянно переключается внимание с близкого расстояния на дальнее и обратно. Движение глазами вверх и вниз позволяет менять фокусное расстояние, что помогает избежать такую болезнь как близорукость и, как следствие, помогает восстановить зрение.
Во время игры происходит резкое перемещение волана, в ходе чего взгляд фокусируется на него, а так как волан маленький по размеру, в процессе игры идет так называемая «гимнастика для глаз» и как следствие происходит улучшение зрения.
Целью нашего исследования являлось оценить функциональное состояние вегетативной нервной системы младших школьников имеющих отклонения зрительного анализатора.
В исследовании применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование (изучение показателей зрительного анализатора по таблице Сивцева, индекс Кедро - для определения состояния вегетативной нервной системы), метод математической статистики.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнекамска. В исследовании приняли участие младшие школьники 7-8 лет в количестве 20 человек. В ходе эксперимента были созданы 2 группы: экспериментальная, куда вошли дети с нарушением зрительного анализатора и контрольная – дети без отклонений в здоровье.
Было проведено исследование функционального состояния вегетативной нервной системы младших школьников (рис. 1, 2) имеющих отклонения в зрительном анализаторе, которое позволило выявить следующее:
в экспериментальной группе:
у девочек преобладают возбуждающие влияния в деятельности вегетативной нервной системы, что составляет 70%, а тормозных – 30%;
Рис.1. Показатели нервной системы по индексу Кедро контрольной группы
до и после эксперимента
Рис.2. Показатели нервной системы по индексу Кедро экспериментальной группы
до и после эксперимента
у мальчиков преобладают возбуждающие влияния в деятельности вегетативной нервной системы, что составляет 30%, тормозных – 60%, функциональное равновесие 10%;
в контрольной группе:
у девочек преобладают возбуждающие влияния в деятельности вегетативной нервной системы, что составляет 70%, а тормозных – 30%;
у мальчиков преобладают возбуждающие влияния в деятельности вегетативной нервной системы, что составляет 60%, тормозных – 30%, функциональное равновесие - 10%.
Педагогический эксперимент заключался во внедрение в учебный процесс элементов игры в бадминтон.
По окончании эксперимента было проведено повторное исследование вегетативной нервной системы младших школьников имеющих отклонения в зрительном анализаторе, которое выявило, что:
в экспериментальной группе:
у 50% девочек наблюдается возбуждающее влияние в деятельности вегетативной нервной системы, у 40% - тормозное, у 10% - функциональное равновесие;
у 30% мальчиков наблюдается возбуждающее влияние в деятельности вегетативной нервной, у 60% - тормозное, у 10% - функциональное равновесие;
в контрольной группе:
у 70% девочек наблюдается возбуждающее влияние в деятельности вегетативной нервной системы, у 20% тормозящее, у 10% - функциональное равновесие;
у 60% мальчиков наблюдается возбуждающее влияние в деятельности вегетативной нервной системы, у 20% - тормозных, у 20% - функциональное равновесие.
Таким образом, внедренная программа, включавшая элементы игры в бадминтон, оказала положительное воздействие на функциональное состояние младших школьников.