ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Гаязова Р.Р. 1, Салаватова С.С. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование вычислительных навыков у учащихся традиционно являлось одной из главных задач школьного математического образования и занимало в нем значительное место. Сегодня, в век развития электронных средств вычислительной техники, широкого внедрения их во все сферы жизни и в систему образования, задача формирования вычислительных навыков, казалось бы, отодвинулась на второй план. Возможность использования ЭВМ не мотивирует школьника на овладение им вычислительными навыками. Между тем, как считают исследователи они являются наиболее эффективным техническим средством преобразования и сохранения информации. В настоящее время названные навыки могут реализовываться как с применением электронно-вычислительных устройств, так и без такого применения. Следует отметить, что умение пользоваться вычислительной техникой, как, оказывается, тоже требует определенного уровня, определенных качеств вычислительных навыков. Формирование названных навыков — сложный длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности, от реализуемых педагогических и методических подходов к образованию школьников и к математическому образованию в целом.

Одним из современных и признанных методов обучения и воспитания в школьной системе образования являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями. В своем исследовании мы исходим из того, что резервом повышения эффективности формирования вычислительных умений и навыков являются, в частности, дидактические игры.

В нашей стране вопросам изучения дидактических игр, как одной из форм обучения и воспитания, посвящены исследования ряда ученых: Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, П. И. Пидкасистого, Ж. С. Хайдарова, В. Г. Коваленко, В. М. Кузнецова и др.

Принято считать, что игра свойственна дошкольному и младшему школьному возрасту, вследствие чего разрабатываются, в основном, дидактические игры для младших классов начальной школы.

Но игровые ситуации привлекают не только детей самого младшего школьного возраста, они могут с успехом применяться в любом звене средней школы: в 5-6-х; 7-9-х и даже в 10-11-х классах.

Однако учителю при использовании игр необходимо учитывать ряд теоретических и практических трудностей. В частности, существуют две противоположные теоретические точки зрения на необходимость использования дидактических игр. Сторонники одного подхода (В. Г. Коваленко, Н. К. Ахметов, П. М. Пидкасистый и др.) теоретически обосновывают необходимость дидактических игр в обучении школьников, сторонники противоположного мнения (П. В. Горностаева, Л. А. Широкова и др.) пытаются обосновать вредность использования игровых методов обучения.

Если встать на вторую позицию, то, естественно, никаких практических проблем по использованию игр не возникает в связи с отсутствием таковых в системе обучения.

В своем исследовании мы придерживаемся первой позиции, потому рассмотрим и ряд практических затруднений, возникающих перед учителем-практиком при обращении к играм.

  1. Во-первых, это малый банк игр по конкретным темам школьного курса. Игр, представленных в книге В. Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики» (М.: Просвещение, 1990) явно недостаточно. Во-вторых, определенные трудности учитель испытывает в связи с отсутствием готового оборудования к играм. Действительно, для того, чтобы игра прошла эффективно и эффектно ее нужно соответствующим образом обставить, использовать атрибутику, а для этого требуется большая подготовительная работа и определенные материальные затраты.

В связи с вышесказанным, целью нашего исследования является сбор и составление банка дидактических игр для использования в различных классах средней школы при изучении числовых систем, изготовление оборудования многократного использования для проведения этих игр. Тема «Числовые системы» выбрана нами не случайно: изучение чисел является одной из основных линий школьного курса математики, пронизывающих ее с самого первого класса и до последних лет обучения. При этом при изучении множеств большую часть времени посвящают обучению выполнения операций над теми или иными числами. Умение оперировать с числами является базой для изучения многих (можно сказать всех) других тем математики, представляет основу для развития и воспитания школьников. Однако сам процесс обучения вычислительным навыкам, тренировочные упражнения носят однообразный характер, иногда учащиеся отказываются выполнять вычислительные упражнения, ссылаясь на наличие калькуляторов. Таким образом, учителю необходимо иметь в своем арсенале такие игры и игровые элементы, которые бы позволяли повысить эффективность изучения числовых систем.

Целью нашей работы является выявление теоретических основ использования игр при обучении школьников математике, а также сбор и составление банка дидактических игр для формирования вычислительных навыков учащихся 5-6-х классов.

Объектом исследования является процесс обучения математике в 5-6-х классах.

Предметом исследования– дидактическая игра на уроках математики, как средство повышения эффективности формирования у учащихся вычислительных умений и навыков.

Мы исходим из гипотезы, что использование дидактических игр позволит повысить эффективность формирования вычислительных умений и навыков учащихся, при этом повышая интерес школьников к урокам математики.

Для достижения поставленной цели и проверки истинности гипотезы в ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:

1. Выявить, какие вычислительные навыки необходимо формировать у учащихся 5-6 классов.

2. Обосновать эффективность использования дидактических игр в обучении математике.

3. Изучить передовой педагогический опыт по применению дидактических игр для формирования у учащихся вычислительных навыков.

4. Составить банк дидактических игр для формирования у учащихся вычислительных навыков при выполнении операций с натуральными числами, положительными и отрицательными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Изготовить оборудование для использования подобранных и составленных игр.

5. Апробировать разработанную нами систему игр и игровых элементов, экспериментально исследовать эффективность ее использования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1) теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы;

2) изучение педагогического опыта учителей, активно использующих в своей деятельности дидактические игры:

3) анализ собственного педагогического опыта преподавания математики в 5-6-х классах во время педагогической практики;

4) письменное и устное анкетирование, групповые и индивидуальные беседы; наблюдение, самооценка учащихся;

5) экспериментальная апробация разработанных игр и игровых элементов.

Исследование проводилось в 2 этапа:

Первый этап – поисково-теоретический. На данном этапе проводился анализ имеющейся психолого-педагогической и методической литературы, проработаны основные положения теории дидактических игр, проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап связан с осуществлением формирующего эксперимента, с обработкой и анализом полученных результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основе теоретических положений и практического материала по использованию дидактических игр на уроках математики собрана система игр и игровых элементов, а также методические рекомендации по ее использованию при обучении математике; изготовлено оборудование к проведению описанных игр.

Эти методические материалы могут быть продуктивно использованы учителем математики, а также студентами в ходе их профессиональной подготовки, так как готовое оборудование к игре дает возможность участникам и организатору быстро уловить суть игры.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась по следующим направлениям:

- проведение системы уроков с применением дидактических игр в 5-6-х классах в ходе педагогической практики в средней школы № 10 г.Стерлитамака;

- выступление на научно-практической конференции студентов СФ БашГУ в апреле 2013 года;

- выступления на научно-методическом семинаре научно-образовательной лаборатории методических исследований кафедры алгебры, геометрии и методики обучения математике СФ БашГУ.

Основные результаты исследования оформлены в виде курсовой работы, которая включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

I глава - "Теоретические основы использования игр в обучении как средства формирования вычислительных умений школьников" – посвящена проблемам теории дидактических игр. Здесь раскрывается сущность понятия игра, ее психологические, педагогические и методические аспекты.

Во II главе работы «Разработка и использование дидактических игр в опытно-экспериментальной работе» приводятся разработки дидактических игр, собранных автором работы из различных источников, а также составленных самостоятельно и используемых в практике преподавания математики в 5-6-х классах.

В зависимости от сюжетной основы игр, составленные и используемые в названных классах игры, мы разделяем на три класса:

  • Игры со сказочными сюжетами. Играя в такие игры, дети пытаются в связи с сюжетом игры либо хорошо исполнять какие-либо роли (например, роль «Знайки» или роль «Незнайки», Василисы-Премудрой, роль Царицы – Математики и др.). Условие для хорошего исполнения той или иной роли – это правильное решение задач, или же специальное конструирование ошибок).

  • Игры, сюжет которых копирует сюжет известных популярных игр, в частности телеигр «Счастливый случай», «Поле чудес», «Звездный час», «Колесо истории» и др.

  • Игры бессюжетные в том смысле, что для их успешного исполнения необходимо знание правил соревнования и школьный материал. К таким играм можно отнести игры типа «Математическое лото», «Математическое домино», «Математические карты», «Математическая эстафета», «Кто быстрее?» и др.

Используемые при изучении числовых систем игры, можно разбить на классы по-другому. Действительно, при изучении всех числовых систем, методика требует выделения следующих логических шагов: введения новых чисел, сравнения чисел (определение и правила сравнения), определения и правил выполнения арифметических операций; введения и использования свойств арифметических операций. На основе наличия выделенных шагов, мы провели ниже представленную классификацию:

  • Игры и игровые элементы для усвоения сравнений чисел;

  • Игры и игровые элементы для усвоения операций над числами;

  • Игры и игровые элементы для использования свойств над операциями.

Кроме того, классифицируя игры можно исходить из следующего обстоятельства: учитывать, что в действующих учебниках математики, изучение числовых множеств выполняется по схеме: натуральные числа (все четыре операции; 5 класс)  положительные обыкновенные дроби (сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 5 класс)  положительные десятичные дроби (все четыре действия, 5 класс)  положительные рациональные числа (сложение и вычитание с разными знаменателями, умножение и деление; 6 класс)  положительные и отрицательные числа (все четыре действия, 6 класс). В соответствии с таким обстоятельством, игры мы классифицировали в соответствии с тем или иным изучаемым числовым множеством.

Таким образом, получаем:

  • Игры, используемые при изучении натуральных чисел;

  • Игры, используемые при изучении обыкновенных дробей в 5 классе (до введения основного свойства дроби);

  • Игры, используемые при изучении обыкновенных дробей в 6 классе (после введения основного свойства дроби);

  • Игры, используемые при изучении десятичных дробей в 5 классе;

  • Игры, используемые при изучении положительных и отрицательных чисел.

В курсовой работе приведены примеры разработок игр каждого класса. В силу ограниченности рамок настоящей статьи, приведем в качестве примера разработку лишь одной игры «Играем с помощью таблицы»: на обычной или интерактивной доске появляется таблица с числами (числа берутся любые по усмотрению учителя или учеников, к примеру, нижепредставленная таблица).

5

214

590

422

526

326

4

606

398

266

446

366

3

582

462

558

302

470

2

342

298

194

510

338

1

414

514

378

246

522

 

А

В

С

D

Е

Ведущий (им может быть как учитель, так и ученик) предлагает всем участникам игры число, назвав, например поле С5 и задание: записать указанное число в виде суммы четырех последовательных чисел (или же, к примеру, записать в виде произведения двух чисел или др.). Итак, число 422 надо записать в виде суммы четырех последовательных чисел: а, а+1, а+2, а+3.

Возможные рассуждения таковы: если от числа 422 отнять 1+2+3=6, то разделив полученное число на 4, получим в результате а=104, остальные числа легко получить, прибавляя соответственно 1, 2, 3. Итак, искомые числа – 104, 105, 106, 107.

Анализ психолого-педагогической, педагогической и методической литературы по исследуемой нами проблеме, а также экспериментальная работа по использованию дидактических игр (включая и игровые ситуации и сказки) при обучении школьников 5-6-х классов математике, подтвердили истинность выдвинутой нами гипотезы о том, что умелое использование дидактических игр с учетом всех требований, предъявляемых к таким играм, позволяет повысить эффективность формирования вычислительных навыков. Действительно, однообразная, рутинная работа по тренировке выполнения операций над многозначными натуральными числами, положительными и отрицательными числами, а также с дробями (десятичными и обыкновенными) является более привлекательной и интересной, а, следовательно, результативной для учащихся.

Использование дидактических игр, также открывает определенные перспективы в деле повышения интереса учащихся к урокам математики, и, как следствие, повышению качества знаний (ибо занятия неинтересным делом отупляют школьников, вызывают у них чувство агрессии и отвращения к урокам математики).

Просмотров работы: 3689