ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

Брезгулевский П.Г. 1, Чистякова А.А. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый из нас в обыденной жизни читая газету, слушая радио, просматривая телеканал или просто прогуливаясь по городу, везде может встретить некие сообщения, которые пытаются нам что-то донести. Реклама, стала неотъемлемой частью нашей жизни, подсказывая и советуя нам, где и что купить, куда поехать, какой кофе пить и многое другое. Нельзя не заметить, что в нашем обществе существует и другая реклама, направленная на проблемы общества, экономику, политику, здоровый образ жизни и т.д. Эта реклама является социальной. Она ненавязчиво и скромно подталкивает нас к здоровому образу жизни, хочет чтобы мы пристегивали ремни безопасности, были небезразличными к окружающим, близким… От такой информации становится как то приятно, тепло и хочется сказать «Спасибо!».

Существует много определений социальной рекламы, российские специалисты пытаются дать развернутое определение этому понятию, тем самым конкретизируя её цели и задачи. Социальная реклама, как трактует закон «О рекламе» - это «информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также на обеспечение интересов государства» и общества [1]. Такая реклама помогает понять гражданам, насколько важны простые человеческие ценности - забота о близких, о своем здоровье, о социальном благополучии. Социальная реклама – эффективное средство борьбы с социальным злом, она меняет отношение людей к повседневной реальности, и как следствие влияет на мировоззрение и поведение людей. Социальная реклама классифицируется по целевой аудитории, по способу исполнения, по охвату распространения, по способу воздействия и т.д. Можно много рассуждать о том, что представляет собой социальная реклама, но так или иначе практически любому человеку понятно, что эта реклама побуждает не к покупкам, а к поступкам. Однако, несмотря на то, что полезность социальной рекламы активно обсуждается в современном обществе, проводятся целенаправленные исследования в этой области, она по-прежнему остается недостаточно развитой и продвинутой.

История социальной рекламы прошла огромный путь становления, от малой идеи до огромных проектов и воплощений во многих странах мира. В начале 20-х годов прошлого века, на заре Советской власти, реклама часто носила политический характер. Она использовалась для мотивации вступления в Красную Армию, сбора средств для раскулачивания.

Проводя историческую параллель, можно отметить, что советская реклама имела много общего с американской. Например популярный в США плакат начала прошлого века Дж. Флегга «Ты нужен Американской армии» и советский плакат того же периода «Ты записался добровольцем?» Д. Мора, очень похожи и даже были мнения что наш плакат заимствовал западную идею рис. 1,2.

Рисунки 1, 2. Социальные плакаты начала прошлого века

Продолжая сравнение российской и американской рекламы, отметим похожие тенденции в становлении гражданского общества. Официальная история рекламы в Америке началась в 1906 году, когда общественная организация «Американская гражданская ассоциация» выпустила первую социальную рекламу посвященную защите Ниагарского водопада от вреда наносимого энергетическими компаниями. С 1942 года в США существует не правительственная организация «Рекламный совет» на социальную рекламу выделяются как частные, так и государственные средства. Например, с 1993 по 2000 годы, администрация Клинтона потратила почти 2 млрд. долларов на анти наркотическую программу.

Послевоенные годы страны Советов были ознаменованы становлением страны, затем освоение целины, что тоже никак не могло обойтись без социальной рекламы. Она настраивала общество на героический труд, двигала энтузиазм молодёжи и отображала политику страны. «Застойные» годы были популярны рекламные темы, направленные на коммунально-бытовые проблемы - «Экономьте воду», «Берегите спички от детей», «Пьянству бой». Как считают специалисты, эта реклама была высокого качества и своевременно выполняла свои функции. С помощью социальной рекламы были попытки привить новые взгляды, подвигнуть на разворачивающиеся тогда социальные проекты - перенаселения на неосвоенные земли, борьбу с неграмотностью, комсомольские стройки и т.д.

В современном обществе роль социальной рекламы продолжает оставаться остроактуальной не только в России, но и во всем мире. Анализируя «болевые» точки общества можно отметить, что на разных континентах они идентичны. Это – борьба с курением:

США - антитабачная компания имела успех после того, как был введен слоган:

«Курят только бедные!».

Россия – постановление, принятое в ноябре 2013г. о запрете курения в общественных местах, направлено в целом на борьбу с этим злостным социальным явлением. Антитабачная социальная реклама еще не появилась, но автор данной статьи предлагает свои варианты:

«НАШ ДЕВИЗ ПРОСТОЙ – КУРЕНИЕ ОТСТОЙ!»

«ЧТОБЫ ЖИТЬ ДО СОТНИ ЛЕТ, СКАЖЕМ СИГАРЕТАМ: НЕТ!».

Еще одна «болевая» точка общества – наркотики. В США, после трагедии11 сентября антинаркотическая кампания использовала слоган:

«Покупая наркотики вы помогаете террористам».

Сегодня в России есть проекты по созданию рекламных компаний по борьбе с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом, а так же компании направленные на помощь детям-инвалидам рис. 3.

Рисунок 3. «Уважая людей – ты уважаешь себя»

Российское общество уверено, что пришло время востребованности социальной рекламы когда, она выходит на первый план рекламного пространства и становится отдельным самостоятельным видом коммуникации. Задача сегодняшнего дня – формирование нового образа России, должно формироваться с помощью современного инструмента - социальной рекламы. Это приведет к формированию гуманного современного общества с высокими нравственными ценностями.

Профилактика дешевле, чем лечение - такой точки зрения придерживаются государства, вкладывающие средства в социальные проекты, в т.ч. социальную рекламу. Не формируя гражданское общество с высокими морально-нравственными принципами, мы вынуждены тратить гораздо больше денег, на компенсацию последствий несознательности общества.

Литература:

  1. Федеральный закон «О рекламе». – 5-е изд. – М.: Ось-89, 2006. – 48 с.

  2. Лейн У. Р., Рассел Дж. Т. Реклама. – СПб.: Питер, 2004. – 537 с.

  3. Уэллс Уильям, Бернет Джон. Реклама. Принципы и практика. – СПб.: Питер, 2005. – 517 с.

Просмотров работы: 1264