ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Гущина Е.А. 1
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образование включено в перечень торговых услуг «Генерального соглашения по торговле услугами» Всемирной торговой организации (ВТО).

Несмотря на неоднозначность и риски отдаленных последствий коммерческого подхода к образованию, c конца 40-х годов XX века образование для ведущих мировых держав стало частью внешней политики, преследующей геоэкономические и геополитические цели. И к концу прошлого века образовалась целая отрасль мирового хозяйства - международный рынок образовательных услуг с ежегодным объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и объемом потребителей в несколько миллионов человек. По мнению экспертов ЮНЕСКО, обучение иностранных граждан станет одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века [3]. Как отмечает ряд экспертов, от способности той или иной страны обеспечить рост экспорта образовательных услуг зависит конкурентоспособность ее национальной экономики.

Обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста. Сегодня, по данным Международного бюро ЮНЕСКО по образованию, свои образовательные услуги для иностранцев предлагают тысячи высших учебных заведений из около 140 государств, хотя основная конкуренция происходит, как правило, между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией и Японией, где обучаются свыше 4/5 всех иностранных студентов. Характерно, что на эту же группу стран приходится и 4/5 общемировых государственных расходов на образование.

К 2025 году, когда общее количество студентов в мире возрастет с сегодняшних 97 до 260 миллионов, иностранных студентов будет не менее 5-7 миллионов (две трети - выходцы из Азии) [2].

К сожалению, Россия постепенно утрачивает свои позиции в вопросе обучения иностранных студентов. Ее доля на международном рынке образования по числу иностранных студентов сегодня составляет около 4 % - в стране учится менее 100 тыс. иностранцев (из них около 26 % - в Москве) [1].

Экспорт российских образовательных услуг до последнего времени не рассматривался как полноправная отрасль экономики, а был лишь основой в подготовке кадров для зарубежных стран в отечественных высших учебных заведениях. Однако летом 2010 года в структуре Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России был основан отдел экспорта образовательных услуг (на базе упраздненного Управления международного образования и сотрудничества Федерального агентства по образованию), а также, по заказу Минобрнауки России, разработан проект Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011–2020гг. "...Экспорт образовательных услуг - коммерческая реализация образовательных услуг для иностранных граждан как на территории Российской Федерации, так и за границей. Создание условий для расширения экспорта образовательных услуг направлено на активизацию внешнеэкономической деятельности учреждений и организаций высшего профессионального образования в сфере обучения иностранных студентов на коммерческой основе..."

В разработанной Правительством Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве отдельного показателя включен (№ 70) «Доход от обучения иностранных студентов в российских вузах», предусматривающий, что к 2020 году он должен составить 10% от всего объема финансирования системы отечественного образования. Чтобы достигнуть такую масштабную цель, необходимо реализовать научно обоснованные системы мер по поддержке экспорта всех сегментов российского образования и особенно по увеличению

его прибыльности.

Российские вузы обладают высокими потенциальными возможностями для повышения конкурентоспособности отечественной системы образования на международном рынке. К ним можно отнести следующие:

- твердая интеллектуально-культурная база для развития в гуманитарном направлении;

- фундаментальные исследования в области естественно-математических наук;

- многолетний накопленный опыт комбинирования учебной и исследовательской деятельности, а также многолетний опыт решения научно-практических задач на базе разработок НИИ, НИОКР, развитие технопарков и бизнес-инкубаторов в партнерстве с ведущими исследовательскими лабораториями и институтами;

- широкая дифференциация направлений исследовательской деятельности в высших учебных заведениях России (университеты, институты, академии);

- опыт взращивания полноценных научных кадров в университетской среде.

Повышение качества высшего образование и разработка новых учебных программ и технологий способно привести к росту привлекательности российской системы высшего профессионального образования для иностранных студентов. Вхождение России в Болонский процесс и развитие академической мобильности позволяет раскрыть сильные стороны российского образования, повысить его конкурентоспособность, начать работу по предотвращению негативных последствий и рисков вхождения в мировой рынок образования. Развитие партнерских связей между вузами, разработка и реализация совместных программ способны обеспечить интеграцию России в международное образовательное пространство и послужить прямо или косвенно наращиванию экспортного потенциала российской системой высшего профессионального образования. Визиты и выставки способствуют продвижению российского ВПО на мировой образовательный рынок, демонстрируя его преимущества и достижения.

Список источников:

  1. Арефьев А.Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования : Монография/ А. Л. Арефьев. – М. : РУДН, 2010.

  2. Крум Э.В. Оценка тенденций мирового рынка образовательных услуг в контексте его устойчивого развития. Электронный доступ: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/23013/1.pdf

  3. Маркова Т.С. Направления развития экспорта образовательных услуг высшей школы РФ. Диссертация на соискание ученой степени канд. экономических наук. - М.: ГУУ, 2006. – 163 с

Просмотров работы: 2249