Актуальность. Спорт все в большей степени становится товаром в нашей стране. Новые экономические условия предоставляют субъектам и объектам отрасли право как на самостоятельную хозяйственную и предпринимательскую деятельность, так и на привлечение дополнительных финансовых средств из различных источников. Однако, слабая готовность спортивных организаций, в том числе и детско-юношеских спортивных школ, к ведению собственного «дела», отсутствие необходимого опыта и предпринимательских традиций, необходимых деловых знаний и опыта управления, позволяющего организовать привлечение денежных средств в организацию и прогнозировать реальный спрос потребителей, выдвигают на первый план проблему организации и совершенствования предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Исходя, из выше сказанного, было проведено исследование предпринимательской деятельности ДЮСШ №1, ДЮСШ УДМиС, ДЮСШОР, ДЮСШ №3 города Нижнекамск, где рассматривалось содержаниепредпринимательской деятельности указанных выше организациях. Основной целью исследования было повышение материального благосостояния ДЮСШ за счет ведения эффективной предпринимательской деятельности. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность детско-юношеских спортивных школ в Российской Федерации;
- изучить содержание предпринимательской деятельности детско-юношеских спортивных школ в городе Нижнекамск;
- разработать программу привлечения денежных средств в детско-юношеские спортивные школы по средствам предоставления услуг на коммерческой основе.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анализ документальных и архивных материалов; анкетирование; беседа; методы математико-статистической обработки.
Результаты и их обсуждение. В процессе изучения деятельности детско-юношеских спортивных школ было выявлено, что основными причинами низкого поступления средств являются:
1) - использование единственного источника поступления денежных средств, и игнорирование других источников;
2) - низкий спрос на предоставляемые услуги;
3) - отсутствие подходящих условий и качественного материально-технического обеспечения для занятий спортом.
4) - недостаточная квалификация преподавательского состава школ не позволяющая проведение платных услуг на необходимом уровне;
5) - отсутствие договоров с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг (срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, порядок и условия расторжения договора, а также иные условия).
Как следствие, детско-юношеские спортивные школы не используют все возможные виды предпринимательской деятельности, упор делают в основном на одну деятельность, не способствуя дальнейшему развитию в области платных услуг, также отсутствуют маркетинговые исследования и разнообразные способы привлечения клиентов.
Для решения данной проблемы была разработана программа привлечения денежных средств в ДЮСШ путем предоставления услуг на коммерческой основе. Данная программа, на наш взгляд, будет способствовать повышению уровня доходности организаций от разрешенных видов предпринимательской деятельности.
Цель программы - увеличить объемпоступления денежных средств в ДЮСШ за счет дополнительных услуг, предоставляемых посетителям на коммерческой основе.
Задачами программы являются:
- анализ рынка;
- укрепление материально-технической базы;
- повышение уровня профессиональной квалификации и образования работников;
- повышение привлекательности услуг, оказываемых населению.
Ожидаемый результат- увеличение дохода от предпринимательской деятельности.
Содержание программы
№ п/п |
Этап |
Мероприятия |
Ответственные |
1. |
Проведение маркетинговых исследований |
-опрос (анкетирование), - интервью (посредством сети Интернет, почтовое, телефонное) - обработка результатов - выводы |
Директор, тренерский состав |
2. |
Организация условий и качества материально–технической базы |
- организовать условия отвечающие требованиям СанПин и потребителей услуг; - увеличить пропускную способность за счет повышения материально технической базы. |
заместитель директора по АХЧ |
3. |
Подготовка персонала |
Аргументированное убеждение персонала организации в необходимости осуществления предпринимательской деятельности и привлечения высококвалифицированных специалистов для успешного функционирования, реализации задач школы и увеличение заработной платы сотрудников (для аргументации применяется метод фундаментальный, противоречия, сравнения, «кусков», видимой поддержки)*. |
Директор |
4. |
Реклама предоставляемых услуг |
Проведение рекламной компании посредствам: - социальных сетей; - бесплатных объявлений в интернете; - размещения рекламных объявлений в организациях; - рекламы на транспорте; - рекламы в средствах массовой информации. |
Директор, руководитель информационного отдела |