К ВОПРОСУ О УПРАВЛЕНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАНЦАМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ О УПРАВЛЕНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАНЦАМИ

Салихова Л.Г. 1, Усманова Е.Н. 2
1Набережночелнинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного у чреждения высшего профессионального образования “Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма”
2Набережночелнинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актаульность. Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу, которая обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении.

Занятия хореографией оказывают положительное воздействие на физическое, психофизическое, психическое, психологическое состояние детей, содействуют эстетическому воспитанию, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.

Цель: Оптимизировать психофизическое состояние детей 8-9 лет, занимающихся танцами.

Задачи исследования:

1) - изучить содержание учебной программы МАОУ ДОД Детской Школы Хореографии и изучить критерии оценки уровня подготовленности детей 8-9 лет;

2) - проанализировать психофизическое состояние детей 8-9 лет, занимающихся танцами;

3) - разработать программу повышения ряда критериев и соответствующих уровневых показателей для управления психофизическим состоянием детей 8-9 лет, занимающихся танцами и внедрить ее в учебный процесс.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы,анализ документов, метод контрольных испытаний, методы математической обработки.

Исследование проводилось на базе МАОУ ДОД Детской школы хореографии №3 г.Набережные Челны. В нем приняли участие 50 учеников занимающихся танцами в возрасте 8-9 лет с ноября 2012 года по ноябрь 2013 года.

Результаты исследования и их обсуждение.

Основой учебной программы является изучение танцевальных движений, упражнений классической системы танца. Данная программа предназначена для занятий детей в хореографическом ансамбле, где дети получают систематическую подготовку. Программа рассчитана на 7 лет обучения, возраст детей от 7-18 лет. Продолжительность занятий в зависимости от возраста 1-4 часа, 3 раза в неделю. Образовательный процесс подразделяется в соответствии с возрастными, психологическими особенностями и физическими возможностями детей каждой группы. Курс программы составляет следующий набор дисциплин: «Народно-сценический танец», «Классический танец», «Современная хореография», «Ансамбль», «Бальный танец», «Теория музыки», «Актерское мастерство». Программа включает материал из всех разделов с постепенным усложнением всех элементов. Данная программа создана на основе типовых программ хореографического отделения училища искусств и школы искусств.

Оценка результатов занятий детей по данной программе осуществляется промежуточной аттестацией за I полугодие (которая проводится в конце декабря) и итоговой аттестацией в конце учебного года (в мае), включающей пять критериев и соответствующих уровневых показателей (высоких, средних и низких). Критерии оценки: уровень хореографической подготовки, уровень сформированности координации и выразительности движений, уровень развития музыкального слуха и чувство ритма, уровень развития организованности, внимания и памяти, уровень развития актерского мастерства.

Анализ психофизического состояния детей 8-9 лет, занимающихся танцами, осуществляли исходя из предусмотренной учебным планом пятикомпонентной оценки подготовленности:

- критерий оценки «уровень сформированности координации и выразительность движений» показал, что у 36% детей преобладают низкие показатели, у 44% - средние и у 20% - высокие уровневые показатели;

- критерий оценки «уровень развития музыкального слуха и чувства ритма» позволил отметить у 36% детей низкие уровневые показатели, у 52% - средние и у 12% - высокие;

- критерий «уровень развития организованности, внимания и памяти» позволил выявить у 30% детей низкие показатели, 40% - средние и у 30% - высокие уровневые показатели;

- критерий «уровень развития актерского мастерства» показал, что у 30% детей преобладают низкие показатели, у 50% - средние и у 20% - высокие уровневые показатели..

Программа оптимизации показателей психофизического состояния детей 8-9 лет, занимающихся танцами.

Цель: повысить ряд критериев и соответствующих уровневых показателей психофизического состояния детей.

Задачи:

1. Развивать координацию тела и выразительность движений;

2. Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце;

3. Способствовать развитию организованности, внимания и памяти;

4. Развивать актерское мастерство.

Ожидаемые результаты:

В соответствии с поставленными целями и задачами, после освоения данной программы ожидаются следующие результаты:

Занимающийся будет знать:

- музыкальные размеры, темпы и характер музыки;

- представление о специфике разнообразных жанров танцевального искусства;

- танцевальное название движений (французская терминология), их перевод и значение;

Занимающийся будет уметь:

- воспроизводить заданный ритмический рисунок;

- координировать свои движения;

- ориентироваться в пространстве;

- показать, распознать и оценить свои эмоции и эмоции других людей по мимике и жестам.

Содержание программы. Для повышения показателя «уровня сформированности координации и выразительность движений» мы проводили специальные хореографические упражнения на развитие координации у детей.

Для повышения уровневого показателя «развитие музыкального слуха и чувства ритма» мы изучали следующие ритмические рисунки: «Все за тобой», «Стирка», «Ладошки», «Стоп-стоп», «А ну ка девочки, а ну ка мальчики», «Раз, два, три».

Для развития «организованности, внимания и памяти» проводили психотехнические игры на внимание, такие как: «Пальцы», «Хромая обезьяна», «Заблудившийся рассказчик», «Палач», «Дыхание»; на развитие памяти: «Бег ассоциаций», «Тахистоскоп», «Разведчик».

Развитие уровневого показателя «актерского мастерства» осуществляли посредствам ролевых игр, таких как: «Заяц и лиса», «Эколуноход», «Что мы делали сегодня?», «Изобрази персонаж», «Кто это, что это?», «Угадай профессию» «Стюардесса»; ритмические рисунки с элементами актерского мастерства: «Стирка», «Ладошки», «Леденцы»; психотехнические игры на воображение: «Лабиринт», «Синестезии», «Перевоплощения», «Групповая картина».

Данный перечень игр и упражнений применялся в течение учебного года на занятиях 3 раза в неделю по 15 минут; общая продолжительность программы составила 27 часов.

В результате внедрения данной программы в учебный процесс ДШХ №3, была выявлена положительная динамика роста уровневых показателей и на основе итоговой аттестации в мае 2013 года мы наблюдаем, что:

- показатель «уровень сформированности координации и выразительности движений» увеличился со среднего до высокого уровня у 20% занимающихся, а с низкого до среднего уровня у 16 %, суммарно прирост составил 36%;

- показатель «развитие музыкального слуха и чувства ритма» увеличился у воспитанников со среднего до высокого уровня у 10%, а с низкого до среднего уровня у 12%; в целом прирост по данному компоненту подготовки составил 22%;

- показатель «уровень развития организованности, внимания и памяти» увеличился со среднего до высокого уровня у 16% занимающихся, с низкого до среднего у 14%; общий прирост составил 30%;

- показатель «развития актерского мастерства» позволил отметить увеличение со среднего до высокого уровня у 30% воспитанников, и у 14% - с низкого до среднего уровня; общий прирост показателя составил 44%.

Список использованной литературы

  1. Баранов, А. Б. Создание условий для формирования позитивного отношения к культурным ценностям в процессе обучения танцам// Дополнительное образование / А. Б. Баранов. – 2005. - № 10. – С. 54-56.

  2. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Пуляева Л.Е. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

  3. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения - Изд. 2-е, доп./ Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов.- М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 272 с.

Просмотров работы: 1533