ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Закаляпин Д.А. 1, Голубева Г.Н. 2
1Набережночелнинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного у чреждения высшего профессионального образования “Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма”
2Набережночелнинский филиал Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего профессионального образования "Поволжская Государственная Академия Физической культуры Спорта и Туризма"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Повышаются требования к уровню языковой подготовки студентов вузов. Интенсивное развитие международных спортивных контактов, возрастающая конкуренция зарубежных соперников на международных соревнованиях обуславливает овладение студентами спортивных факультетов коммуникативной иноязычной компетенцией для общения с зарубежными коллегами на международных соревнованиях, чемпионатах, Олимпиадах.

Введение. В настоящее время английский язык является международным, и, несмотря на его разнообразные варианты, специфические особенности каждой национальности, он остается самым популярным и необходимым языком в мире, позволяет принять участие в международных стажировках, шанс получить высокооплачиваемую работу.

Интенсивное развитие международных спортивных контактов, возрастающая конкуренция зарубежных соперников на международных соревнованиях обуславливает овладение студентами спортивных факультетов коммуникативной иноязычной компетенцией для общения с зарубежными коллегами на международных соревнованиях, чемпионатах, Олимпиадах [2].

Расширение научных связей, выезды специалистов за рубеж с целью изучения опыта зарубежных коллег, для участия в международных научных симпозиумах, конференциях также повышает спрос на владение иностранным языком. В этой связи возникают повышенные требования к уровню языковой подготовки специалистов спортивного профиля.

Однако при наличии довольно большого количества теоретических наработок и практических методик преподавания иностранного языка уровень владения им у специалистов нелингвистического профиля достаточно низкий, а у студентов спортивных факультетов крайне недостаточный [2].

Целью исследованияявляется поиск научно обоснованной специальной методики обучения общению на английском языке студентов и определение основных параметров владения английским языком у будущих специалистов в области спорта, необходимых и достаточных для полноценного общения в их международной спортивной деятельности (участие в международных соревнованиях, турнирах, чемпионатах и прочее).

Задачами исследования являлись: 1. Выявить количество часов отведенных студентам на освоение английского языка; 2. Выявить исходный уровень владения английским языком, и трудности его освоения студентами; 3. Разработать и экспериментально проверить программу устранения проблем в освоении английского языка.

Методы исследования. В работе были использованы следующие методы: анализ литературы; анализ документов; тестирование; педагогический эксперимент.

Методика. В использованной нами методике обучение велось по интенсивно-коммуникативному методу, который предполагает развитие основных языковых навыков: говорение, чтение, письмо, аудирование (восприятие речи на слух). Этот способ предъявления и освоения материала принципиально отличается от классического лекционного или грамматико-переводного способа изучения языка, используемого в школах, ВУЗах и многих языковых центрах города Набережные Челны.

Обучение построено на работе в парах и группах, что дает возможность использовать время занятий с максимальным эффектом, каждый слушатель получает возможность говорить на английском языке практически на протяжении всего занятия. Слушатели отрабатывают навыки чтения и аудирования (прослушивания записи чужой речи) [1].

Результаты исследования. Всего на освоение английского языка студентами филиала отведено 216 часов, из них 108 аудиторных и 108 выделено на самостоятельную подготовку. Для выявления исходного уровня нами проводилось тестирование «The English placement test key». По данным тестирования мы наблюдаем лишь базовый уровень владения английским языком студентами, который в свою очередь является недостаточным.

Обычно у студентов физкультурных специальностей, начинающих изучать в вузе английский язык, наблюдается ряд определенных социально – психологических трудностей. Это может быть отсутствие мотивации, потребности в изучении языка, общий низкий культурный уровень и слабая эрудиция у большинства студентов (но это проблема всего нашего общества в современный период, что обусловлено целым рядом факторов). Затем приходится сталкиваться с индивидуальными проблемами студентов, которые тоже влияют на весь учебный процесс [3]. Для устранения проблем в освоении языка нами предлагалась специальная программа преподавания, целью которой является создание «искусственной среды» посредством проведения занятий преимущественно на английском языке, тем самым максимально приблизив преподавателя к носителю языка. При этом стараться дать возможность каждому студенту участвовать в процессе общения (рассказ о себе, участие в диалогах, всеобщее обсуждение различных тем и т. д.). Помимо этого программа предусматривает повышенное внимание к прослушиванию аудиозаписей, просмотру видеозаписей на английском языке.

Выводы. После проведенного нами исследования, можно говорить о недостаточном количестве часов отведенных для освоения английского языка студентами, кроме того, программа обучения не позволяет получить полноценные знания для свободного общения на английском языке, как в бытовой, так и в профессиональной сфере.

При наличии довольно большого количества методических разработок и практических методик в области обучения иноязычному речевому общению специалистов, вопросы полноценной коммуникации в области спорта еще не до конца разработаны. Тестирование выявило недостаточный уровень владения английским языком студентами, что свидетельствует о низкой базе знаний, полученных ими в школе, и базового курса английского языка в вузе; если чтение и перевод несложных адаптированных текстов еще удается студентам, то навыки устного речевого общения у них практически не сформированы. Внедрение разработанной программы (включающей в себя: повышенный акцент на восприятие прослушиваемой речи (аудирование), работа в парах (диалоги), всеобщее обсуждение, преподавание только на обучаемом языке) направленной на улучшение освоения английского языка, которая была реализована в течение трех месяцев, можно говорить о ее эффективности:

- прирост количества правильных ответов (на 3, 8 %), практически у всех студентов;

- студенты стали лучше воспринимать речь, понимать смысл, отвечать на задаваемые им вопросы уверенно;

- многих заинтересовало ситуация «Выхода нет, только на английском»;

- почти все студенты остались довольны данной методикой, и были заинтересованы в ее продолжении.

Список литературы:

  1. Агабекян, И. П. Английский язык для бакалавров «А Course of English for Bachelors Degree Students»: Intermediate level/ И.П. Агабекян. – М.: «Феникс», 2012. – 180с.

  2. Беляева, A.C. Основы построения аудиторных занятий по иностранному языку в физкультурных вузах/ А.С. Беляева. – Воронеж: Высшая школа, 2010. – 192 с.

  3. Делинова, Г.Г. Методика интенсивного обучения/ Г.Г. Делинова. – М.: «Высшая школа», 2005. – С.11 – 13.

Просмотров работы: 2140