Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь, ведь через школу проходит каждый.
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья: уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья, двигательная активность.
Как отмечает ВОЗ, здоровыми можно назвать всего лишь 10 процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии, что сказывается на дальнейшем его развитии.
Так, уровень подготовленности выпускников образовательных школ не в полной мере соответствует ожидаемому уровню. Это заставляет задуматься о качестве образования в целом.
Наряду с социальными, психологическими и наследственными причинами, имеет место быть и чрезмерная учебная нагрузка.
Образовательная программа, загружена и три часа урока физической культуры зачастую выпадает на один два дня и нерационально распределена в течение недели. Те оздоровительные задачи, которые должны решаться на уроках физической культурой «тормозятся» из-за неправильного составления расписаний и зачастую из-за уровня подготовленности учителей физической культуры.
Для организации досуга и решения той же оздоровительной задачи, организуются спортивные секции, кружки физической культуры и лечебной физической культуры [2].
Но, из-за отсутствия условий, необходимых профессиональных компетенций и т.д. падает и качество физкультурно-оздоровительного образования, что прямым образом воздействует на уровень здоровья и физического развития учащихся.
Повышение качества предоставляемых дополнительных физкультурно-оздоровительных услуг позволит привлечь большее количество школьников к занятиям физической культурой и спортом, что будет главным образом способствовать увеличению двигательной активности и повышению уровня здоровья [1].
Поэтому, прежде всего, нужно уделить внимание качеству предоставления физкультурно-спортивных услуг, как основных, так и дополнительных, ведь состояние здоровья прямым образом оказывает влияние на усвояемость образовательной программы школьником [2].
Целью исследования являлось: исследовать качество физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями.
Исследование проводилось с сентября 2012 года по ноябрь 2013 года на базе образовательного учреждения города Набережные Челны МАОУ "Лицей-интернат №84 имени Гали Акыша". В исследование приняло участие 80 человек.
В ходе исследования, был проведен анализ внутренней среды физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности образовательных школ; определены целевые установки к физкультурно-оздоровительным и спортивным занятиям учащихся; определены условия, при которых родители учеников, выступающие косвенным потребителем физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, готовы финансово обеспечивать деятельность своего ребенка; выявлены качества физкультурно-оздоровительных услуг, а именно удовлетворенности или неудовлетворенности потребителей.
Для достижения цели, в процессе исследования применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы; анкетирование; анализ документации; интервьюирование; математическая обработка данных и тестирование.
Тестирование - выявление качества физкультурно-оздоровительных услуг, а именно удовлетворенности или неудовлетворенности потребителей проводилось по концептуальной модели SERQUAL, которая заключается в следующем: респонденту предлагается заполнить оценочную таблицу по 5ти критериям, таким, как материальность, надежность, отзывчивость, убежденность, сочувствие, которые в свою очередь объединяют 13 параметров. В этом тесте респондент должен указывать свои ожидания относительно совершенного провайдера конкретной услуги, а затем свое восприятие качества предоставляемого обследуемой фирмой. Качество услуги для такого респондента рассчитывается как разность количества баллов, соответствующих ожидаемым и воспринимаемым характеристикам услуг, которая и соответствует искомому «расхождению» [1].
Анализ результатов оценки качества дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг образовательных учреждений выявил, что МАОУ «Лицей-интернат №84 имени Гали Акыша» по концептуальной модели SERVQUAL практически по всем показателям коэффициент качества услуг имеет отрицательные значения, средний показатель - (-0, 68) (табл.1).
Табл.1. Результаты анкетирования по определению качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг МАОУ «Лицей-интернат №84 имени Гали Акыша».
Критерий |
(В-О)ср |
Ср. значение |
материальность |
-1,09 |
-0,90 |
-1,21 |
||
-0,40 |
||
отзывчивость |
-0,33 |
-0,54 |
-0,75 |
||
надежность |
-0,57 |
-0,30 |
0,34 |
||
-0,51 |
||
-0,48 |
||
убежденность |
-0,79 |
-0,76 |
-0,75 |
||
-0,73 |
||
сочувствие |
-0,91 |
-0,91 |
Общее значение |
-8,16 |
-0,68 |
Отрицательные значения означают превышение уровня ожидания над уровнем восприятия.
Это означает, что уровень ожидания превышает уровень восприятия потребителей. Самый высокий показатель коэфициента качества услуг в лицей-интернате по критерию «отзывчивость» (-0,3), а самый низкий показатель коэффициента качества услуг по критерию «сочувствие».
Законными представителями ребенка ребенка школьного возраста являются родители, и они оказывают существенное влияние на образование ребенка, как на основное, так и дополнительное
Опрос родителей, чьи дети не получают дополнительное физкультурно-оздоровительное и спортивное образование в специализированных образовательных учреждениях, показал, что 60% родителей не определяют своих детей в учреждения дополнительного образования, из-за неудобного их местанахождения. Этот факт позволяет нам убедиться в необходимости предоставления образовательными учреждениями дополнительных услуг.
Основываясь на полученных результатах исследования, можно сделать вывод, что в данные образовательные учреждения необходимо внедрять разрабатываемую программу по улучшению качества предоставляемых услуг, представляющую собой ряд мероприятий, каждая из которых нацелена решить проблему по критериям концептуальной модели SERVQUAL и принесут следующие результаты:
1. оснащенность инвентарем и оборудованием образовательного учреждения отвечает требуемым стандартам;
2. качество предоставляемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг соответствует ожиданию потребителя;
3 персонал (преподавательский состав) в отношении к потребителю (ученикам ) применяет индивидуальный подход и действует педагогически профессионально;
4. расписание занятий составлено по гигиеническим нормам и в должной степени удобно для потребителя (учеников).
Список использованной литературы
1. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
2. Степанова, О.Н. Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности: учебное пособие / О.Н. Степанова. - М.: Советский спорт, 2008. – 480 с.