ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УПРАЖНЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧНОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТОНУСА ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УПРАЖНЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧНОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТОНУСА ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хусаинова Д.Т. 1, Агеева Г.Ф. 2
1Набережночелнинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного у чреждения высшего профессионального образования “Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма”
2Набережночелнинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.

Ритмически упорядоченное построение комплексов гимнастических и дыхательных упражнений является связующим началом и создает определенные предпосылки для разработки новой методики, базирующейся на интеграции дыхательной гимнастики со средствами музыкально-двигательного воспитания, обеспечивающими благоприятный эмоциональный фон занятий, регламентацию двигательной деятельности музыкой, расширение базы движений.

Целью данного исследования является изучение влияния упражнений музыкально-ритмичной дыхательной гимнастики на показатели тонуса вегетативной нервной системы детей дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе детского сада № 43 г. Набережные Челны с сентября 2012 по март 2013 года. В исследование принимали участие дети подготовительной группы 6-7 лет в количестве 36 человек.

В исследовании использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, антропометрия, педагогический эксперимент, метод математической статистики.

Педагогический эксперимент заключался в проведении дополнительных занятий по физической культуре, продолжительностью 25 минут. В заключительной части занятия проводился комплекс музыкально – ритмичной дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой.

Оценка вегетативной нервной системы проводилась по пробе Ашнера-Данини, которая заключалась в следующем: исследователь нажимает большими пальцами на глазные яблоки испытуемого в течение 30 секунд. После прекращения надавливания в течение 30 секунд подсчитывается пульс. Из последнего значения частоты пульса, умноженного на 2, вычитают исходный показатель, далее по разнице частоты пульса находят показатель тонуса вегетативной нервной системы (таблица 1).

Таблица 1

Оценка тонуса вегетативной нервной системы

Найденные в исследованиях показатели

Преобладание тонуса парасимпатической иннервации

Относительное равновесие

Преобладание тонуса симпатической иннервации

Разница ЧП в пробе Ашнера-Данини (ИПА)

-16 -10 -15

-4 -9

5 4

Было проведено исследование вегетативной нервной системы, в ходе которого было выявлено:

1) у девочек:

а) в экспериментальной группе данный показатель до эксперимента составил «-5 мин», после - «-6,48 мин», т.е. данный показатель увеличился на 1,48 мин;

б) в контрольной группе - до эксперимента составил -6,96 мин, после эксперимента – 6,11 мин, т.е. данный показатель увеличился на 0,15 мин.

Это говорит о том, что у девочек в обеих группах относительное равновесие тонуса нервной системы (рис.1).

Рис.1. Результаты исследования показателей вегетативной нервной системы у девочек

контрольной и экспериментальной групп

2) у мальчиков:

1) в экспериментальной группе данный показатель до эксперимента составил «-10,25 мин», после эксперимента - «-9,63 мин», т.е. данный показатель уменьшился на 0,55 мин;

2) в контрольной группе - до эксперимента составил «-9,14 мин», после эксперимента – «- 9,04 мин», т.е. данный показатель уменьшился на 0,10 мин.

Это говорит о том, что у мальчиков в обеих группах преобладает тонус парасимпатической иннервации (рис.2).

Рис.2. Результаты исследования показателей вегетативной нервной системы у мальчиков контрольной и экспериментальной групп

Таким образом, музыкально-ритмичная дыхательная гимнастика положительно повлияла на тонус вегетативной нервной системы.

Просмотров работы: 1060