СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В педагогической науке и практике актуализируется проблема формирования у подрастающего поколения способности и готовности к созидательной, духовно богатой жизни и труду, которая конкретизируется на вопросах пробуждения и всемерного развития у обучающихся инициативы и творчества.

Наш научный интерес к педагогической проблеме формирования творческой личности заключается в углублённом изучении возможностей учебно-воспитательного процесса современной начальной школы, а именно – работы кружка «САМ», организуемого для целенаправленной научно обоснованной работы по формированию и развитию творческой самостоятельности личности младшего школьника.

Творческую самостоятельность мы рассматриваем как качественную характеристику личности, обладающую устойчивой мотивацией к поисковой деятельности и реализующуюся в собственных смелых, парадоксальных умственных действиях, креативном поведении, нестандартной продуктивной деятельности.

В качестве факторов развития творческой самостоятельности у младших школьников выделены: а) разработка специальной программы кружка «САМ», в рамках которой обучающийся может продвигаться по индивидуальной образовательной траектории и более свободно, чем по программе изучения отдельного предмета; б) аткуализация учебно-творческой деятельности с занимательными подтемами к урокам по предметам, творческими заданиями и типами упражнений; инновационный мониторинг успехов и реальных возможностей младших школьников.

В ходе исследования установлено, что способность детей к самостоятельной поисковой деятельности и «смелому мышлению» (А. Гин), необходимо развивать на основе специальной программы.

Организация совокупности педагогических условий на уроках и в работе кружка «САМ» в течение 2012/2013 учебного года и мониторинг хода и результатов формирующего эксперимента по научно обоснованному критериально-уровневому аппарату изучения развития творческой самостоятельности, позволили сделать следующие предварительные выводы: 1) у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. 2) они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; 3) научились задавать вопросы и находить на них ответы, со-размышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного учебного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; 4) более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показывает положительную динамику уровня развития творческой самостоятельности в экспериментальных группах. Так, по результатам контрольного эксперимента (диагностическая методика Д. Гилфорда) показатели первого субтеста выросли на 36%, показатели второго субтеста – на 43%, третьего – на 21%. Это позволило нам сделать вывод о том, что система педагогических условий, применяемая в экспериментальных группах кружка «САМ» с целью развития творческой самостоятельности младших школьников, достаточно эффективна.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богоявленская, Д.Б Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2003.

  2. Педагогическое творчество и воспитание творческой активности на уроках. – Режим доступа:http://sch2.edusite.ru/DswMedia/vyistuplenienapedsoveteurjumcevann.doc. Дата обращения: 24.03.2013.

  3. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Д. Эльконин – М.: Педагогика, 1989.

Просмотров работы: 1238